СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование рефлексивных умений младших школьников в процессе обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексия - принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм  и предпосылок, предметное расмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания.

Просмотр содержимого документа
«Формирование рефлексивных умений младших школьников в процессе обучения.»

Формирование рефлексивных умений младших школьников в процессе обучения.

Ведущей тенденцией современного образования является его ориентация на психическое и личностное развитие ребенка. В практику современной школы внедряются педагогические технологии, реализующие идеи личностно- ориентированного обучения. Процесс обучения направлен на формирование у младших школьников умения учиться. Если в учебной деятельности ученик является субъектом этой деятельности, то развитие школьника будет характеризоваться появлением у него новых психических новообразований, в том числе и рефлексии.

Среди современных разработчиков теории рефлексивной деятельности следует отметить А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова. В подходе А.В. Карпова рефлексивность выступает как мета-способность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы, а рефлексивные процессы - как «процессы третьего порядка» (считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные, а второго порядка - синтетические и регулятивные). В его концепции рефлексия представляет собой наивысший по степени интегрированности процесс; она одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности. А.В. Карпов пишет: «Способность к рефлексии можно понимать, как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям».

В данном подходе рефлексия является синтетической психической реальностью, которая является одновременно процессом, свойством и состоянием. По этому поводу А.В. Карпов отмечает: «Рефлексия - это одновременно и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания». Многие авторы указывают на то, что именно включение рефлексивных функций в деятельность ставит индивида в позицию исследователя по отношению к собственной деятельности и не сводится ни к одной из них.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими учащимися со своими способами и методами действия. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Остановимся на некоторых видах рефлексии и их приёмах работы, которые можно использовать на уроке.

Рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент, рифмовка).

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя различные приемы.

«Лесенка успеха»: нижняя ступенька - у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось;

средняя ступенька - у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы;

верхняя ступенька - у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.

«Наряди ёлку»: успешно выполнил задание – повесил шарик,

были ошибки – шарик остался возле ёлки.

«Дерево успеха»: зелёный лист – нет ошибок,

жёлтый лист – 1 ошибка,

красный лист – 2-3 ошибки;

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «Древа целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…). На последнем этапе занятия можно организовать рефлексию детей, которая связана с целью урока, в словесной форме учащимся предлагается оценить свою работу, настроение от урока:

1. Короткая беседа в конце урока:

  • Чем мы сегодня занимались?

  • Что мы для этого делали?

  • Что у нас получилось хорошо?

  • Что нам пока не удается?

2. Если перед уроком на доске были записаны цели, вопросы могут быть иными.

  • Что мы делали для достижения поставленных целей?

  • Довольны ли мы результатом?

  • Можно ли это было сделать иначе?

  • Какой вариант лучше?

  • Где нам пригодится это умение?

3. Закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.

  • Сегодня на уроке я …

  • Больше всего мне понравилось …

  • Самым интересным сегодня на уроке было ...

  • Самым сложным для меня сегодня было ….

  • Сегодня на уроке я почувствовал ...

  • Сегодня я понял ...

  • Сегодня я научился .. .

  • Сегодня я задумался … .

4.Определить уровень понимания поможет следующий вариант:

  • 3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно;

  • 2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;

  • 1 балл - я не все понял, но мне было интересно;

  • 0 баллов - я ничего не понял и на уроке скучал.

Или баллы заменить цветом

  • Зеленый – Я все понял, я молодец!

  • Желтый – Не все удалось, я могу лучше!

  • Красный – Мне надо больше стараться!

5. При подведении итогов урока - «Плюс-минус-интересно»

+

-

интересно

-ученик записывает чем ему понравился урок, чему новому он научился

- ученик записывает то, что ему не понравилось на уроке, показалось скучным или информация была ненужной

- ученик записывает все, что его особенно заинтересовало по теме, возникшие к учителю вопросы


6. Анкета «Да/нет», дающая количественную и качественную оценку уроку

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется










активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!