СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование soft skills на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение навыков  на уроках иностранного языка.

 

     Для того, чтобы подготовить учащегося с наличием общекультурных и профессиональных компетенций, необходимо реализовать ряд задач в процессе его обучения. К таким задачам в рамках ФГОС являются становление таких личностных качеств ,как:

- способность креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир, осознавать ценность образования и науки, труда и творчества для человека и науки;

- владение основами научными методами познания окружающего мира, мотивация на творчество и инновационную деятельность;

- готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно- исследовательскую деятельность, проектную и информационно-познавательную деятельность;

-осознание себя личностью социально активной, уважающей закон и правопорядок, осознающей ответственность перед семьёй, обществом, государством и человечеством.

- уважение  мнения других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и и успешно взаимодействовать;

- осознанное выполнение и пропаганда правил здорового , безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовленный к осознанному выбору профессии ,понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

- мотивация к образованию и самообразованию в течении всей жизни.

      Вышеперечисленные качества предполагают наличие у учащегося гибких социальных качеств, таких которые сегодня называют «soft skills».Это понятие берёт начало в психологии. Специалисты подразделяют навыки людей на 2 группы : hard skills и soft skills . «Hard skills» (англ.  «твёрдые навыки») – это набор профессиональных навыков и умений , связанных со специализированной стороной деятельности. Такие навыки можно успешно продемонстрировать, потому что они относятся к обязательным навыкам при приёме на работу, их указывают в должностных инструкциях.  «Soft skills» (англ. «мягкие навыки») связаны не с конкретным видом деятельности , а с коммуникациями для эффективного взаимодействия с людьми. Социальные навыки помогают успешно взаимодействовать с близкими людьми  - родителями , родственниками и друзьями. Умения ясно и понятно излагать свои мысли помогают, например, захватить внимание аудитории при выступлении. Способность с владению своими эмоциями помогают преодолеть любую стрессовую ситуацию. Умение грамотно составлять свой  таймтэйбл (англ. «timetable»- расписание) позволяет продуктивно решать поставленные задачи,  отделять главное от второстепенного.

          В виду большого количества гибких навыков ,следует отметить приоритетные направления – какие именно навыки нужно развивать в учащимся ,чтобы он был успешен в современном мире . Самой популярной на сегодняшний день является модель «4 К», в которой рассмотрены основные ключевые компетенции ,необходимые для плодотворной деятельности в современном мире. К ним относятся :

- communication (коммуникация);

- creativity (креативность);

- сooperation (сотрудничество);

- critical  thinking (критическое мышление).

Используя эту модель навыков, можно подробнее определить каждый из них, например :

Коммуникация: способность легко устанавливать контакт, располагать собеседника, умение успешно договариться, убедительная аргументация своих позиций, преодоление конфликтов, навык грамотно задавать вопросы с целью наиболее полного извлечения информации;

Кооперация(=коллаборация) : навык работать в сплоченном коллективе, объединять людей разных характеров;

Критическое мышление: умение выносить объективные и обоснованные оценки, применять полученные результаты для исправления ошибок в своей деятельности.

Креативность: способность к творческому подходу в своей деятельности, к поиску нестандартных  решений, умение оригинально решать сложные задачи.

Актуализировать свои уроки и сделать их более практичными для учащихся преподаватель может с помощью параллельной отработки soft skills — общих навыков и личностных качеств, необходимых в современном мире для большинства работающих людей.

 

Часть этих навыков и так развивается на уроке — это communication, teamwork, presentation и даже job interview в большинстве курсов уже есть. Все, что остается сделать учителю, это акцентировать на них внимание и добавить недостающие скилы: leadership, time management и customer service.

Communication

В развитии этого навыка у учеников помогут role-cards и taboo с незнакомыми предметами (особенно это поможет ученикам, когда в важный момент нужное слово вылетит из головы), тренировка разговоров по телефону (или спиной друг к другу), эмоционально заданные ситуации — «Вас не заселяют в гостиницу 2-ой час, вы устали и т.д».

Регулярное внедрение таких упражнений будет постепенно снимать языковой барьер и даст ученикам уверенность в том, что они успешно смогут поддержать беседу, вести диалог, выступить с монологом в иноязычной языковой среде .

Отличные role-cards можно посмотреть в курсе SpeakOut в Teachers Book для всех уровней.

Teamwork and leadership

Во время обычной работы в команде происходит постоянное распределение ролей  и сильные ученики неизбежно становятся лидерами.

Этого можно избежать, используя role-cards. Вместе с учащимися разбираются  и обсуждаются командные роли. После этого они тянут свою роль и должны ей соответствовать, при выполнении задания. Для интереса к положительным и нейтральным ролям можно добавить роль вредителя.

