СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности"Смотрю на мир глазами художника"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы  состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного  искус­ства и творческой деятельности… всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников,  логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Учебные задачи программы:

развивать природные задатки и способности, помогаю­щие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности.

-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

-научить правильно использовать термины, формулиро­вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

- освоение детьми основных правил изображения;

-овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

-развитие стремления к общению с искусством;

Воспита­тельные задачи:

- формирование эстетического отношения к красоте окружающего

-развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив­ной деятельности;

 Творческие задачи: умение осознанно ис­пользовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

- развитие стремления к творческой само­реализации средствами художественной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности

Освоение детьми программы  внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Декоративное творчество» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

- учебно – познавательный интерес к   изобразительному искусству;

- толерантное  принятие  разнообразия  культурных  явлений,  национальных  ценностей и духовных  традиций

- навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  - эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

 

 

Метапредметные результаты.  

Регулятивные

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

 -адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

 -навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 - пользоваться средствами выразительности языка изобразительного искусства,  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;

 - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами изобразительного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Познавательные

- различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в изобразительномикусстве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

             Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

Коммуникативные

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий изобразительным искусством  у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Предметные результаты

   -уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;

 -понимать образную сущность искусства;

  -сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их   чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

 -воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

-создаватьэлементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

–создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.

Учащиеся должны знать:

    - Материалы и приспособления, применяемые в работе художника, разнообразие техник;

    - жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

     - особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;

- историю возникновения  и развития бумагопластики,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги,  способы декоративного оформления готовых работ;

-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно.

-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;

  - историю возникновения  и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;

    -  виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;

 -общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;

Учащиеся должны уметь

 -наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;

  -моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;

 -пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

  -воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;

-понимать культурные традиции;

  -учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства;

– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

         - сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах

 -добывать необходимую информацию (устную и графическую).

 - анализировать конструкцию изделий и  технологию их изготовления;

            - определять основные конструктивные особенности изделий;

– подбирать оптимальные  технологические способы изготовления деталей и изделия в целом

- соблюдать общие требования дизайна изделий;

- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль

 

Содержание учебного курса.

 

Живопись

Первый год обучения. Начальные представления об осно­вах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изу­чение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зави­симости от характера его насыщения белой или чёрной крас­кой.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использова­ния палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

Второй год обучения. Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоцио­нального изменения цвета путём насыщения его ахроматиче­ской шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.

Третий год обучения. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа: изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.

Четвёртый год обучения. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразитель­ности, освоение цветовых контрастов. Один из основных мо­ментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: изображение сюжетных компо­зиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказоч­ных персонажей.

Графика

Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пят­на в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей

Второй год обучения. Продолжение освоения вырази­тельности графической неразомкнутой линии, развитие дина­мики руки (проведение пластичных, свободных линий). Рас­ширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графичес­кий материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материала­ми — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисо­вания цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в созда­нии графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

Третий год обучения. Расширение знаний о выразитель­ности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.

Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.

Четвёртый год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспек­тивы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различ­ных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление спосо­бов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

Скульптура

Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

Второй год обучения. Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

Третий год обучения. Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.

Четвёртый год обучения. Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

Аппликация

Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

Третий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.

Четвёртый год обучения. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.

5. Бумажная пластика

Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Третий год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

Четвёртый год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.

Работа с природными материалами

Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

Третий год обучения. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

Четвёртый год обучения. Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

 

 

 

 

 

Таблица тематического распределения  количества часов.

п/п

Разделы, темы

Количество часов

  Рабочая

программа

Рабочая  программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Живопись

43ч.

9

11

11

12

2.

Графика

39ч.

9

10

9

11

3.

Скульптура

15ч.

4

3

4

4

4.

Аппликация

18ч.

4

4

5

5

5.

Бумажная пластика

9ч.

3

3

2

1

6.

Работа с природными материалами

9ч.

3

2

2

-

7.

Организация и обсуждение выставки детских работ

4ч.

1

1

1

1

Итого:

137ч.

33ч.

34ч.

34ч.

34ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 класс 33 часа

 

Номер урока

 

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся (УУД)

Ауди-торные

Внеауди

торные

 

Живопись

3

                              Живопись

   Познавательные УУД:  Формируют начальные представления об основах живописи, изучают основные, тёплые и холодные цвета. Осваивают приёмы получения живописного пятна. Изображают пейзажи, сказочных животных и птиц, растения, травы.

