Развитие творческого мышления учащихся на уроках русского язык
в начальной школе
Обучение русскому языку в начальных классах предоставляет учителю большие возможности для работы над развитием мышления школьников. Развивая пытливость ума, приучая ребёнка к осмысливанию материала, к разностороннему рассмотрению различных языковых явлений, учитель закладывает основы успешной мыслительной деятельности. Поэтому необходимо использовать по возможности как можно чаще задания повышенной сложности, т. е. с непривычной формулировкой, с новым языковым материало, с творческим заданием. .
Целью творческих учебных заданий является их использование учителем для развития активного, самостоятельного творческого мышления. Это должны быть такие задания, требующие от учеников на каждом уроке хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, будящие мысль учеников. Регулярное включение в учебный процесс таких заданий приучит к ним учащихся, пусть не сразу, но поднимет мыслительную активность всех учащихся класса.
Одним из видов таких заданий являются задания на сравнение. Например, при изучении темы « Ударение» важно раскрыть смыслоразличительную роль ударения. С этой целью учитель может предложить задания, включающие слова-омонимы.
У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне!
У Маши цветы в комнате. Не маши палкой!
Прочитай. Сравни выделанные слова в левом и правом столбиках. Есть ли разница на письме? А на слух? Прислушайтесь, какой слог в выделенных словах сильнее звучит в левом столбике или в правом? Спиши, поставь знак ударения в одинаково написанных словах. Какой вывод можно сделать? Почему в одинаково написанных словах ударение падает на разные слоги? ( с ударением связан смысл слова)
Другим видом задания является группировка. Такие задания создают благоприятные условия для того, чтобы ученики обдумывали связи, которые существуют в изучаемом материале. Чтобы все учащиеся справлялись с заданиями на группировку, нужна определённая организация их выполнения. Они должны быть различаться по сложности. Например: Гора, горы, стена, стены, нора, норы, река, реки
Задание: распределите слова на две группы( по самостоятельно выделенному признаку)
Задание имеет два пути решения: 1) слова можно разделить по месту ударения и 2) слова можно разделить на слова в ед. числе и слова во мн. числе.
Сначала задание предлагается на более трудном уровне:
Прочитай слова.
Распредели слова на две группы.
Выпиши каждую группу слов в отдельный столбик..
Получив такое задание, ученики сами должны определить возможность разделения слов на группы. Тем, кто не справился с заданием по этой инструкции. Им предлагается инструкция –помощь. Такие задания позволяют ученикам более осознанно усваивать материал, не быть пассивным слушателем.
Прочитай слова. На какие три равные группы можно распределить эти слова? сон, сын, сад, рот, рак, дом, дым, дал, вол, выл, вал, рыл.
Спиши слова ,.подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные одной чертой, а твёрдые согласные двумя.
Прочитай буквы. Запиши как можно больше слов, составляя их из этих букв.: а, е, и, б, м, с, л.
Это задание даётся на время. (15 мин.), выявляет комбинаторные способности ребёнка, выясняет богатство его лексического запаса, , степень осознания буквенного состава воспроизводимых слов.
Подобные упражнения развивают внимание, логическое мышление учащихся вызывают повышенный интерес при обучении чтению в период обучения грамоте.
Из каждого слова взять только первый , второй, последний слог и записать полученное слово.
Предлог, логово, железо, низина, енот.
(предложение) по первому слогу.
Пуговица. молоток, лава, ( голова)-по второму слогу.
Колесо, село, панама, (Солома) по последнему. Слогу.
Сапоги, парашют, фантазия( сарафан)- найти самим спрятанное слово.
Зашифровать можно новые словарные слова, название темы.
Упражнение « Волшебный ряд букв».
Даётся любой ряд букв, с которым можно выполнить несколько заданий. Например:
А, б, о, и, к, л. е, п, т.
А) деление на группы; составление слов из букв, запись слов в алфавитном порядке,
Составить предложение, чтобы слова начинались на данные буквы. ( Алёша быстро обводил и красил листья.)
Составление предложений. ( развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.)
Предлагается несколько слов, не связанных между собой по смыслу. Задание: составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти слова. Например: река, ручка, собака.(Ученик взял ручку и нарисовал собаку у реки. Собака схватила ручку и побежала к реке.
Упражнение « Поиск общих свойств». ( Упражнения учат вскрывать связи между предметами, а также усваивать существенные и несущественные признаки предметов)
Даются два слова, мало связанных между собой. Например: шкаф, лодка. Назовите как можно больше общих признаков для этих предметов..( сделаны из дерева, сделаны человеком, )
«Составь цепочку».
Даны слова. Назовите предметы, которые являются как бы переходными мостиками от первого слова ко второму. Например: лес- пирог; доска синица.(Лес-земляника- пирог; доска-кормушка-семечки- синичка)
Упражнение «Дай определение».( упражнение учит чёткости и стройности мышления, умению фиксировать существенные признаки предметов. Задание: заполнить пропуски в предложении. Корень-это часть слова, которая_______________.
___________- это посуда для хлеба.
Приведённые задания способствуют развитию у детей логического мышления, логических суждений. Предлагая детям задания логической направленности, учителю надо помнить о том, что трудности должны быть преодолимы.
.