СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование сенсомоторной культуры у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование сенсомоторной культуры у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта

Просмотр содержимого документа
«Формирование сенсомоторной культуры у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»

Формирование сенсомоторной культуры

у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

в условиях логопункта.

Формировании сенсомоторной культуры у детей с ОНР, ФФНР имеет огромное значение в развитии речи. Сенсомоторная культура – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность движений глаз и туловища, согласованность речи, слуха и движения. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, его речевого развития. Необходимо уделять особое внимание развитию сенсорной и моторной сферы ребенка, совершенствовать и развивать двигательные умения и навыки, мелкую моторику, максимально обогащать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, восприятие пространства, речи.

Формирование сенсомоторных умений и навыков является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Регулярное использование системы игр и упражнений в работе с детьми с ОНР, ФФНР помогает провести у них профилактику дисграфии и дислексии.

Детям предлагаются разнообразные и многочисленные задания:

  1. «Определи форму предмета» Перед ребенком разложены карточки с изображением предметов: телевизор, дом, стол, люстра, торшер, кровать и др. Педагог предлагает в соответствующую прорезь перфокарты с вырезанными геометрическими фигурами вписать название мебели, изображение которой похоже на данную геометрическую фигуру.

  2. «Что изменилось?» Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.

  3. «Найди ошибку» Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями: слов -одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя); примеров - сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.; предложений - пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.).

  4. «Найди отличия» Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.

  5. «Наложенные изображения» Ребенку предъявляют 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

  6. «Спрятанные изображения» Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

  7. «Парные изображения» Предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5-7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.

  8. «Перевернутые изображения» Предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их.

  9. «Разрезанные изображения» Предъявляют части 2-3 изображений (например, овощей разного цвета или букв разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.

  10. «Тихо и громко» Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую -топает ногами. Варианты: -можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки; - использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький - тихо; далее используется тихая и громкая речь учителя – логопеда.

  11. «Определи, что слышится» Из-за ширмы доносятся различные речевые и неречевые звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой -тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка, звонка будильника и др. Нужно определить, что слышится. Шумы могут быть записаны на телефон и отражать шумы окружающего мира (мурлыкание кошки, скрип двери, шум машин, храп, дождь и т.д.) - ребенку необходимо определить, что за шум.

  12. «Шумящие коробочки» Материал: несколько коробочек (можно использовать киндер-сюрпризы), которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет. Вариант: ребенок находит одинаковые коробочки.

  13. «Весёлые буквы» Прокатывая шарики разными пальцами правой и левой руки, дети читают прямые и обратные слоги: «ША, ЛА, АШ, АЛ», составляют слово «ШАЛАШ», которое можно прочитать слева направо и справа налево.

Эти и многие другие упражнения помогут не только воспользоваться обходными путями при коррекции нарушений речи, но и внести разнообразие в работу, увлечь ребенка, сделать коррекционные занятия для него значительно интереснее и желаннее, повысив тем самым результативность работы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!