СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование профессиональных знаний на уроках и во внеклассной работе учителя химии.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о формировании культуры химических знаний. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональных знаний на уроках и во внеклассной работе учителя химии.»

О.В. Фетисова, Т.А. Чиняева

г. Златоуст


Формирование профессиональных знаний на уроках и во внеклассной работе учителя химии.


На современном этапе развития общества все более важной проблемой становится формирование культуры химических знаний, позволяющих человеку осознать свое единство с окружающим его миром, выработать разумное отношение к природе, конкретным веществам и материалам, найти свое место в жизни.

Химию называют «индустрией чудесных превращений», она позволяет синтезировать материалы, которых нет в природе, использовать для создания всевозможных машин и приборов, для строительства жилища, для производства одежды и обуви. Химическая промышленность выпускает искусственные волокна и красители для изготовления одежды, искусственные кожи для пошива обуви.

Химия окружает нас повсюду. Что бы мы ни делали, что бы мы ни держали в руках, что бы мы ни наблюдали вокруг – всюду нас сопровождают разнообразные вещества и превращения этих веществ, то есть химические реакции.

Весь облик нашей планеты, ее леса и горы, ее почвы и воды созданы химическими превращениями. Уголь, который даёт нам электричество; нефть, из которой получают топливо для автомобилей и самолетов, металлы, выплавленные из руд – всё это продукты химических реакций. [1]

Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет (Соловейчик С.). Если дети равнодушны к предмету, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому не случайно каждый учитель в процессе своей деятельности стремится решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания?

Очень важно учителю показать, как те или иные знания могут помочь ребенку в жизни, а иногда даже определиться с выбором профессии. Например, знания учащихся по теме ОВР необходимы для успешной сдачи вступительных экзаменов в ведущие ВУЗы. Кроме того, окислительно-восстановительные реакции (ОВР) чрезвычайно распространены. С ними связаны природные процессы обмена веществ, брожения, круговорота веществ в природе. Эти реакции можно наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов, при электролизе и выплавке металлов. С их помощью получают щелочи, кислоты и многие другие ценные химические вещества. Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе преобразований химической энергии в гальванических и топливных элементах. Для того чтобы заинтересовать учащихся данной темой, приблизить её к жизни, а также связать изучаемый материал с биологическими и физическими знаниями, необходимо показывать, где это уместно, значение ОВР в живой природе. Например, два важнейших присущих живому веществу процесса, которые протекают в биосфере и обеспечивают её стабильное динамическое состояние – фотосинтез и дыхание, – представляют собой взаимодополняющие окислительно-восстановительные процессы. [2]

Существует в мире огромное количество профессий, так или иначе, касающихся химии.

Некоторые профессии, связанные с химией:

  1. Химик-технолог

Это специалист, который занимается разработкой оптимальных проектов изготовления продукции для ее производства в промышленных условиях. Химик-технолог может специализироваться в выпуске пластмасс, органических смол, лаков, красок, топлива, взрывчатых веществ, стекла, цемента, керамики и другого.

Работа по названной специальности основывается на выполнении ряда должностных обязанностей, таких как контроль всех производственных процессов, например. Кроме этого, химик-технолог лично проверяет качество продукции. Он получает образец, и если есть недостатки, то вносит необходимые изменения в процесс производства.

  1. Биохимик

Биохимики изучают химические процессы, происходящие в живых организмах. Специалисты-биохимики очень важны для исследований в области стволовых клеток и генетики, реакции организмов на различные лекарства и аллергены, агрохимии и повышении урожайности сельскохозяйственных культур.

  1. Химик-эколог

Химик-эколог занимается организацией и осуществлением локального мониторинга, производственного экологического контроля на предприятиях. Разрабатывает нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, лимиты на природопользование, ведет расчет экологических платежей. Проводит инвентаризацию источников загрязнения атмосферы, сточных вод, отходов, испытание и составление паспортов пылегазоочистных установок и др. Осуществляет химическую экспертизу качества сырья, полупродуктов и продуктов питания, воды.

  1. Учитель химии

Учитель химии осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподавания учебного предмета «химия». Проводит уроки, дополнительные факультативные занятия, руководит предметными кружками. Знакомит учащихся с современными химическими производствами, основными направлениями химизации ведущих отраслей народного хозяйства, трудом работников в химическом и смежном производствах.

