СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социально-коммуникативных навыков у детей с проблемами в развитии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целенаправленное формирование эффективных социально-коммуникативных навыков у детей с проблемами в развитии, обеспечение условий для их продуктивного взаимодействия с окружающими являются существенными факторами социализации этих детей и компенсации нарушений в их развитии

Просмотр содержимого документа
«Формирование социально-коммуникативных навыков у детей с проблемами в развитии.»


ФОРМИРОВАНИе СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

У детей с проблемами в развитии.


Целенаправленное формирование эффективных социально-коммуникативных навыков у детей с проблемами в развитии, обеспечение условий для их продуктивного взаимодействия с окружающими являются существенными факторами социализации этих детей и компенсации нарушений в их развитии.

Трудности в общении детей с проблемами в развитии с окружающими людьми связаны:

с несформированностью возрастных форм общения этих детей;

с неразвитостью структурных компонентов общения;

с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.

Собственный практический опыт и опубликованные результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что самостоятельно, без целенаправленного обучения коммуникативная деятельность у детей данной категории развивается со значительным отставанием от коммуникативных умений и навыков нормально развивающихся сверстников.

Преодолеть эти трудности можно при условии разработки и внедрения в деятельность дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного видов системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное формирование у детей социально-коммуникативных навыков, а также обучения педагогов и родителей способам эффективного взаимодействия с ребенком.

Недостаточность владения внеситуативными формами общения выражалась в несформированности устойчивых мотивов общения со взрослыми, в снижении потребности в общении, несформированности речевого общения и в осо­бенностях поведения (незаинтересован­ность в контакте, неумение ориентиро­ваться в ситуации общения, негативизм). Недостаточный уровень речевого разви­тия препятствовал полноценному взаи­модействию детей с окружающими людьми.

Таким образом, формирование коммуника­тивных умений важной задачей воспита­ния детей, но в то же время не уделяли этой проблеме должного внимания. В связи с этим в программе работы по формированию у детей социально-коммуникативных навыков было определено специальное направление работы с родите­лями с целью совершенствования их коммуникативных умений, углубления знаний об особенностях общения детей с проблемами в развитии.

Основной целью такого взаимодействия является сообщение воспитанникам знаний, формирование у них определенных умений и навыков, в то время как личностному развитию, внутреннему миру ре­бенка внимания уделяется мало. Такой характер общения педагогов с детьми создает неблагоприятные условия для формирования общения и в некоторых случаях усугубляет недостаточность социально-коммуникативных умений и навыков у детей.

Основные направления коррекционной работы по формированию социально-коммуникативных навыков и умений дошкольни­ков с проблемами в развитии:

  • коррекционно-развивающие занятия по формированию представлений о различных средствах коммуникации и овладению соответствующими практическими умениями;

  • коррекционно-педагогическая работа с использованием театрализованных игр и специальных упражнений;

  • работа с педагогами и родителями.

Решение задач по выделенным направлениям работа должна осуществляться комплексно и последовательно.

В рамках этого направления осуществлялась коррекционно-педагогическая работа по расширению знаний детей об окружающем мире и развитию их диалогической речи, ознакомлению детей с различными средствами и способами коммуникации.

По завершении каждого раздела проводятся контрольное занятие, которое позволяло оценить эффективность обучения.

Одним из условий успешной коррекционной работы с детьми с проблемами в развитии является работа с семьей.

Мы не только обучали родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком, но и привлекали их к участию в совместных праздниках в процессе которых старались воспитывать у детей и родителей чувства семей­ой сплоченности, желание общаться с близкими.

Кроме того, была предусмотрена подготовка рекомендаций на интересующие их темы Родителям предлагалось чаще читать детям познавательную литературу, рассматривать картинки, иллюстрации в книгах и беседовать о них; во время прогулок обращать внимание детей на особенности в изменении живой и неживой природы, подводить детей к установлению логических связей; во время просмотра мультфильмов и экранизаций сказок обращать внимание на нравственную сторону поступков героев, давать им оценку.

Мы напоминали родителям о необходимости быть внимательными к детским вопросам, не оставлять их без ответа, поощрять детскую любознательность. Итогом работы с родителями стала беседа «за круглым столом». В ходе беседы родители поделились наблюдениями за своими детьми, впечатлениями об изменениях в общении с ними.






Подготовила:

учитель-дефектолог

Ряснянская О.И.