Формирование пространственных представлений,
зрительно-пространственного анализа-синтеза.
Формирование латералиты.
1.. Ориентировка на собственном теле, дифференцирование правых и левых его частей.
2. Ориентировка в окружающем пространстве в определенной
последовательности:
сбоку,
спереди,
напротив (определение правых и левых частей тела у человека, сидящего напротив, затруднено, так как надо представить себя в другом пространственном положении).
Четкая дифференциация правых и левых частей тела (пробы Херда).
Дифференциация правых и левых частей букв, элементов других графических изображений.
Параллельно проводится работа с предлогами, обозначающими пространственные отношения.
Далее проводится работа по развитию зрительного анализа графических изображений и букв, составляющих их элементов; определение сходства и различия между сходными графическими изображениями и буквами.
Практические упражнения на ориентировку в окружающем пространстве
Последовательность:
Определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе (т. е. к ребенку).
То же, сбоку от ребенка.
Определение пространственного соотношения между 2—3 предметами или изображениями:
а) возьми правой рукой карандаш и положи около правой
руки (то же — левой);
б) положи карандаш справа от тетради. Скажи, где нахо
дится ручка по отношению к тебе? Тетрадь?
Аналогично с 3-мя предметами.
Далее прорабатываются пространственные отношения между фигурами, буквами.
Формирование буквенного гнозиса (дифференциация зрительных образов букв)
Практические упражнения:
Найти букву среди графически сходных.
Соотнести одинаковые буквы, написанные разным шрифтом.
Определить (назвать) буквы, выполненные в неправильном пространственном положении.
Найти, назвать, записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
Обвести, раскрасить, вырезать, вылепить буквы по заданному образцу.
Обвести буквы, выполненные пунктиром.
Доконструировать (дописать) букву.
Найти и назвать буквы, наложенные друг на друга.
Найти правильно записанные буквы среди неправильных (найти правильные и неправильные буквы).
Найти буквы, написанные в зеркальном отображении.
Конструирование букв из элементов.
Реконструирование букв, например Р—В (Ж—К), добавляя и убирая элементы, изменяя их положение в пространстве (Н-»И→П).
Определение различия сходных букв, которые состоят из одних элементов, но различно расположенных в пространстве (НиП).
14.Использование игровых моментов (шуток, загадок, символов: о — обруч, д — дятел...).
Зрительный образ обязательно подкрепляется тактильными ощущениями, ручным праксисом. Обязательно различение смешиваемых букв проводить в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, слогов, слов, предложений.