Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста через развивающие игры, инновационные методики, технологии.
Подготовила воспитатель:
Древина С.П.
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит,
видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания
Сенсорное воспитание:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Этапы сенсорного воспитания
І этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставление их по размеру, цвету, форме.
ІІ этап. Использование приема обследования предметов.
ІІІ этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними.
IV этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности.
V этап . Использование в работе с малышами орудийных действий.
Задачи сенсорного развития : 1.Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Виды восприятия в возрасте от 1 –го до 3 –х лет: 1. Формы 2. Цвета 3. Величины 4. Пространства 5. Времени 6. Особых свойств предметов и явлений 7. Целостных предметов 8. Сложных явлений действительности
2. Знакомить детей с разными видами сенсорных предэталонов (большой, как дом; круглый, как мяч...) и эталонов цвета, формы и размера.
Эталоны
Восемь цветов
( в т.ч. чёрный и белый)
Три контрастных
величины
Четыре формы и
пять плоскостных
фигур
3. Формирование у детей обобщённых способов обследования объектов. Сравнение, соотнесение, сличение, упорядочивание, группировка объектов между собой являются обобщёнными способами, формирующимися на этапе раннего детства и позволяющими успешно решать определённый круг задач на различение цвета, формы, величины.
Предмет воспринимается целиком
Вычленяются его главные части и определяются
их свойства (форма, величина и пр.)
Последовательность
действий ребёнка
при обследовании
предметов
Выделяются пространственные
взаимоотношения частей относительно
друг друга (выше, ниже, справа, слева)
Вычленение более мелких деталей и установление
их пространственного расположения по отношению
к основным частям
Повторное восприятие предмета
4 . Способствовать овладению ребёнком средствами и способами познания в самых разных видах типичной детской деятельности.
Двигательная
Чтение
художествен-
ной
литературы
Игровая
Коммуника-
тивная
Музыкально-
художест-
венная
Совместная
деятель-
ность
Трудовая
Продуктив-
ная
Познавательно-
исследова-
тельская
Примеры игр на сенсорное развитие
(в различных видах совместной деятельности)
Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького
ребёнка. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны
малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость,
интерес, уверенность в себе и своих возможностях.
В раннем возрасте наглядно-действенный метод является
ведущим. Организуя игры с детьми, следует учитывать
следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный,
тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в
восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и
прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект
сенсорного воспитания, развития обучения.
Познавательно-исследовательская деятельность
- Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, каштаны, грецкие орехи, камешки, крупы....):
«Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Покормим зверюшек»,
«Что выше куст или дерево?»
Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру...)
Игры с песком, землёй и глиной:
«Чувствительные ладошки»...
Познавательно-исследовательская деятельность
- Развивающие игры с предметами
(сборно-разборные игрушки, матрёшки,
пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстия-
ми для проталкивания, кубы, шары...)
«Игрушка-матрёшка»; «Соберём пирамидку»
«Покажи, о чём я скажу»; «Магазин игрушек»
«Почтовый ящик»...
Познавательно-исследовательская деятельность
- Дидактические игры для формирования представлений о цвете:
«Подбери по цвету», «Найди пару», «Посади матрёшку в поезд»
«Одень красиво кукол», «Цветные полянки»
«Разложи по коробкам», «Спрячь мышку»
«Найди палочку», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету»
Игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, развиваю-
щими кубиками «Сложи узор»
«Ловись рыбка», «Белые и чёрные камешки», «Цветовое лото»...
Познавательно-исследовательская деятельность
- Дидактические игры для формирования представлений о форме:
«Передай мяч», «Почтовый ящик»
различные «Рамки-вкладыши», рамки Монтессори
«Волшебный мешочек», «Обводим всё (силуэты)»
«Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке»
игры с логическими блоками Дьенеша...
Познавательно-исследовательская деятельность
- Дидактические игры для формирования представлений о величине:
«Что больше?», «Большой-маленький»
«Нанижи бусы», «Матрёшки построились»
«Разбери шишки (снежинки, морковки, зайчиков, листочки...)
игры с логическими блоками Дьенеша
«Закрой окошки»...
Познавательно-исследовательская деятельность
- Дидактические игры для формирования представлений об ориентировке
в пространстве:
«Что изменилось?», «Вверх-вниз», «Где шарик?
«Поручения», «Соберём квадраты», «Разрезные картинки»
«Где же наши ручки?», «Найди половинку», «Игрушки играют в прятки»
«Чего не хватает у мишки, зайки, лисички...»...
Познавательно-исследовательская деятельность
- Дидактические игры для формирования представлений
о вкусе, запахе, текстуре, звучании:
«Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек»
«Что и где слышно?», «Музыкальные прятки»
«Кто разбудил щенка?», «Кто в домике живёт?»
«Овощи и фрукты», «Угощение»...
- Дидактические игры для формирования представлений о времени:
«Когда это бывает?»
«Соберём кукол на прогулку»...
Продуктивная деятельность
игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий...)
игры с развивающими кубиками «Сложи узор»
игры с логическими блоками Дьенеша
игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине)
«Бусы для нанизывания»
игры с различными шнуровками...
Продуктивная деятельность
игры с красками 8 цветов
(на белом фоне, цветном,
по мокрому, внутри контура,
пальцами...)
игры с фольгой, цветной бумагой,
картоном, ватой, салфетками,
клеем, пластилином, тестом...
Коммуникативная деятельность
Игры с мячом в кругу
Игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок...)
Пальчиковые игры
«Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой)...
Спасибо за внимание.