     Регулятивные УУД:  Организовывают свою деятельность. Планируют последовательность выполнения поставленной задачи, оценивают результат деятельности, сравнивают с образцом, корректируют.

    Коммуникативные УУД:   Адекватно используют коммуникативные (речевые) средства. Задают существенные вопросы, формулируют собственное мнение. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

    Личностные УУД: Воспринимают и выражают своё отношение к шедеврам изобразительного искусства. Используют полученные умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    

                              Графика

       Познавательные УУД: Знакомятся с выразительными средствами графики. Получают первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен. Осваивают варианты работы цветными карандашами и фломастерами.

       Регулятивные УУД: Планируют последовательность практических действий для реализации замысла. Оценивают результат деятельности, сравнивают с образцом, корректируют.

       Коммуникативные УУД: Сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках.                                                          

 

                           Скульптура

     Познавательные УУД: Знакомятся с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глины и пластилина. Получают сведения о скульптуре как трёхмерном изображении. Изображают отдельные фрукты, овощи, птиц.

       Регулятивные УУД: Организовывают свою деятельность: подготавливают рабочее место, рационально размещают материалы и инструменты, соблюдают приёмы безопасного и рационального труда.

      Коммуникативные УУД: Развивают способности к совместному обсуждению заявленных вопросов, вступают в диалог.

 

                          Аппликация

    Познавательные УУД: Знакомятся с разными техниками аппликации: «вырезная аппликация», «обрывная аппликация», а также с различными материалами. Работают с засушенными цветами, листьями, травами (создают простые композиции).

     Регулятив

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности"Смотрю на мир глазами художника"»

7


Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искус­ства и творческой деятельности… всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Учебные задачи программы:

развивать природные задатки и способности, помогаю­щие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности.

-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

-научить правильно использовать термины, формулиро­вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

- освоение детьми основных правил изображения;

-овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

-развитие стремления к общению с искусством;

Воспита­тельные задачи:

- формирование эстетического отношения к красоте окружающего

-развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив­ной деятельности;

Творческие задачи: умение осознанно ис­пользовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

- развитие стремления к творческой само­реализации средствами художественной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности

Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Декоративное творчество» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

- учебно – познавательный интерес к изобразительному искусству;

- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.



Метапредметные результаты.

Регулятивные

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

-навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка изобразительного искусства, декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами изобразительного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Познавательные

- различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в изобразительномикусстве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

Коммуникативные

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий изобразительным искусством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Предметные результаты

-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;

-понимать образную сущность искусства;

-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

-создаватьэлементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

–создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.

Учащиеся должны знать:

- Материалы и приспособления, применяемые в работе художника, разнообразие техник;

- жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;

- историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;

-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно.

-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;

- историю возникновения и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;

- виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;

-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;

Учащиеся должны уметь

-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;

-моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;

-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;

-понимать культурные традиции;

-учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства;

– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах

-добывать необходимую информацию (устную и графическую).

- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;

- определять основные конструктивные особенности изделий;

– подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом

- соблюдать общие требования дизайна изделий;

- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль


Содержание учебного курса.


Живопись

Первый год обучения. Начальные представления об осно­вах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изу­чение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зави­симости от характера его насыщения белой или чёрной крас­кой.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использова­ния палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

Второй год обучения. Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоцио­нального изменения цвета путём насыщения его ахроматиче­ской шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.

Третий год обучения. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа: изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.

Четвёртый год обучения. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразитель­ности, освоение цветовых контрастов. Один из основных мо­ментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: изображение сюжетных компо­зиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказоч­ных персонажей.

Графика

Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пят­на в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей

Второй год обучения. Продолжение освоения вырази­тельности графической неразомкнутой линии, развитие дина­мики руки (проведение пластичных, свободных линий). Рас­ширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графичес­кий материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материала­ми — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисо­вания цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в созда­нии графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

Третий год обучения. Расширение знаний о выразитель­ности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.

Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.

Четвёртый год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспек­тивы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различ­ных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление спосо­бов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

Скульптура

Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

Второй год обучения. Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

Третий год обучения. Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.

Четвёртый год обучения. Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

Аппликация

Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

Третий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.