  1. Фармацевт

Работа фармацевта – это в основном аптека, где ему предстоит отпускать лекарства. В обязанности аптечного продавца входит проверка рецептов врачей (очень сложная работа, учитывая традиционную неразборчивость их почерков), выдача лекарств по этим рецептам, консультации посетителей касательно правильности и безопасности приемов препаратов, проведение учета рецептов, координирование запасов товара.

Фармацевт должен знать, как изготавливаются лекарства. Также он в курсе всех исследований и умело продает все существующие на фармакологическом рынке препараты. Он должен разбираться, какой препарат что лечит.

Внеклассная работа по химии углубляет знания учащихся, помогает установить связь химии с жизнью, выявить склонности и дарования учащихся, развивает их творческую самостоятельность, умение работать с книгой, способствует правильной постановке эксперимента, умению обобщать полученные результаты исследований и рассказывать о них, выступая с сообщениями.

Так как одной из задач преподавания химии является усиление практической направленности, эта тенденция должна превалировать и во внеклассной работе.

Следует учитывать возрастные особенности учащихся. Из распространённых видов массовых внеклассных мероприятий учащиеся 8 классов предпочитают конкурсы и турниры, классные часы и сказочные сценарии, тематические вечера. Учащихся же старших классов интересуют более «серьёзные» мероприятия: конференции, декады, деловые игры, КВН.

На городском методическом объединении мы задались вопросами: как расширить заинтересованность обучающихся в дисциплинах естественно–научного профиля? Так же познакомить ребят с профессиями, в которых необходимы знания предметов данного цикла.

Решить эти вопросы нам помогла предметная декада в рамках которой был проведен «квест», который охватил такие предметы как: химия, география, биология, история.

В ходе мероприятия были охвачены обучающиеся 7-х классов, которые были поделены на группы и им были вручены путевые листы, согласно которым ребята посещали «станции»:

«Химическая станция» - ребятам рассказали о профессии лаборанта, химика-технолога, а затем было предложено на практике побыть лаборантом и определить кислотность среды с помощью индикаторов.

«Географическая станция» - обучающихся познакомили с профессией ландшафтовед, и было предложено собрать мозаику природного комплекса

«Историческая станция» - ребята познакомили с такой профессией как археолог, а затем им было предложено раскопать исторический артефакт, собрать его и познакомиться с его историей.

«Ювелирная станция» - обучающимся рассказали о профессии ювелир, поделочных камнях, месторождениях драгоценных камней, а затем было предложено побыть ювелирами и создать украшения.

«Биологическая станция» - на данной станции ребят знакомили с профессией врач, с направлением работы различных врачей, а затем было предложено назвать части тела и органы человека, а так же правильно разместить их на муляже.

В ходе данного мероприятия было достигнуто несколько целей:

  1. Привлечение интереса обучающихся к предметам естественнонаучного профиля;

  2. Обучающиеся познакомились с профессиями связанными с предметами данного профиля;

  3. Обучающиеся получили опыт работы в группе и с лабораторным оборудованием;

  4. Обучающиеся 10-х классов приобрели опыт организации т.к. организовывали работу на станциях, а так опыт работы с дополнительной литературой, т.к. помогали в подборе информации, которая применялась на станциях.

Изучать химию в школе трудно, поэтому особое внимание нужно уделяется мероприятиям, позволяющим создавать типичные жизненные ситуации, в ходе которых ученику нужно найти правильную линию поведения, оптимальное решение рассматриваемой проблемы, соответствующее реальным обстоятельствам, что приводит к «взрыву эмоций» и резкому повышению у учащихся интереса к предмету. Также данные мероприятия знакомят учащихся с профессиями, связанными с химией. Цель внеклассной работы, как и всей учебно-воспитательной работы школы, заключается в комплексной реализации трудового, нравственного, экономического, эстетического и экологического воспитания учащихся, углублении знаний.

Что главное в работе учителя? Каждый отвечает на этот вопрос по-своему. Кто-то считает невозможным полноценно работать, если в школе нет современного кабинета химии, для другого главное заключается в подготовке призеров и победителей олимпиад, третий мечтает овладеть новыми педагогическими технологиями.

Но самое главное для учителя создать условия, в которых бы ребенок не потерял то, что изначально в нем заложено природой.

Мы учителя в ответе за всех своих учеников, в которых должны разглядеть талант и создать условия для их полноценной самореализации.


Литература

  1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия / Авт.-сост. Л. А. Савина; Худож. А. В. Кардашук, О. М. Войтенко. – М.: АСТ, 1995. – 3-4 с.

  2. Химия. 10-11 классы: сборник элективных курсов / авт.-сост. В. Е. Морозов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 3 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!