Формирование пространственных представлений у младших школьников на примере объемных геометрических фигур.
Я поделюсь своим опытом работы по формированию пространственных представлений у младших школьников на примере объемных геометрических фигур.
Тема эта своевременна и актуальна.(слайд 4)
Подготовка к изучению систематического курса геометрии в основном звене школы.
Развитие пространственных представлений является важнейшей частью интеллектуального развития в целом, поскольку играет большую роль не только при изучении геометрии, но и других учебных дисциплин: рисования, черчения, физики, географии, технологии и ряда других школьных предметов.
3) Наличие хорошего пространственного воображения необходимо и инженеру, и педагогу, и дизайнеру, и экономисту и специалистам многих других профессий.
В 4 классе программа по математике предполагает знакомство с объемными геометрическими фигурами: куб, пирамида, конус в конце 2 четверти.
(Слайд 5)
У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому знакомство начинаю с демонстрирования объемных фигур. (показать наглядное пособие) Демонстрирование фигур наиболее эффективное средство развития пространственных представлений учащихся. Сравнение и сопоставление предметов одинаковой формы способствует переходу к геометрической форме в виде объемной материальной модели геометрической фигуры. Дети рассматривают фигуры, вспоминают похожие на них объекты в жизни, сравнивают, зрительно запоминают образы. На первом этапе я использую игровые технологии. Например, игра «Чёрный ящик». Перед вами чёрный ящик. В нём лежит много разных предметов. Ваша задача - достать куб, определив фигуру на ощупь.
Игра «Молчанка». Дети мне должны молча показать, изобразить куб, пирамиду руками, показать все его свойства.
На этом этапе ребята знакомятся с новыми математическими терминами: многогранник, ребра, грани, учатся писать новые термины. Так на уроке было задание написать 2 раза слова: прямоугольный параллелепипед. (слайд 6)
На следующем этапе использую технологии моделирования.
Создание графических образов или графическое моделирование необходимо не только для успешного обучения основам наук, но и имеет немалое значение в изобразительной, конструкторской, технической деятельности, реализуется в повседневной жизни.
Программа предусматривает практические работы: сделать модели куба, пирамиды из палочек и пластелина. (слайд 7) Я добавляю новые сложные задания, например, склеить куб из бумаги,(слайд 8) используя готовую развертку фигуры, или сложить куб в технике оригами(слайд 9) Такие задания занимают много времени, поэтому я их провожу на уроках технологии. При выполнении заданий использую технологию деятельностного подхода (дети учатся работать в группе, команде). Такие задания очень полезны. Умение ученика изготовить модель объемной фигуры приравнивается к умению читать чертежи и технологические карты, одним из главных критериев его способности к конструированию в представлении, оперированию пространственными образами и использованию их как опоры в мыслительной деятельности.
На третьем этапе изучения объемных фигур, дети выполняют практические задания с готовыми моделями фигур на уроке математики. Здесь я использую элементы проблемного обучения, дети применяют полученные знания в новых ситуациях. Например, надо показать вершины фигур, рёбра, грани, выполняют измерения, вычисляют площадь одной грани, а потом всей фигуры.(слайд 11)
В процессе изучения темы дети сделали много моделей разных фигур и возникла идея проведения творческо-познавательного ПРОЕКТА «Новогодние игрушки из объемных геометрических фигур» ( 12)
Цель проекта: изготовить елочную игрушку из объемной геометрической фигуры.
Задачи:
Изучить технологию изготовления объемных геометрических фигур: куба, конуса
Изготовить игрушку своими руками
Узнать историю украшения ёлки (не всегда люди покупали елочные игрушки в магазине)
Конечно технология проектирования делает учащихся активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития успешности школьников.
В чём достоинства проектной деятельности?
Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые задачи, выявить деловые качества детей.
Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность.
Итогом нашего проекта стала замечательная украшенная самодельными игрушками елка!
Свое выступление хочу закончить словами А.Н.Колмогорова:
«Математические сведения могут применяться умело и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески так, что учащийся видит сам, как можно было прийти к ним.»