СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социально успешной самоактуализирующейся личности на уроках истории и обществознания в свете Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете

Просмотр содержимого документа
«Формирование социально успешной самоактуализирующейся личности на уроках истории и обществознания в свете Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения»

Н.П. Пучнина (Курск)

Формирование социально успешной самоактуализирующейся личности на уроках истории и обществознания в свете Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (из опыта работы)

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением в освоении предметов истории и обществознания является внедрение в образовательный процесс новых образовательных стандартов, обладающих большим развивающим потенциалом. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.

Новое время диктует новые качества, которыми должен обладать выпускник школы. Это способность к самообразованию, конкурентоспособность, мобильность, стремление к самоактуализации, достижению социального успеха.

Введение ФГОС основного общего образования ставит перед учителем задачу: быть готовым к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде.

Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать y него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать познавательную деятельность учащихся. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели и задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся прослеживается в моей методической палитре на всех учебных занятиях с пятого по одиннадцатый класс.

Ученики часто задают вопрос: «Чем мудрый человек отличается от умного?». Умный - умеет решать проблемы, мудрый - делает так, чтобы эти проблемы вообще не возникали. Именно организация учебного процесса в рамках системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС нацеливает на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, помогает учителю целенаправленно вести за собой развитие, делать ребёнка соавторами своего урока, социально адаптировать, учить быть, жить в огромном мире, создавать ситуацию успеха в условиях системно-деятельностного подхода. Действующие лица учебного процесса - ученики!

Что я делаю, чтобы ученики были действительно действующими субъектами образовательной деятельности? Целеполагание моей методической палитры - создание креативного поля в общении, лаборатории личностных компетенций. Акцент делаю на связь между преподаванием, обучением и оцениванием.

Урок «открытия» нового знания: не даю знания обучающимся, а их выстраиваю, не задаю сама цель урока, а подвожу учеников к ней, учу грамотно её формулировать, а для этого использую метод интриги, персонификации в начале урока: Например, урок обществознания в 6 классе: Тема «Этапы развития человеческого общества». В начале урока входит первобытный человек с колосками злаковых, шкурой животного, коркой хлeба и в стихотворной форме сообщает о том, что всё это вырастил сам, а не взял в природе готовое. Задаю проблему: «Сформулируйте тему урока и цель урока». Начало урока обществознания в 6 классе: «Сегодня я получила записку без подписи, послушайте, что в ней написано: Я запутался немного, объясните, не пойму, говоря о государстве, показали мне страну. В чем различье, я не знаю. Помогите, погибаю! Задаю вопрос: А вы знаете, чем отличается понятие «страна» от понятия «государство»? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте цель! Ученики-соавторы урока (цель задается с текущей передачей функции от учителя к ученику). Ученики включены в атмосферу сотворчества, сопереживания нравственных, этических, социальных ценностей.

Раньше были ЗУНы, сегодня – компетентности. Сегодня мало знать, надо уметь оперировать тем, что знаешь. А для этого – не просто читаем учебник, а анализируем, сравниваем, сопоставляем, находим проблему. Виды работы с учебником в младших классах: выборочное, скорочтение, социально-адаптированное; в старших классах – составляем схему, таблицу, кластер, эссе, оцениваем материал параграфа, составляем рейтинговую систему и т.д.

На всех уроках истории и обществознания я применяю элементы развивающего взаимоконтроля: ребята пишут контрольные ответы на вопросы, меняются тетрадями, проверяют и ставят оценку (под дирижированием учителя). Развиваю навыки умения ставить и адресовать вопросы к отвечающему ученику со стороны учащихся, использую и такой метод как: задай вопрос учителю, какую бы оценку вы поставили мне за урок? (аргументируйте)

Чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке, руковожу мотивами, поддерживаю положительные мотивы, формирую интерес к знаниям: мотивация - яркое, необычное начало урока, интересная расстановка интерьера. Например, урок истории в 11 классе «Политические партии в России в начале XX века»: в кабинете появляется большая трибуна «социалисты-революционеры», которую мастерят сами ученики, звучит музыка, поэтичные строки, идет драматизация элементов урока, и творческое персонифицированное представление программных положений политических партий; или фрагмент урока истории в 11 классе по теме «Духовно-нравственные основы семьи Николая II»: идет представление в ролях переписки Николая II и Александры Федоровны, звучит музыка, видим элементы костюмов, необычную расстановку мебели, зажженные свечи и погружаемся в ту эпоху… Домашним заданием является написание эссе, используя материал этого урока по цитате «В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание», которое необходимо будет учащимся в подготовке к единому государственному экзамену по обществознанию.

Именно на таких уроках главным становится осознание ценности человеческих отношений, человеческого капитала, связи поколений. Именно здесь создаются условия для размышления, анализа, сопоставления, формирования у обучающихся своей точки зрения на ту или иную проблему. Я учу ставить цель, личной ответственности, самодисциплине, умению работать в команде, навыкам общения, даю компетентности на всю жизнь.

В младших классах активизирующими элементами на моих уроках являются такие приемы как игра «Хлопки», «Найди дату», «Кто лишний?», «хронологическая уха», «терминологическое лукошко», кроссворды, историческое лото, конверт для любознательных и многие другие приемы. Оценка на уроках мониторинговая, отслеживаю результативность, акцент делаю на метапредметные результаты, главное здесь для меня как будут применяться знания на практике.

Стиль, тон отношений, задаваемых на уроке, создают атмосферу сотрудничества, психологического комфорта. Для этого апробирую уроки настроения, где осуществляется глубокое личностное взаимодействие «учитель-ученик» (через совместную деятельность, через переживаемые образы).

