Формирование рефлексивных умений младших школьников в процессе обучения.
Ведущей тенденцией современного образования является его ориентация на психическое и личностное развитие ребенка. В практику современной школы внедряются педагогические технологии, реализующие идеи личностно- ориентированного обучения. Процесс обучения направлен на формирование у младших школьников умения учиться. Если в учебной деятельности ученик является субъектом этой деятельности, то развитие школьника будет характеризоваться появлением у него новых психических новообразований, в том числе и рефлексии.
Среди современных разработчиков теории рефлексивной деятельности следует отметить А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова. В подходе А.В. Карпова рефлексивность выступает как мета-способность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы, а рефлексивные процессы - как «процессы третьего порядка» (считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные, а второго порядка - синтетические и регулятивные). В его концепции рефлексия представляет собой наивысший по степени интегрированности процесс; она одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности. А.В. Карпов пишет: «Способность к рефлексии можно понимать, как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям».
В данном подходе рефлексия является синтетической психической реальностью, которая является одновременно процессом, свойством и состоянием. По этому поводу А.В. Карпов отмечает: «Рефлексия - это одновременно и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания». Многие авторы указывают на то, что именно включение рефлексивных функций в деятельность ставит индивида в позицию исследователя по отношению к собственной деятельности и не сводится ни к одной из них.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими учащимися со своими способами и методами действия. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Остановимся на некоторых видах рефлексии и их приёмах работы, которые можно использовать на уроке.
Рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент, рифмовка).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя различные приемы.
«Лесенка успеха»: нижняя ступенька - у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось;
средняя ступенька - у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы;
верхняя ступенька - у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.
«Наряди ёлку»: успешно выполнил задание – повесил шарик,
были ошибки – шарик остался возле ёлки.
«Дерево успеха»: зелёный лист – нет ошибок,
жёлтый лист – 1 ошибка,
красный лист – 2-3 ошибки;
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «Древа целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…). На последнем этапе занятия можно организовать рефлексию детей, которая связана с целью урока, в словесной форме учащимся предлагается оценить свою работу, настроение от урока:
1. Короткая беседа в конце урока:
2. Если перед уроком на доске были записаны цели, вопросы могут быть иными.
Что мы делали для достижения поставленных целей?
Довольны ли мы результатом?
Можно ли это было сделать иначе?
Какой вариант лучше?
Где нам пригодится это умение?
3. Закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.
Сегодня на уроке я …
Больше всего мне понравилось …
Самым интересным сегодня на уроке было ...
Самым сложным для меня сегодня было ….
Сегодня на уроке я почувствовал ...
Сегодня я понял ...
Сегодня я научился .. .
Сегодня я задумался … .
4.Определить уровень понимания поможет следующий вариант:
3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно;
2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;
1 балл - я не все понял, но мне было интересно;
0 баллов - я ничего не понял и на уроке скучал.
Или баллы заменить цветом
Зеленый – Я все понял, я молодец!
Желтый – Не все удалось, я могу лучше!
Красный – Мне надо больше стараться!
5. При подведении итогов урока - «Плюс-минус-интересно»
+ | - | интересно |
-ученик записывает чем ему понравился урок, чему новому он научился | - ученик записывает то, что ему не понравилось на уроке, показалось скучным или информация была ненужной | - ученик записывает все, что его особенно заинтересовало по теме, возникшие к учителю вопросы |
6. Анкета «Да/нет», дающая количественную и качественную оценку уроку
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется | | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно |