Формирование профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Корчагина А. Г.,
преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж».
С древних времен и до наших дней изучение и познание медицины немыслимо без базисных знаний терминов, понятий и выражений на латинском языке. Язык, именуемый «мертвым», продолжает верно служить человечеству и мировой цивилизации. Не вызывает сомнения, что одним из основных способов сохранения и передачи культуры является язык. Освоение будущими специалистами латинского языка позволяет не только обогатить свои знания в области латинского языка и культуры Рима, но и овладеть международным языком медицинских работников. Научная терминология в медицине относится к области интернациональной лексики, которая должна быть понятной врачам всего мира. Эта терминология построена главным образом на основе латинского языка. В настоящее время латынь облегчает общение врачей, говорящих на разных языках, так как медицинская терминология практически вся латинизирована.
В настоящее время формирование профессионального языка - существенный фактор подготовки медицинского работника. Профессиональный язык образуется в основном из системы терминов. В соответствии с требованиями государственного стандарта дисциплина ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» включает три терминологических цикла:
1) терминология морфологических дисциплин — анатомии и гистологии;
2) терминология комплекса патологической анатомии, патологической физиологии и клинических дисциплин;
3) фармацевтическая терминология с номенклатурой лекарственных средств.
Преподавание элементов латинской грамматики последовательно ориентировано на преподавание основ медицинской терминологии. Студенты обучаются тем знаниям-умениям, которые необходимы для обозначения латинскими терминами специальных понятий в различных дисциплинах медико-биологического и медицинского характера. Дисциплина «ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов медицинских образовательных учреждений при условии, если изучение латинского языка будет происходить в аспекте широких межпредметных связей, с опорой на принцип культуросообразности в обучении.
Студенты Армавирского медицинского колледжа могут расширить свой лингвострановедческий кругозор на практических занятиях по предмету, изучая темы «История латинского языка и Римского государства», «Вклад латинского языка в развитие научной, медицинской и общественно- политической терминологии». Широко практикуется студентами написание рефератов и презентаций по вопросам развития латинского языка и различным аспектам античной культуры.
Проведение олимпиады по латинскому языку, различных конкурсов и викторин, просмотр и обсуждение научно- популярных и художественных фильмов античной тематики – все это помогает сформировать интерес студентов к данной дисциплине, а также расширить их кругозор.
Значительную роль в повышении образовательного уровня студентов, формировании профессиональных компетенций имеет и наличие на кафедре различных методических пособий. В формировании профессиональной компетенции, готовности к постоянному повышению образовательного уровня, способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, творчески решать стоящие задачи, способности к саморазвитию, большое значение имеет навык самостоятельной работы студентов. Именно поэтому в пособие необходимо ввести достаточно много упражнений на самостоятельное конструирование медицинских терминов, даются «ключи» к заданиям, что способствует своевременному анализу эффективности самостоятельной работы и позволяет вносить коррективы с целью ее активации.
Модернизация методики преподавания латинского языка ведется и через внедрение электронных информационно-образовательных ресурсов. На лекциях используются презентации, которые позволяют студентам легче запоминать материал. Электронные учебные пособия по латинскому языку служат инструментом интеграции в систему профессиональной подготовки.
Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что:
1) целеустремленность студента и его самостоятельная работа расширяет познавательно-образовательный аспект изучения латыни и ее межпредметные связи с другими дисциплинами учебного цикла.
2) изучение латинского языка открывает путь студентам к сознательному усвоению и грамотному употреблению профессионального языка будущего специалиста.
3) изучение терминологического курса латинского языка способствует формированию у студентов международного языка профессиональной коммуникации.
Являясь неотъемлемой частью обучения любой медицинской специальности, латинский язык вносит свою лепту в формирование у будущих медицинских работников глубоких знаний, интеллектуального потенциала, способности творчески мыслить, решать профессиональные задачи.