Просмотр содержимого документа
«Формирование регулятивных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС»
Формирование регулятивных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС
Учитель-логопед МБОУ СОШ № 151
Ястребкова И.В.
Универсальные учебные действия
- В широком значении термин означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- В более узком значении - это совокупность навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
- В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
1) личностный ; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции ); 3) познавательный ;
4) коммуникативный .
- Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.
- Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.
- Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Особенности учащихся с ОНР, затрудняющие формирование УУД
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
- 1. Неустойчивое внимание.
- 2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
- 3. Недостаточное развитие способности к переключению.
- 4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
- 5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
- 6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
- 7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности
СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
- 1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.
- 2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.
- 3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы
- 4. Недостаточное развитие связной речи.
Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.
Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию
- «Объясните домовёнку Кузе»
- «Письмо с пропусками» Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.
- «Будь внимательным!»
Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану
- «Расскажи о звуке по плану-схеме» Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.
- « Определи порядок действий» Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.
- «Составьте алгоритм»
Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль
- «Возвращение к началу» Упражнение является подготовительным. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.
- Этапы самопроверки:
I этап – Ищем «случайные» ошибки. Поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.
II этап – Ищем орфографические ошибки. Поиск орфографических ошибок в слове.
III этап – Проверка предложений . Поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.
Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности
- « Линейка достижений». Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания:
1) Я научился различать буквы Б и Д (умения по теме занятия) оценка от 0 до 5
2) Я старался оценка от 0 до 5
3) Какую оценку я сам себе поставлю оценка от 0 до 5
- Карта самонаблюдений.
- «Лесенка успеха»
Образец карты самонаблюдения
Я на занятии Дата
- Старался писать без ошибок
- Проверял свою работу
- Следил за осанкой и правильной посадкой
- Работал внимательно
- Писал аккуратно, разборчиво
- Соблюдал чистоту и порядок в тетради
- Соблюдал дисциплину
- Работал активно, поднимал руку
Выводы:
Речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.