Битракова Зара Заурбиевна учитель музыки МБОУ СОШ №1
Формирование социальной компетентности первоклассников
во внеурочной деятельности .
В процессе реформирования и последующей модернизации российского образования четко определились принципиально новые концептуальные позиции и ориентиры. В рамках реализуемого МБОУ СОШ №1 экспе римента по формированию социальной компетентности первоклассников во внеучебной деятельности наиболее важные из них следующие:
1. Образование рассматривается не как отрасль, а как широкая и многофункциональная социальная сфера, призванная выполнять функции не только обучения, воспитания и развития, но также здоровьесбережения, социальной защиты, культуросбережения и культуротворчества, социальной стабилизации и социальной мобильности личности.
2. Направленность на человека, его свободное развитие, самореализацию нисколько не умаляет влияния среды, социального окружения, задач воспитания социальной активности и гражданственности, т.е. направленность образования, носит не только гуманистический, но и социально-личностный характер.
3. Современное образование должно носить опережающий характер, потому что готовит граждан, работников, творцов, которые достигнут зрелости и будут давать отдачу через полтора-два десятилетия.
Ориентация современного общества на человека, на раскрытие его социальной сущности, на решение социальных проблем изменяет приоритеты школьного образования, которому отведена ведущая роль в социализации личности.
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Жизненные циклы – это важнейшие вехи в биографии человека, которые могут рассматриваться как качественные этапы становления социального «Я». Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового социального статуса, отказом от прежних привычек, окружения, сменой образа жизни и т.д.
Особенность первого периода социализации заключается в том, что общество формирует социализированного человека в соответствии со своими актуальными задачами. Эти задачи человек решает во второй период в период социального действия. Никакой другой человек, социализированный в другое время и в другом месте, не сможет их решить, потому что он был социализирован для решения других задач другого общества. Не человек создает общество, и решает он не свои собственные задачи, и не он организует процесс социализации, а общество проводит социализацию нового поколения, которое могло бы решать задачи, поставленные перед обществом его программными целями.
В педагогической науке сложились теоретические предпосылки исследования проблемы формирования социальной компетентности у школьников. Раскрыты сущность и структура процесса социализации в трудах отечественных (И.В. Андреенкова, Б.З. Вульфов, В.Н. Гурова, С.Н. Иконникова, Л.Н. Коган, И.С. Кон, П.П. Лямцев, В.Т. Лисовский, А.В. Мудрик, В.В. Москаленко, М.И. Рожков, Д.И. Фельдштейн и др.) и зарубежных (Э. Дюркгейм, Дж. Коулмен, Т. Парсонс, Н. Таллмен и др.) ученых.
Вопросам развития социальной природы человека и его участию в социальной жизни посвящены исследования А.И.Кравенко, Г.В. Осипова, Н.Дж. Смелзер и др.
В работах О.Н. Мачехиной, И.А. Масловой и др. раскрывается роль образования в процессе социального становления личности учащегося и формирования его социальной компетентности.
Несмотря на широкий спектр научных и практических разработок, посвященных социализации школьников, процесс формирования социальной компетентности первоклассников в образовательном пространстве школы недостаточно изучен.
Реальная ситуация педагогической деятельности по социализации первоклассников позволила выявить противоречия между:
- объективной потребностью общества в личности, успешно социализирующейся в современных условиях, и неспособностью образовательных учреждений обеспечить формирование у нее социальной компетентности как фактора социализации;
- необходимостью совершенствования процесса социализации первоклассника в условиях компетентностной модели образования и слабой разработанностью этого аспекта в педагогической науке;
- потребностью практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования социальной компетентности первоклассников во внеурочной деятельности и недостаточной разработанностью его программно-методического содержания.
Поиск путей разрешения этих противоречий определил проблему в следующей формулировке: каковы педагогические условия процесса формирования социальной компетентности первоклассников во внеурочной деятельности?(в том числе и по музыке)
Объект исследования – процесс формирования социальной компетентности первоклассников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования – педагогические условия формирования социальной компетентности первоклассников во внеурочной деятельности.
Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка индивидуально-ориентированной организационно-педагогической модели формирования социальной компетентности первоклассника во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность понятий «социализация» и «социальная компетентность» применительно к личности первоклассника.
2. Разработать индивидуально-ориентированной организационно-педагогическую модель формирования социальной компетентности первоклассника во внеурочной деятельности.
3. Выявить и обосновать комплекс педагогических условий, способствующий успешной реализации разработанной индивидуально-ориентированной организационно-педагогической модели формирования социальной компетентности первоклассника.
4. Экспериментально проверить эффективность индивидуально-ориентированной организационно-педагогической модели формирования социальной компетентности первоклассника.
Методы исследования:
наблюдение, педагогический эксперимент, сравнение, описание, диагностика (анкетирование, интервьюирование, тестирование, опрос и т.п.):
Социализация учащихся в системе образования проходит три основных этапа: адаптация, интеграция, инновация. Каждому этапу соответствует определенная возрастная группа учащихся. Данный подход к социализации учащихся позволяет выстроить систему внеучебной деятельности по музыке с учетом возрастных психологических особенностей учащихся. Интенсивность и эффективность адаптации предопределяет успешное усвоение ценностей и требований лицея, что, в свою очередь, становится основой продуцирования собственных идей.
Целью внеучебной деятельности в школе является создание оптимальных социокультурных и образовательных условий для развития гармонично и всесторонне развитой личности, подготовки компетентного выпускника, творчески мыслящего, способного к самосовершенствованию и самореализации, обладающего ответственностью и гражданским самосознанием.
Основными задачами внеучебной деятельности являются:
- обеспечение взаимосвязи образовательного процесса, воспитательной и исследовательской деятельности;
- создание гуманитарного пространства – условий для освоения учащимися материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством, российским обществом;
- создание среды творческого, интеллектуального, культурного общения, способствующей самоопределению, самоутверждению и самореализации личности лицеиста;
- развитие правовой, экологической культуры учащихся;
- влияние на формирование ценностных ориентаций, гражданской позиции школьников, формирование положительного жизненного идеала.
Задачи внеучебной деятельности реализуются в конкретных направлениях деятельности в соответствии с этапами социализации учащихся.
Наиболее проблемным является адаптационный период, который проходят учащиеся первого года обучения. Можно выделить социальные и индивидуальные параметры успешной адаптации к системе школьного обучения.
К социальным параметрам относится становление ученического коллектива с высокой учебной мотивацией.
К индивидуальным: степень соответствия требований школы обучающимся; степень информированности первоклассников и их родителей о школе, специфике, востребованности в образовательном пространстве города, республики.
В приобщении учащегося первого года обучения к общечеловеческим и образовательным ценностям существенная роль принадлежит внеучебной деятельности. Целями внеучебной деятельности с первоклассникамиами являются:
- формирование и развитие культуры обучения посредством информирования и вовлечения в различные виды внеучебной деятельности;
- способствование развитию межличностных компетенций, то есть индивидуальных способностей, связанных с умением выражать чувства и отношения, а также социальных навыков, связанных с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства.
Методы внеучебной деятельности с первоклассниками
Интенсивная адаптация к лицею осуществляется следующим образом:
- каждое существующее во внеучебной деятельности школы направление включает мероприятия для первоклассников. По критерию целевой группы выделяются три уровня мероприятий: для первоклассников, для учащихся начальной ступени обучения и общелицейские;
- в течение первого месяца обучения первоклассники получают полную информацию о специфике обучения и внеучебной деятельности школы, а также возможность участия в интересующих мероприятиях.
Успешная адаптация позволяет первоклассникам интегрироваться в образовательную систему школы. Интеграционный период продолжается, как правило, с 1 по 4 учебный период.
Целями внеучебной деятельности на интеграционном этапе являются
- максимальное расширение целевой аудитории посредством разнообразия и обновления направлений деятельности;
- способствование формированию инструментальных компетенций, которые включают когнитивные способности.
