Формирование пространственных представлений у младших школьников с ДЦп
Креймер Екатерина, студентка ГБПОУ СО «Самарский
социально-педагогический колледж», 4 курс
Научный руководитель – Ненашева Марина Михайловна,
преподаватель профессиональных дисциплин
Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия у младших школьников. Овладение младшими школьниками знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.
Дети с церебральным параличом – это особая категория детей, у которых отмечается сложная структура дефекта, включающая двигательные, психические и речевые нарушения разной степени выраженности. В структуре интеллектуальных нарушений у детей с ДЦП отмечается недостаточная сформированность пространственных представлений. Развитие пространственных представлений базируется на двигательной активности, что является главным нарушенным звеном при этом заболевании. У детей с ДЦП дефицит пространственных представлений особенно выражен и может вести к трудностям не только в обучении, но и в освоении бытовых навыков. Полное или почти полное отсутствие собственной двигательной активности у таких детей затрудняет их ориентацию в "большом" пространстве. Препятствует становлению зрительно-моторных координаций, замедляет формирование квазипространственных структур, лежащих в основе понимания логико-грамматических конструкций и математических операций.
Формирование и развитие пространственных представлений очень важно для успешной социальной адаптации ребенка, а также создает основу для благополучного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом).
Ещё со школьного возраста мне всегда хотелось узнать, чем обусловлены те или иные трудности в обучении и жизнедеятельности людей с ОВЗ. Мой интерес увеличился, когда я лицом к лицу столкнулась с молодыми людьми с ДЦП. Мне захотелось узнать, какие у них могут возникать трудности, чем они обусловлены и как их можно компенсировать или скоррегировать. Поэтому тема исследовательской работы была сформулирована как «формирование пространственных отношений у младших школьников с ДЦП», она является актуальной, так как совершенствование пространственной ориентировки у детей с ДЦП ведет к более полному познанию ребенком внешнего мира, его социализации в обществе.
Прежде всего, следует уточнить термин «пространственное мышление», его содержательную и операциональную стороны. Базой для развития пространственного мышления являются пространственные представления, которые отражают соотношения и свойства реальных предметов, то есть свойства трехмерного видимого или воспринимаемого пространства.
Т.Х. Пономарёва и Е.А. Корнилова дают такое определение термина «представление»: это психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов.
Содержанием пространственного мышления является оперирование пространственными образами в видимом или воображаемом пространстве (на плоскости). Этим пространственное мышление отличается от других форм мышления, где выделение пространственных характеристик не является центральным моментом.
Чтобы коррекция проблем пространственного восприятия в процессе обучения младших школьников математике проходила наиболее эффективно, необходимо не только наличие у педагога методик и программ, по которым проводятся коррекционные занятия, но и достаточного количества упражнений, которые позволяли бы формировать пространственные представления. При проведении этой работы необходимо учитывать преемственность образовательных программ; обязательное включение в эту работу семьи; деятельностный подход; опору на индивидуальные особенности ребенка с учетом его сопутствующих дефектов.
Коррекционно-развивающие занятия должны иметь различные формы: групповую, индивидуальную, работу с семьей. Работа с семьей предполагает такие виды работы, как проведение бесед о необходимости развития пространственных представлений у детей с ДЦП, непосредственное участие родителей в коррекционно-развивающих занятиях, закрепление пройденного материала дома во время выходных дней, каникул.
Методы и приемы коррекционно-развивающей работы:
- задания, основанные на конкретном математическом материале;
- гимнастические упражнения во время физ. минуток;
- подвижные игры по словесной инструкции с использованием стихотворных текстов, проводимые на переменах и дома (совместно с родителями);
- игры с использованием наглядности (стрелки-векторы, схемы).
В ходе занятий должны создаваться такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. При этом все упражнения подбираются с таким учетом, чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их. Общая оценка работы ребенка всегда дается таким образом, чтобы не нарушить главного условия всех занятий – это получение детьми и взрослыми удовлетворения от ее выполнения, тем самым, обеспечивая положительную мотивацию деятельности всех участников коррекционно-развивающего процесса. Этому так же способствует поддержание доброжелательной атмосферы на занятиях, равноправное сотрудничество взрослых и детей. Исключительное значение приобретает положительная настроенность педагога, направленная на установление доверительных отношений с каждым ребенком. Кроме того, непосредственное участие педагога в играх и упражнениях позволяет осуществлять и руководство деятельностью обучающихся, и поддерживать их активность и самостоятельность. Постоянно должен повышаться уровень сложности заданий, степень самостоятельности детей, а также объем и характер оказываемой помощи.
Только комплексный подход к решению проблемы позволит эффективно сформировать пространственные отношения у детей с ДЦП, а значит позволит им в дальнейшем увереннее осваивать учебную программу и овладевать бытовыми навыками.