Четвёртый год обучения. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.

5. Бумажная пластика

Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Третий год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

Четвёртый год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.

Работа с природными материалами

Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

Третий год обучения. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

Четвёртый год обучения. Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.











Таблица тематического распределения количества часов.

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Рабочая

программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Живопись

43ч.

9

11

11

12

2.

Графика

39ч.

9

10

9

11

3.

Скульптура

15ч.

4

3

4

4

4.

Аппликация

18ч.

4

4

5

5

5.

Бумажная
пластика

9ч.

3

3

2

1

6.

Работа
с природными материалами

9ч.

3

2

2

-

7.

Организация
и обсуждение выставки детских работ

4ч.

1

1

1

1

Итого:

137ч.

33ч.

34ч.

34ч.

34ч.



















1 класс 33 часа



Номер урока



Наименование разделов, тем

Кол-во

часов


Характеристика деятельности учащихся
(УУД)

Ауди-торные

Внеауди

торные


Живопись

3

Живопись

Познавательные УУД: Формируют начальные представления об основах живописи, изучают основные, тёплые и холодные цвета. Осваивают приёмы получения живописного пятна. Изображают пейзажи, сказочных животных и птиц, растения, травы.

Регулятивные УУД: Организовывают свою деятельность. Планируют последовательность выполнения поставленной задачи, оценивают результат деятельности, сравнивают с образцом, корректируют.

Коммуникативные УУД: Адекватно используют коммуникативные (речевые) средства. Задают существенные вопросы, формулируют собственное мнение. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД: Воспринимают и выражают своё отношение к шедеврам изобразительного искусства. Используют полученные умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Графика

Познавательные УУД: Знакомятся с выразительными средствами графики. Получают первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен. Осваивают варианты работы цветными карандашами и фломастерами.

Регулятивные УУД: Планируют последовательность практических действий для реализации замысла. Оценивают результат деятельности, сравнивают с образцом, корректируют.

Коммуникативные УУД: Сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках.



Скульптура

Познавательные УУД: Знакомятся с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глины и пластилина. Получают сведения о скульптуре как трёхмерном изображении. Изображают отдельные фрукты, овощи, птиц.

Регулятивные УУД: Организовывают свою деятельность: подготавливают рабочее место, рационально размещают материалы и инструменты, соблюдают приёмы безопасного и рационального труда.

Коммуникативные УУД: Развивают способности к совместному обсуждению заявленных вопросов, вступают в диалог.



Аппликация

Познавательные УУД: Знакомятся с разными техниками аппликации: «вырезная аппликация», «обрывная аппликация», а также с различными материалами. Работают с засушенными цветами, листьями, травами (создают простые композиции).

Регулятивные УУД: Организовывают свою деятельность: подготавливают место для работы с бумагой, клеем, ножницами. Планируют последовательность практических действий для реализации замысла. Отбирают наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД: Умеют взаимодействовать с учителем и коллективом, слушать собеседника, излагать своё мнение.



Бумажная пластика

Познавательные УУД: Исследуют возможности плоского листа бумаги: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей.

Регулятивные УУД: Организовывают свою деятельность: подготавливают рабочее место, рационально размещают материалы и инструменты, соблюдают приёмы безопасного и рационального труда.

Коммуникативные УУД: Развивают способности к совместному обсуждению заявленных вопросов, вступают в диалог.


Работа с природными материалами

Познавательные УУД: Исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют природные материалы – корни, шишки, семена, листья. Осваивают правила сбора и хранения природных материалов. Соотносят природные материалы по форме и цвету с реальными объектами.

Регулятивные УУД: Организовывают свою деятельность. Планируют последовательность выполнения поставленной задачи, оценивают результат деятельности, сравнивают с образцом, корректируют.

Коммуникативные УУД: Умеют взаимодействовать с учителем и коллективом, слушать собеседника, излагать своё мнение.



Организация и обсуждение выставки детских работ

Обучающиеся вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. Определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. Вспоминают основные темы и содержание учебных задач.


1.

В мире волшебных красок. Основные и составные цвета. Радуга.

1


2-3.

Перо жар-птицы. Цветочная поляна.



2


Графика

1

4.

Как рисуют деревья.

1



Аппликация

1

5.

Аппликация в технике обрывания «Осеннее дерево».

1



Скульптура

1

6.