Методы внеучебной деятельности с первоклассниками:
Стимулирование самореализации, саморазвития:
- участие в различных программах и мероприятиях по внеучебной деятельности;
- освоение дополнительных образовательных программ и курсов.
Культурно-творческое развитие первоклассников:
- стимулирование творческого подхода к участию в мероприятиях;
- освоение проектного подхода в организации внеучебных мероприятий.
Инновационный период предполагает овладение компетенциями и преимущественно включает учащихся в образовательное пространство лицея. Целями внеучебной деятельности в этот период являются:
- создание условий для самовыражения первоклассников за счет вовлечения их в проектную творческую деятельность;
- способствование развитию компетенций.
Методы внеучебной деятельности в инновационный период:
1. Стимулирование инициативы, самостоятельности.
2. Проектные методы.
В настоящее время система внеучебной деятельности в школе характеризуется:
- развитой и гибкой системой дополнительного образования, способной к оперативному реагированию на потребности учащихся в самореализации;
- разнообразием предлагаемых учащимся направлений деятельности.
Принципиально важной является направленность внеучебной деятельности на интеграцию учебно-воспитательного и исследовательского процессов в лицее.
Основными направлениями внеучебной деятельности являются:
общекультурное; общеинтеллектуальное; спортивно-оздоровительное;
гражданско-патриотическое; общественно-полезная деятельность
Внедрение механизмов оценки качества внеучебной деятельности
Одним из критериев оценки деятельности образовательного учреждения является состояние внеучебной деятельности.
Оценка внеучебной деятельности в школе проводится с целью определения текущего состояния и выявления перспектив совершенствования отдельных направлений в рамках внеучебной деятельности.
Методы и источники мониторинга и оценки внеучебной работы в школе:
1. Ежегодное анкетирование учащихся и родителей – пользователей услуг сферы внеучебной деятельности.
2. Ежемесячное занесение информации о социальной активности учащихся классов в электронную базу данных социальной активности .
3. Проведение анкетирований, опросов участников и организаторов мероприятий по каждому направлению внеучебной деятельности непосредственно по окончании мероприятия.
4. Проведение мозговых штурмов и творческих мастерских с классными руководителя и воспитателями ГПД совместно с родителями-активистами с целью выявления перспективных направлений развития внеурочной деятельности и совершенствования традиционной программы мероприятий.
5. Психолого-педагогическая диагностика сформированности социальной компетентности первоклассников .
Результаты мониторинга используются при подготовке отчетов по оценке внеучебной деятельности в лицее.
Вхождение образовательного учреждения в Федеральный государственный образовательный стандарт актуализировало ряд проблем, стоящих перед системой внеучебной деятельности. К наиболее общим проблемам следует отнести недостаточно высокий уровень методического обеспечения внеучебной деятельности, низкую мотивацию родителей к участию первоклассников во внеучебных мероприятиях, позиционирование внеучебной деятельности как противостоящей учебному процессу, а не как дополняющей его.
1. Низкая мотивация родителей к участию детей во внеучебных мероприятиях затрудняет формирование у первоклассников межличностных компетенций и социальных навыков, требуемых для успешной адаптации в образовательной системе лицея. В структуре внеучебной деятельности существует институт классных руководителей и воспитателей ГПД, повышение эффективности работы которого будет способствовать информированности первоклассников и их родителей о школе, его специфике. Задачи классного руководителя и воспитателя ГПД, помимо выстраивания благоприятного социально-психологического климата в классе (что достигается в течение первого года обучения), должна включать в себя ориентацию родителей на обязательность внеучебной деятельности как необходимого условия развития личности первоклассника, формирования у него компетенций через универсальные учебные действия.
2. Внеучебная деятельность в едином образовательном пространстве учебного учреждения должна позиционироваться как интегрированный в образование процесс, способствующий формированию и развитию общих и специальных компетенций учащихся
Список используемой литературы.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений РФ, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование.
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов
Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9 классов).