Presentation

Основная проблема в развитии этого навыка в том, что группа не слушает говорящего. В такой ситуации ученику просто не хочется говорить.

Чтобы исправить ситуацию, учителю стоит давать слушателям дополнительные стимулы — например, голосованием выбирать наиболее перспективный проект, покупать лучший продукт и т.д. В этом случае ученики учатся критически слушать и анализировать остальных — и да, все это на английском. Так на своих уроках вы избежите ситуации, когда один говорит, а остальные просто ждут своей очереди.

Job interview

Чтобы приблизить job interview на ваших уроках к реальности, пробуйте себя в роли придирчивого и избирательного интервьюера. В этом контексте можно попробовать задавать разные вопросы одинакового содержания для облегчения понимания, составить ряд компрометирующих вопросов, предложить ответ на выбор из ряда вариантов.

Отличные  задания для развития этого навыка предоставлены в Market Leader (Case Study) для всех уровней.

Можно организовать и командную работу. Назначьте 2-4 капитанов и дайте им задачу: набрать команду для своего проекта (тему проекта определите заранее). Их задача опросить людей, сформировать свою команду и потом ее представить. По данным ряда исследований , именно работа в парах или мини-группе довольно часто является наиболее комфортной для обучаемого формой отработки навыков говорения и развития эмоционального интеллекта  как одной из важнейших составляющих социальной компетенции.

Time-management

Чтобы помочь ученикам научиться управлять собственным временем, не бойтесь ставить жесткие временные рамки для выполнения заданий. Устанавливайте таймер или выводите время на проектор. Для разнообразия можно назначать ответственного по таймингу в каждой команде.

Customer service & selling

Эти навыки развивать интереснее всего. Тут вдохновляйтесь абсолютно любыми, даже самыми нелепыми, ситуациями: просите учеников продать вам или друг другу  участок на Луне или слона в Африке; отговорить вас от покупки или даже уйти к конкуренту (и все это аргументировать).

Задание можно усложнить: дайте ученикам на выбор несколько предметов и обсудите их пользу. Выбирайте самый полезный и самый бесполезный предмет. И просите их продать …. самый бесполезный!

Те ,кто занимаются изучением иностранного языка должны обладать хорошими коммуникативными навыками. Для того, чтобы стимулировать развитие гибких навыков нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Все эти навыки применимы не только на работе, они правда необходимы в реальной жизни. Когда люди развивают их в себе, еще и на английском — у них появляется уверенность в себе, в своем владении английском, и главное мотивация посещать  занятия по  иностранному языку.

          Подводя итоги, следует отметить, что свободное владение английским языком с элементами развития soft skills, то есть умением дискутировать на английском языке, отстаивать свою точку зрения и т.д. - это мощное достоинство при конкурентном отборе специалистов в любой области на рынке труда на сегодняшний день. Такие мировые экономические и общественные процессы как глобализация, международные контракты, деловые контакты, международный обмен опытом- все эти области действий требуют от специалиста знания английского языка, а также критического мышления и коммуникационных навыков, поэтому вывод о роли занятий по английскому языку и параллельного формирования soft skills очевидны. Если всецело говорить об английском языке, в первую очередь, как о средстве общения в профессиональной деятельности будущего специалиста, то критически важно уделить большее внимание изучению языка,  начиная с первого курса и на протяжении всех лет обучения в целом, с акцентом на тренировку и закрепление навыков soft skills. Проблема «торможения» или приостановки развития навыков soft skills в срезе английского языка может также случиться из-за отсутствия в расписании студентов дисциплины «Иностранный язык» на протяжении всего периода обучения. В некоторых школах дисциплина «Иностранный язык» включена в учебный план только лишь во время первого года обучения, и на сегодняшний день этот факт является большим недостатком. В первую очередь, изучение иностранного языка- это языковая, то есть коммуникационная практика, процесс сам по себе включающий развитие навыков soft-skills, поэтому роль занятий по английскому языку в формировании soft skill играет неоспоримо значительную и в совокупности общую роль и задачу обучения - таким образом воспитывается ученик, будущий специалист, который необходим современному обществу, в том числе обладающий качествами гибких навыков. Важно, чтобы образовательная среда учебных заведений  в необходимой пропорции была направлена на развитие soft skills в том числе и в отношении изучения английского языка, тогда у учеников будет стремление получать новый опыт, развиваться, иметь перспективные цели в понимании конкретных планов развития в мировом масштабе, на мировой арене, анализировать результаты действий, и быть на верной дороге к успеху в успешном решении международных вопросов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!