Сказка о грибах. Работа с пластилином.


1


Работа с природным материалом

3

7-9.

Экскурсия в осенний парк.

Сбор природного материала. Составление гербария из листьев различной формы и окраски.



3


Аппликация

1

10.

Чудо-листья. Аппликация из сухих листьев.

1





Графика

2

11.

Её Величество Линия. Виды линий. Орнамент из прямых линий.

1


12.

Знакомство с основными формами. Изображение предметов круглой и овальной формы.

1



Аппликация

1

13.

Изображение предметов квадратной и прямоугольной формы. Аппликация из геометрических фигур.

1



Живопись

3

14.

Что такое натюрморт. Натюрморт в творчестве русских художников.

1


15.

Что такое пейзаж. Близко и далеко. Линия горизонта. Ближний и дальний план.


1

16.

Какого цвета снег? Рисунок на тему «Снеговик».

1



Бумажная пластика

1

17.

Аппликация в технике скатывания «Снег».

1



Графика

1

18.

Ветка ели и ветка сосны.

1



Скульптура

1

19.

Пластилиновый рельеф «Заснеженное дерево».

1



Графика

1

20.

Изображение подводного мира. Строение рыб.

1



Аппликация

1

21.

Рыбка из кружочков. Аппликация.

1



Графика

4

22

-23.

Удивительный мир птиц. Рисуем птиц.

Как рисуют цветы. Строение цветка.

2


24-25.

Экскурсия в городской краеведческий музей.
Знакомство с творчеством кубанских художников.


2


Живопись

1

26.

Обсуждение особенностей исполнительского мастерства художников Кубани.


1


Бумажная пластика

1

27.

Аппликация в технике скатывания «Мимоза».


1


Скульптура

1

28.

Чудеса из леса. Работа с пластилином. Зверинец.

1



Бумажная пластика

1

29.

Бумажная пластика. Морщинистый слон из салфеток.

1



Живопись

2

30-

31.

Рисуем цветы. Одуванчик.

Рисуем цветы. Мак.


2


Скульптура

1

32.

Композиция «Мы лужок лепили».


1


Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

33.

Организация и обсуждение выставки детских работ.


1















2 класс 34 часа

Номер урока

Содержание

разделов и тем


Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеауди

торные


Живопись

11

Овладевать первичными живописными навыками

Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона

Осваивать способ насыщения цвета серой краской

Создавать живописными материалами пейзажи

1.

Основные цвета. Пейзаж «У реки» (выполнение наброска).



2-3.

Экскурсия к реке. .Пейзаж «У реки» (работа в цвете).


2

4-5.

Составные цвета. Изображение цветов.


2

6.

Насыщение цвета белой и чёрной краской. Камни в природе.

1


7.

Насыщения цвета серой краской. Натюрморт с геометрическими фигурами (набросок).


1

8-9.

Натюрморт с геометрическими фигурами (работа с тенью).


2

10.

Эмоциональная выразительность глухих цветов. Изображение выразительных объектов природы (деревья, кусты, камни и др.) (набросок).


1

11.

Изображение выразительных объектов природы (окончание работы).


1


Графика

10


Осваивать вырази­тельность графической неразомкнутой линии, развивать дина­мику руки . Рас­ширять представления о контрасте толстой и тонкой линии. Продолжать осваивать разный нажим на мягкий графичес­кий материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Познакомить с графическими материала­ми — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Развивать навыки работы с цветными карандашами. Закреплять представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в созда­нии графического образа.

12.

Освоение вырази­тельности графической неразомкнутой линии. Изображение животного.

1


13.

Развитие дина­мики руки (проведение пластичных, свободных линий). Изображение птицы.


1

14-15.

Рас­ширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Изображение предметов быта на Кубани.


2


16.

Освоение разного нажима на мягкий графичес­кий материал (карандаш). Портрет человека (набросок).

1


17-18.

Портрет человека (работа с тенью).


2


19.

Техника рисо­вания цветными карандашами. На детской площадке.


1

20-21.

Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в созда­нии графического образа. Изображение шара (набросок).


2


Скульптура

3

Овладевать навыками использования приёмов работы (защипление, заминание, вдавли­вание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином.

Изучать приемы передачи в объёмной форме.

22.

Основные приёмы работы с пластилином. Лепка лежащих животных.

1


23.

