СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование регулятивных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена для выступления на методическом объединении учителей-логопедов района.

Просмотр содержимого документа
«Формирование регулятивных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС»

Формирование регулятивных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС Учитель-логопед МБОУ СОШ № 151 Ястребкова И.В.

Формирование регулятивных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС

Учитель-логопед МБОУ СОШ № 151

Ястребкова И.В.

Универсальные учебные действия В широком значении термин означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении - это совокупность навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия

  • В широком значении термин означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • В более узком значении - это совокупность навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:  1)  личностный ; 2) регулятивный  (включающий также действия  саморегуляции ); 3)  познавательный ;  4)  коммуникативный .
  • В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

1)  личностный ; 2) регулятивный  (включающий также действия  саморегуляции ); 3)  познавательный ;

4)  коммуникативный .

Личностные действия  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные действия  обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.
  • Личностные действия  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
  • Регулятивные действия  обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные универсальные действия  включают: общеучебные   (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы. Коммуникативные действия  обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • Познавательные универсальные действия  включают: общеучебные   (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.
  • Коммуникативные действия  обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Особенности учащихся с ОНР, затрудняющие формирование УУД ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 1. Неустойчивое внимание. 2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. 3. Недостаточное развитие способности к переключению. 4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления. 5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. 6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. 7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА 1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя. 2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами. 3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы 4. Недостаточное развитие связной речи.

Особенности учащихся с ОНР, затрудняющие формирование УУД

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

  • 1. Неустойчивое внимание.
  • 2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  • 3. Недостаточное развитие способности к переключению.
  • 4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
  • 5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
  • 6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
  • 7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности

СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

  • 1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.
  • 2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.
  • 3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы
  • 4. Недостаточное развитие связной речи.
 Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.

Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать  словесную или письменную инструкцию   «Объясните домовёнку Кузе»     «Письмо с пропусками»   Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции. «Будь внимательным!»  

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию

  •   «Объясните домовёнку Кузе»  
  •   «Письмо с пропусками»   Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.
  • «Будь внимательным!»  
 Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану   «Расскажи о звуке по плану-схеме»  Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами. « Определи порядок действий»  Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий. «Составьте алгоритм»  

Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану

  • «Расскажи о звуке по плану-схеме» Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.
  • « Определи порядок действий» Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.
  • «Составьте алгоритм»  
Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль   «Возвращение к началу» Упражнение является подготовительным. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд. Этапы самопроверки: I этап – Ищем «случайные» ошибки.  Поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм. II этап – Ищем орфографические ошибки.  Поиск орфографических ошибок в слове. III этап – Проверка предложений . Поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль

  • «Возвращение к началу» Упражнение является подготовительным. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.
  • Этапы самопроверки:

I этап – Ищем «случайные» ошибки.  Поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.

II этап – Ищем орфографические ошибки.  Поиск орфографических ошибок в слове.

III этап – Проверка предложений . Поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности « Линейка достижений».  Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания: 1) Я научился различать буквы Б и Д (умения по теме занятия)  оценка от 0 до 5 2) Я старался   оценка от 0 до 5 3) Какую оценку я сам себе поставлю   оценка от 0 до 5   Карта самонаблюдений.   «Лесенка успеха»

Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

  • « Линейка достижений».  Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания:

1) Я научился различать буквы Б и Д (умения по теме занятия) оценка от 0 до 5

2) Я старался  оценка от 0 до 5

3) Какую оценку я сам себе поставлю  оценка от 0 до 5

  •   Карта самонаблюдений.  
  • «Лесенка успеха»
Образец карты   самонаблюдения  Я на занятии Дата   Старался писать без ошибок Проверял свою работу Следил за осанкой и правильной посадкой Работал внимательно Писал аккуратно, разборчиво Соблюдал чистоту и порядок в тетради Соблюдал дисциплину Работал активно, поднимал руку    

Образец карты   самонаблюдения

Я на занятии Дата

 

  • Старался писать без ошибок
  • Проверял свою работу
  • Следил за осанкой и правильной посадкой
  • Работал внимательно
  • Писал аккуратно, разборчиво
  • Соблюдал чистоту и порядок в тетради
  • Соблюдал дисциплину
  • Работал активно, поднимал руку

 

 

Выводы:  Речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.

Выводы:

Речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.