Фрагмент урока истории в 9 классе: «Бислан болит в моей душе». Учеников настраивает на сопереживание музыка, исторический натюрморт, в котором бутылочка воды, детские игрушки, конфеты, цветы, свечи. На этапе рефлексии предлагаю ученикам выпить глоток воды как символ жизни, ведь так ее не хватало маленьким детям Бислана и прочувствовать атмосферу человеческой трагедии, выразив свое настроение в форме написания творческих писем к детям-ангелам Бислана.

На своих уроках учу детей рефлексировать, развивать рефлексивное мышление. С этой целью ввожу уроки рефлексии, которые фиксируют новое содержание, изученное на уроке, самооценка учениками собственной учебной деятельности. Ставлю задачу: восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, вопрос, где возникло затруднение. Вместе определяем причину затруднений, и выражаю успех на будущее: «У тебя все получится, я в тебя верю!».

Фрагмент урока-портрета в 11 классе: «Это страшное слово-война». Предлагаю ученикам на этапе рефлексии написать на тетрадной страничке свое самое заветное желание, сложить листок пополам и положить их в коробку, поджигаю эти записки, поднимаю над головой и говорю: «Вы мечтаете, строите планы, и вдруг вспыхивает пожар войны, и все ваши мечты превращаются в пепел… Так давайте сохраним мир на земле, не допустим трагедии войны!» и еще несколько секунд держу горящий факел над головой. Оцепенение, звенящая тишина, слезы в глазах и осознание трагичности этого момента. Эти приемы эмоционально окрашивают урок, придают деятельности учителя нравственно-эстетическое звучание. Я уверена, что такие уроки благотворно влияют на учеников, делают их сопричастниками к судьбе своей Родины, ответственными за сделанный ими выбор или за выбор, который им предстоит сделать.

Уроки-настроения и рефлексии апробированы мною и дают продукты диалоговой деятельности различных планов: интеллектуального, эмоционального, этического, коммуникативного, психологического.

Мои методические находки:

- «Клубок ниток» (рефлексия) – что получилось? Что узнали нового? Какой этап урока был некомфортен? чему научился?

- «Замкнутый круг» - передача информации через рукопожатие;

- «Волшебный магазин» - представьте себе волшебный магазин, в который вы хотите сдать черты характера, мешающие хорошей учебе, и получить взамен то, что помогает освоению знаний;

- игра «Мы это знаем»;

- «Цветная палитра – отношение к уроку в цвете.

Слежу, чтобы ученики не переутомлялись ни физически, ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, внедряю чередование слушания с практическими работами, ввожу активизирующие ситуативные диалоги, «мозговой штурм», блиц-разминки, использую систему мотиваторов саморазвития и самовыражения учеников.

В процессе обучения истории и обществознания я обращаю внимание на формирование «Я - концепции» и идентичности личности, формирование адекватной самооценки.

Здесь играет роль создание ситуации успеха. Ведь это ощущение является стимулом для дальнейшего творческого развития. Ситуация успеха рассматривается как проживание учеником своих личностных достижений в контексте его собственной жизни. Учитывая, что данная ситуация всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиций завтрашних перспектив.

Систематически в работе я использую прием – «выделение персональной исключительности». Для его проведения я разрабатываю разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка. Для разных классов предусматривается разный темп урока и разные системы вопросов для обобщения учебного материала.

Мой педагогический почерк – это практика групповых творческих проектов с последующей защитой и анализом. Например, в 7 классе по истории средних веков даю задание создать макет средневекового замка. Дети выступают исследователями, идет сбор информации из разных источников, практические действия, а именно дети мастерят замок, делаю акцент на том, чтобы помогали папы, мамы, бабушки, дедушки, ведь это развивает сформированность коммуникативных действий и ретрансляцию знаний, умений из поколения в поколение. На основе макета ученики пишут сочинение «Что там за стенами замка, давайте заглянем внутрь», или творческий проект «На ярмарку в Шампань», даю опережающее задание: «Представьте, что венецианский купец отправился на ярмарку в Шампань. Каким путем он поедет, какие товары может туда повезти, какие опасности и приключения его подстерегают. Сделайте игровое поле с маршрутом пути и в творческой форме представьте эту работу»; обязательный элемент – защита проекта. Выдвигаю требования к защите проекта: грамотная монологическая доказательная речь; соответствие работы заявленной теме; умение отвечать на вопросы аудитории и т.д.

Такие задания позволяют через процессы интеллектуального, эмоционального развития ученика развивать память, логическое мышление, умения анализа, сопоставления, учат искусству полемики, самостоятельным суждениям, инициативе, осознанности своих действий. А это так актуально сегодня, когда немало так называемых «пластилиновых» молодых людей, которые не имеют своей четкой гражданской позиции, своего мнения, видения современной политической ситуации.

Поэтому именно уроки истории и обществознания были и остаются теми учебными предметами, на которых формируется личность человека, его духовно-нравственные и патриотические качества, гражданская позиция.

И.С. Тургенев сказал: «Каждый человек в молодости своей пережил эпоху «гениальности», восторженной самонадеянности... только тот из нас действительно заслуживает название человека, кто сумеет…пойти далее, вперёд, к своей цели».

Научить детей получать и использовать знания, стремиться занимать лучшее место в жизни, саморазвиваться и самоактуализироваться - в этом я вижу задачу современной школы и современного учителя.


ЛИТЕРАТУРА

  1. В.В. Путин. Выступление на форуме общероссийского народного фронта в Пензе 15.10.2014.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Стандарты второго поколения. Основная школа (составитель Е.С. Савинов М.), 2011г.

  3. Ершов Ю.Г. «Философские и практико-педагогические проблемы культурологического подхода к образованию и воспитанию». М., 2013г.

  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

  5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – 3-е изд. Москва. Просвещение, - 2013. С. 5-8.