Работа с пластикой плоской формы. Декоративные украшения, листья.


1

24.

Приёмы передачи в объёмной форме фактуры. Сидя­щая фигура человека.


1


Аппликация

4

Осваивать технику обрывной аппликации, правила работы с ножницами, использовать прием симметрии, создавать композицию по образцу или собственному замыслу.

25.

Техники обрывной аппликации. Симметричная аппликация «Фрукты в корзине».

1


26.

Симметричная аппликация «Фрукты в корзине» (окончание работы).


1

27-28.

Композиция. Симметричная аппликация «Дом культуры».


2


Бумажная пластика

3

Использовать приемы силуэтного вырезания формы

Осваивать способ получения объёма с помощью бумаги.

Познакомиться с творчеством художников Кущёвского района

29.

Выразительность силуэтного вырезания формы. Вырезание фигурок обезьян.

1


30.

Получение объёма с помощью мятой бумаги. Изображение объемного пейзажа: кусты и деревья, растения и облака.


1

31.

Экскурсия в музей.


1


Работа с природными

мате­риалами

2

Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Составлять композицию их природных материалов.

32.

Работа с природными материалами. Изображение домиков в лесу.

1


33.

Работа с природными материалами по вы­бору детей.


1


Организация и обсуждение выставки детских работ

1

Организация и обсуждение выставки детских работ

34.

Организация и обсуждение выставки детских работ.


1




3 класс 34 часа





Наименование разделов, тем

Кол-во

часов


Характеристика деятельности учащихся
(УУД)

Ауди-торные

Внеаудиторные


Живопись

2

Живопись

Познавательные УУД: Осваивают способы подготовки и приемы работы с акварельными красками. Наблюдают и исследуют их свойства и особенности использования в изобразительном искусстве. Получают информацию о существовании дополнительных цветов. Знакомятся с живописным приёмом подмалёвок, накапливают навыки насыщения цвета тёплыми и холодными цветами.

Регулятивные УУД: Организовывают свою деятельность. Планируют последовательность выполнения поставленной задачи, оценивают результат деятельности, сравнивают с образцом, корректируют.

Коммуникативные УУД: Адекватно используют коммуникативные (речевые) средства. Задают существенные вопросы, формулируют собственное мнение. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД: Воспринимают и выражают своё отношение к шедеврам изобразительного искусства. Используют полученные умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Графика

Познавательные УУД: Знакомятся с выразительными возможностями различных графических материалов (пастель, цветные мелки). Исследуют (наблюдают, сравнивают, сопоставляют) иллюстрации, изобразительные средства, которыми пользуются художники для решения своих задач. Используют разные типы линий, контраст тёмного и светлого пятен. Знакомятся с техникой печати «сухой кистью».

Регулятивные УУД: Планируют последовательность практических действий для реализации замысла. Оценивают результат деятельности, сравнивают с образцом, корректируют.

Коммуникативные УУД: Сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках.





Скульптура

Познавательные УУД: Исследуют (наблюдают, сравнивают, сопоставляют) свойства пластичных материалов. Закрепляют навыки работы с мягкими скульптурными материалами. Ведут работу от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображают лежащие фигурки животных, сидящую фигуру человека. Осваивают приёмы декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмы продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Регулятивные УУД: Организовывают свою деятельность: подготавливают рабочее место, рационально размещают материалы и инструменты, соблюдают приёмы безопасного и рационального труда.

Коммуникативные УУД: Развивают способности к совместному обсуждению заявленных вопросов, вступают в диалог.



Аппликация

Познавательные УУД: Продолжают освоение обрывной и вырезанной аппликаций. Выполняют работы на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы.

Регулятивные УУД: Организовывают свою деятельность: подготавливают место для работы с бумагой, клеем, ножницами. Планируют последовательность практических действий для реализации замысла. Отбирают наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД: Умеют взаимодействовать с учителем и коллективом, слушать собеседника, излагать своё мнение.



Бумажная пластика

Познавательные УУД: Исследуют, сравнивают, сопоставляют свойства бумаги (состав, цвет, прочность). Закрепляют навыки работы с белой бумагой, совершенствуют приёмы сминания, закручивания, надрезания.

Регулятивные УУД: Организовывают свою деятельность: подготавливают рабочее место, рационально размещают материалы и инструменты, соблюдают приёмы безопасного и рационального труда.

