СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста через развивающие игры, инновационные методики, технологии».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста через развивающие игры, инновационные методики, технологии».»

Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста через развивающие игры, инновационные методики, технологии.   Подготовила воспитатель: Древина С.П.

Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста через развивающие игры, инновационные методики, технологии.

Подготовила воспитатель:

Древина С.П.

 Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.   Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит,

видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания  Сенсорное воспитание:  - является основой для интеллектуального развития;  - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;  - развивает наблюдательность;  - готовит к реальной жизни;  - позитивно влияет на эстетическое чувство;  - является основой для развития воображения;  - развивает внимание;  - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;  - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;  - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;  - влияет на расширение словарного запаса ребенка;  - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Значение сенсорного воспитания

Сенсорное воспитание:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Этапы сенсорного воспитания І этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставление их по размеру, цвету, форме. ІІ этап. Использование приема обследования предметов. ІІІ этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними. IV этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности. V этап . Использование в работе с малышами орудийных действий.

Этапы сенсорного воспитания

І этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставление их по размеру, цвету, форме.

ІІ этап. Использование приема обследования предметов.

ІІІ этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними.

IV этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности.

V этап . Использование в работе с малышами орудийных действий.

 Задачи сенсорного развития :   1.Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира.  Виды восприятия в возрасте от 1 –го до 3 –х лет:  1. Формы  2. Цвета  3. Величины  4. Пространства  5. Времени  6. Особых свойств предметов и явлений  7. Целостных предметов  8. Сложных явлений действительности

Задачи сенсорного развития : 1.Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Виды восприятия в возрасте от 1 –го до 3 –х лет: 1. Формы 2. Цвета 3. Величины 4. Пространства 5. Времени 6. Особых свойств предметов и явлений 7. Целостных предметов 8. Сложных явлений действительности

 2. Знакомить детей с разными видами сенсорных предэталонов (большой, как дом; круглый, как мяч...)  и эталонов цвета, формы и размера.   Эталоны Восемь цветов ( в т.ч. чёрный и белый) Три контрастных величины Четыре формы и пять плоскостных фигур

2. Знакомить детей с разными видами сенсорных предэталонов (большой, как дом; круглый, как мяч...) и эталонов цвета, формы и размера.

Эталоны

Восемь цветов

( в т.ч. чёрный и белый)

Три контрастных

величины

Четыре формы и

пять плоскостных

фигур

3. Формирование у детей обобщённых способов обследования объектов. Сравнение, соотнесение, сличение, упорядочивание, группировка объектов между собой являются обобщёнными способами, формирующимися на этапе раннего детства и позволяющими успешно решать определённый круг задач на различение цвета, формы, величины. Предмет воспринимается целиком Вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.) Последовательность  действий ребёнка при обследовании предметов Выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева) Вычленение более мелких деталей и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям Повторное восприятие предмета

3. Формирование у детей обобщённых способов обследования объектов. Сравнение, соотнесение, сличение, упорядочивание, группировка объектов между собой являются обобщёнными способами, формирующимися на этапе раннего детства и позволяющими успешно решать определённый круг задач на различение цвета, формы, величины.

Предмет воспринимается целиком

Вычленяются его главные части и определяются

их свойства (форма, величина и пр.)

Последовательность

действий ребёнка

при обследовании

предметов

Выделяются пространственные

взаимоотношения частей относительно

друг друга (выше, ниже, справа, слева)

Вычленение более мелких деталей и установление

их пространственного расположения по отношению

к основным частям

Повторное восприятие предмета

4 . Способствовать овладению ребёнком средствами и способами познания в самых разных видах типичной детской деятельности. Двигательная Чтение художествен- ной литературы Игровая Коммуника- тивная Музыкально- художест- венная Совместная деятель- ность Трудовая Продуктив- ная Познавательно- исследова- тельская

4 . Способствовать овладению ребёнком средствами и способами познания в самых разных видах типичной детской деятельности.

Двигательная

Чтение

художествен-

ной

литературы

Игровая

Коммуника-

тивная

Музыкально-

художест-

венная

Совместная

деятель-

ность

Трудовая

Продуктив-

ная

Познавательно-

исследова-

тельская

Примеры игр на сенсорное развитие (в различных видах совместной деятельности)  Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.  В раннем возрасте наглядно-действенный метод является ведущим. Организуя игры с детьми, следует учитывать следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения.

Примеры игр на сенсорное развитие

(в различных видах совместной деятельности)

Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького

ребёнка. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны

малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость,

интерес, уверенность в себе и своих возможностях.

В раннем возрасте наглядно-действенный метод является

ведущим. Организуя игры с детьми, следует учитывать

следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный,

тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в

восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и

прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект

сенсорного воспитания, развития обучения.

Познавательно-исследовательская  деятельность Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, каштаны, грецкие орехи, камешки, крупы....):  «Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Покормим зверюшек»,  «Что выше куст или дерево?»  Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру...)  Игры с песком, землёй и глиной:  «Чувствительные ладошки»...

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, каштаны, грецкие орехи, камешки, крупы....):

«Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Покормим зверюшек»,

«Что выше куст или дерево?»

Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру...)

Игры с песком, землёй и глиной:

«Чувствительные ладошки»...

Познавательно-исследовательская  деятельность Развивающие игры с предметами  (сборно-разборные игрушки, матрёшки,  пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстия-  ми для проталкивания, кубы, шары...)  «Игрушка-матрёшка»; «Соберём пирамидку»  «Покажи, о чём я скажу»; «Магазин игрушек»  «Почтовый ящик»...