Коммуникативные УУД: Развивают способности к совместному обсуждению заявленных вопросов, вступают в диалог.



Работа с природными материалами

Познавательные УУД: Исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют природные материалы – их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.) Осваивают правила сбора и хранения природных материалов. Соотносят природные материалы по форме и цвету с реальными объектами.

Регулятивные УУД: Организовывают свою деятельность. Планируют последовательность выполнения поставленной задачи, оценивают результат деятельности, сравнивают с образцом, корректируют.

Коммуникативные УУД: Умеют взаимодействовать с учителем и коллективом, слушать собеседника, излагать своё мнение.



Организация и обсуждение выставки детских работ

Дети в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывают свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме того, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.

1.

Три основные краски, строящие многоцветье мира. Рисование бабочки.

1


2.

Пять красок – всё богатство цвета и тона. Цветы.

1



Аппликация

1

3.

Аппликация из бумаги и ткани «Сказочный букет».

1



Живопись

3

4.

Картины Родины. Творчество

И. Шишкина, И. Левитана.

1


5-6.

Рисование с натуры ветки осеннего дерева.


2


Работа с природным материалом

2

7-8.

Экскурсия в осенний парк «Прекрасное вокруг нас».


2


Аппликация

2

9-10.

Выразительные возможности аппликации. Коллективная работа «Осень».






2


Живопись

1

11.

Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

1



Графика

2

12.

Линия как средство выражения: ритм и характер линий.


1


13.

Приёмы построения орнаментов. Растительные мотивы в орнаменте.

1



Скульптура

1

14.

Лепка из пластилина бытовых предметов. Дизайн посуды.

1



Живопись

1

15.

Украшение и фантазия. Морозные узоры.


1


Аппликация

1

16.

Коллективная работа «Новогодняя ёлка».


1


Бумажная пластика

1

17.

Объёмная пластическая композиция «Сказочный лес».

1



Графика

3

18.

Знакомство с техникой печати «сухой кистью».

1


19-20.

Выражение характера изображаемых животных. Художник и цирк.


2


Скульптура

1

21.

Наши друзья – животные. Лепка животных из пластилина.


1


Живопись

2

22-23.

Сказочные птицы и звери. Портрет. Знакомство с творчеством В. А. Тропинина, И. Н. Крамского.

2



Графика

2

24-25.

Изображение и реальность. Автопортрет. Портрет сказочного персонажа.

2



Скульптура

1

26.

Образ и характер человека, выраженный в объёме. Лепка сидящей фигуры человека.


1



Живопись

2

27-28.

Экскурсия в детскую художественную школу «Мир глазами детей».


2


Графика

1

29.

Пастель, цветные мелки; их выразительные возможности. Берёза.

1



Бумажная пластика

1

30.

Выразительные возможности бумаги. Объёмная композиция «Город».


1


Графика

1

31.

Выражение характера человека через украшения.


1


Скульптура

1

32.

Лепка декоративных украшений из солёного теста.



1



Аппликация

1

33.

Аппликация в технике симметричного вырезания «Весёлый хоровод».

1



Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

34.

Организация и обсуждение выставки детских работ.


1




4 класс 34 часа





Содержание

разделов и тем


Кол-во

часов


Характеристика деятельности обучающихся

Ауди-торн.

Внеауди

торн.


Живопись 3

3



Живопись

Познавательные УУД: Закрепляют навыки получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, осваивают цветовые контрасты. Выполняют задания на изображение цветных теней. Изображают сюжетные композиции, пейзажи, натюрморты, природные объекты, сказочных персонажей.

Регулятивные УУД: Организовывают свою деятельность. Планируют последовательность выполнения поставленной задачи, оценивают результат деятельности, сравнивают с образцом, корректируют.

Коммуникативные УУД: Адекватно используют коммуникативные (речевые) средства. Задают существенные вопросы, формулируют собственное мнение. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД: Воспринимают и выражают своё отношение к шедеврам изобразительного искусства. Используют полученные умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Графика

Познавательные УУД: Используют знакомые приёмы работы, выполняют творческие задания на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Осваивают новые графические материалы (уголь, мел, гелиевые ручки).

Регулятивные УУД: Планируют последовательность практических действий для реализации замысла. Оценивают результат деятельности, сравнивают с образцом, корректируют.

Коммуникативные УУД: Сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках.