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Развивающие игры с предметами

(сборно-разборные игрушки, матрёшки,

пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстия-

ми для проталкивания, кубы, шары...)

«Игрушка-матрёшка»; «Соберём пирамидку»

«Покажи, о чём я скажу»; «Магазин игрушек»

«Почтовый ящик»...

Познавательно-исследовательская  деятельность Дидактические игры для формирования представлений о цвете:  «Подбери по цвету», «Найди пару», «Посади матрёшку в поезд»  «Одень красиво кукол», «Цветные полянки»  «Разложи по коробкам», «Спрячь мышку»  «Найди палочку», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету»  Игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, развиваю-  щими кубиками «Сложи узор»  «Ловись рыбка», «Белые и чёрные камешки», «Цветовое лото»...

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Дидактические игры для формирования представлений о цвете:

«Подбери по цвету», «Найди пару», «Посади матрёшку в поезд»

«Одень красиво кукол», «Цветные полянки»

«Разложи по коробкам», «Спрячь мышку»

«Найди палочку», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету»

Игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, развиваю-

щими кубиками «Сложи узор»

«Ловись рыбка», «Белые и чёрные камешки», «Цветовое лото»...

Познавательно-исследовательская  деятельность Дидактические игры для формирования представлений о форме:  «Передай мяч», «Почтовый ящик»  различные «Рамки-вкладыши», рамки Монтессори  «Волшебный мешочек», «Обводим всё (силуэты)»  «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке»  игры с логическими блоками Дьенеша...

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Дидактические игры для формирования представлений о форме:

«Передай мяч», «Почтовый ящик»

различные «Рамки-вкладыши», рамки Монтессори

«Волшебный мешочек», «Обводим всё (силуэты)»

«Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке»

игры с логическими блоками Дьенеша...

Познавательно-исследовательская  деятельность Дидактические игры для формирования представлений о величине:  «Что больше?», «Большой-маленький»  «Нанижи бусы», «Матрёшки построились»  «Разбери шишки (снежинки, морковки, зайчиков, листочки...)  игры с логическими блоками Дьенеша  «Закрой окошки»...

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Дидактические игры для формирования представлений о величине:

«Что больше?», «Большой-маленький»

«Нанижи бусы», «Матрёшки построились»

«Разбери шишки (снежинки, морковки, зайчиков, листочки...)

игры с логическими блоками Дьенеша

«Закрой окошки»...

Познавательно-исследовательская  деятельность Дидактические игры для формирования представлений об ориентировке  в пространстве:  «Что изменилось?», «Вверх-вниз», «Где шарик?  «Поручения», «Соберём квадраты», «Разрезные картинки»  «Где же наши ручки?», «Найди половинку», «Игрушки играют в прятки»  «Чего не хватает у мишки, зайки, лисички...»...

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Дидактические игры для формирования представлений об ориентировке

в пространстве:

«Что изменилось?», «Вверх-вниз», «Где шарик?

«Поручения», «Соберём квадраты», «Разрезные картинки»

«Где же наши ручки?», «Найди половинку», «Игрушки играют в прятки»

«Чего не хватает у мишки, зайки, лисички...»...

Познавательно-исследовательская  деятельность Дидактические игры для формирования представлений  о вкусе, запахе, текстуре, звучании:  «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек»  «Что и где слышно?», «Музыкальные прятки»  «Кто разбудил щенка?», «Кто в домике живёт?»  «Овощи и фрукты», «Угощение»... Дидактические игры для формирования представлений о времени:  «Когда это бывает?»  «Соберём кукол на прогулку»...

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Дидактические игры для формирования представлений

о вкусе, запахе, текстуре, звучании:

«Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек»

«Что и где слышно?», «Музыкальные прятки»

«Кто разбудил щенка?», «Кто в домике живёт?»

«Овощи и фрукты», «Угощение»...

  • Дидактические игры для формирования представлений о времени:

«Когда это бывает?»

«Соберём кукол на прогулку»...

Продуктивная деятельность Конструирование:  игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий...)  игры с развивающими кубиками «Сложи узор»  игры с логическими блоками Дьенеша  игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине)  «Бусы для нанизывания»  игры с различными шнуровками...

Продуктивная деятельность

  • Конструирование:

игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий...)

игры с развивающими кубиками «Сложи узор»

игры с логическими блоками Дьенеша

игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине)

«Бусы для нанизывания»

игры с различными шнуровками...

Продуктивная деятельность Рисование:  игры с красками 8 цветов  (на белом фоне, цветном,  по мокрому, внутри контура,  пальцами...) Лепка, аппликация:  игры с фольгой, цветной бумагой,  картоном, ватой, салфетками,  клеем, пластилином, тестом...

Продуктивная деятельность

  • Рисование:

игры с красками 8 цветов

(на белом фоне, цветном,

по мокрому, внутри контура,

пальцами...)

  • Лепка, аппликация:

игры с фольгой, цветной бумагой,

картоном, ватой, салфетками,

клеем, пластилином, тестом...

Коммуникативная деятельность Игры с мячом в кругу Игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок...) Пальчиковые игры «Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой)...

Коммуникативная деятельность

Игры с мячом в кругу

Игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок...)

Пальчиковые игры

«Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой)...

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.