Скульптура

Познавательные УУД: Закрепляют навыки работы с мягкими скульптурными материалами. Выполняют творческие задания на поиск образа в общей пластической массе. Работают над рельефом.

Регулятивные УУД: Организовывают свою деятельность: подготавливают рабочее место, рационально размещают материалы и инструменты, соблюдают приёмы безопасного и рационального труда.

Коммуникативные УУД: Развивают способности к совместному обсуждению заявленных вопросов, вступают в диалог.

Аппликация

Познавательные УУД: Знакомятся с новыми материалами, используемыми в аппликации – шерстяными нитками. Изображают пейзажи, предметы быта, фантастических животных из засушенных листьев.

Регулятивные УУД: Организовывают свою деятельность: подготавливают место для работы с бумагой, клеем, ножницами. Планируют последовательность практических действий для реализации замысла. Отбирают наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД: Умеют взаимодействовать с учителем и коллективом, слушать собеседника, излагать своё мнение.

Бумажная пластика

Познавательные УУД: Закрепляют навыки работы с белой бумагой, совершенствуют приёмы сминания, закручивания, надрезания. Работают над объёмной пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Регулятивные УУД: Организовывают свою деятельность: подготавливают рабочее место, рационально размещают материалы и инструменты, соблюдают приёмы безопасного и рационального труда.

Коммуникативные УУД: Развивают способности к совместному обсуждению заявленных вопросов, вступают в диалог.

Работа с природными материалами

Познавательные УУД: Исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют природные материалы – их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.) Выполняют тематические композиции.

Регулятивные УУД: Организовывают свою деятельность. Планируют последовательность выполнения поставленной задачи, оценивают результат деятельности, сравнивают с образцом, корректируют.

Коммуникативные УУД: Умеют взаимодействовать с учителем и коллективом, слушать собеседника, излагать своё мнение.



Организация и обсуждение выставки детских работ

Подводят итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. Определяют, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Высказывают свои суждения по поводу отдельных тем занятий, по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.

1-2

Что нужно знать о цвете. Цветовые контрасты. Изображение природы в разных состояниях. Плинер.

2


3

Совмещение нескольких техник в работе акварелью. Техника отпечатка.

1



Скульптура 1

1

4

Разновидности пластилинового рельефа. Сграффито.

1



Графика 1

1

5

Красота природных форм в искусстве графики.


1


Живопись 2

2

6-7

Осеннее многоцветье земли в живописи. Экскурсия в осенний парк «Краски осени».


2


Аппликация 2

2

8-9

Аппликация из засушенных листьев «Осенний пейзаж» Объёмная композиция из природного материала.


2


Графика 2

2

10

Штриховка и цветовой фон.

1


11

Тон, форма, светотень. Натюрморт из геометрических тел.






1



Живопись 2

1

12

Природные и рукотворные формы в натюрморте.


1


Скульптура 2

1

13

Барельеф из пластилина.

1



Живопись 2

1

14

Сюжетная композиция «Зимняя прогулка».

1



Аппликация й

1

15

Аппликация из цельных нитей «Снежинка».

1



Бумажная пластика

1

16

Конструирование из бумаги. Коллективная работа «В царстве прекрасных снежинок»

1



Графика

4

17-18

Люди и их лица. Мимика. Выражение характера человека в изображении: мужской образ, женский образ.

2


19-20

Художники-сказочники. Знакомство с творчеством И. Билибина,
В. Васнецова.


2


Живопись

3

21-22

Темы и сюжеты народных сказок. Образ сказочного героя. Образы отрицательных персонажей.


2

23

Изображение и фантазия. Образ сказочного леса.

1



Скульптура

1

24

Нахождение образа в пластической массе. Персонажи сказок.


1


Живопись

2

25-26

Экскурсия в детскую художественную школу.


2


Аппликация

2

27-28

Аппликация из резаных нитей «Одуванчик».

2



Графика

1

29

Народные промыслы. Золотая хохлома.

1



Скульптура

1

30

Единство формы и декора в народ-ных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки.

1



Графика

3

31-32

Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма.


2

33

Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги.

1



Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

34

Организация и обсуждение выставки детских работ.


1








СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 13

от «____» августа 2019 года № 1

__________ В.А.Исаенко



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

___________ Е.В. Сидельникова


«____» августа 2019 года




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!