Полное наименование образовательного учреждения: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области | |
Телефон ОУ: 8(47142) 2-12-24 |
Электронная почта ОУ: oktyabr127@mail.ru |
Адрес сайта ОУ в Интернете: www. okt_cher |
Авторский коллектив: Петрова Ирина Николаевна, директор Пятницкова Светлана Анатольевна, заместитель директора по учебно- воспитательной работе Молчанова Светлана Викторовна, координатор по научно-методической работе |
Тема: Формирование современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области создано в 1966 году в связи с потребностями социума, направленными на обучение и воспитание детей, проживающих на территории с. Черницыно Октябрьского района Курской области.
Деятельность школы направлена на выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной на участие в духовном развитии общества. С этой целью в школе создана и совершенствуется адаптивная образовательная среда. Общая численность обучающихся в школе на 1 сентября 2012 года составляет 470 человек.
Базовыми ценностями демократического уклада школьной жизни является равенство возможностей для получения качественного образования всеми обучающимися школы. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением, как одаренных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья и работой с ними. Кроме того, эти вопросы в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации одаренных и высоко мотивированных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Главной идеей развития теории и практики управления качеством образования в МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» является отказ от традиционного подхода, при котором управление образовательным процессом осуществляется только по конечному результату. В нашей школе созданы условия для успешного обучения любого ребёнка в соответствии с его способностями, познавательными возможностями, интересами. И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормальным развитием, имеют возможность получить образование соответствующего уровня. Этому способствует создание коррекционно-развивающей среды в общеобразовательном учреждении. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность пройти социальную адаптацию и получить знания, находясь в семье.
В сложившихся условиях школа ставит перед собой задачу изменить содержание и организацию образовательного процесса так, чтобы они были ориентированы, прежде всего, на личностное развитие обучающихся и других участников образовательного процесса.
В нашей школе осуществляется несколько наиболее распространенных моделей интеграции, предполагающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа, а так же обучение детей с ограниченными возможностями в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития (Рис. 1).
Рис. 1. Модели интеграции обучения детей с ОВЗ.
Такие модели интегрированного образования внедряются в порядке эксперимента в образовательных учреждениях Российской Федерации.
Универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека является социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.
В 2008 году МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» одна из первых в Октябрьском районе открыла специальные (коррекционные) классы VIII вида. Что побудило взять на себя ответственность за обучение и воспитание таких детей? В первую очередь, это были наши ученики. Во-вторых, глаза родителей, услышавших страшный приговор. Как жить дальше? Изолировать ребенка от общества? Но мы живем в сельской местности, где нет специальных (коррекционных) школ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотелось помочь, не остаться равнодушными, ведь количество таких детей с каждым годом увеличивается (Рис. 2).
Рис.2. Динамика роста обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII и VIII вида.
Изучив нормативно-правовые документы по обучению детей с ОВЗ и опыт других школ, получив консультацию в Курском областном центре психолого-медико-социального сопровождения, внесли дополнения в Устав, получили лицензию и Постановлением Главы Октябрьского района от 29.04.10 г. №372 «О создании коррекционных классов VII и VIII вида в образовательных учреждениях Октябрьского района» открыли такие классы в своей школе.
Разработали учебные планы совмещенных специальных (коррекционных) классов VIII вида. Учителя, работающие в этих классах, разработали рабочие программы, программы психолого-педагогического и логопедического сопровождения:
программа коррекции психомоторики и сенсорных процессов;
программа развития познавательных процессов;
программа коррекции поведения;
программа коррекции гиперактивности;
программа развития зрительного и слухового восприятия;
программа «Здоровье».
В настоящее время в школе функционируют один специальный (коррекционный) класс VII вида – 5 класс три совмещенных специальных (коррекционных) класса VIII вида: (2,3), (5, 6), (8, 9) классы. В классах VIII вида общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям детей с ОВЗ, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Из традиционных обязательных учебных предметов во 2, 3 классе изучаются: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, изобразительное искусство, музыка и пение, физическая культура, трудовое обучение. В 5, 6, 8, 9 классах вместо трудового обучения ведется курс профессионально-трудового обучения, в 5-ом классе изучается природоведение, в 6-ом классе изучается биология, география, а в 8 и 9-ом классах еще история и обществознание, но не изучается изобразительное искусство, а в 9-ом классе нет музыки и пения. К коррекционным занятиям относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (2, 3 классы), социально-бытовой ориентировке (СБО) (5, 6, 8, 9 классы), специальные занятия по ритмике (2, 3 классы).
Часы школьного компонента и факультативные занятия распределены в соответствии с рекомендациями введения третьего часа физической культуры и необходимостью организации совмещенного класса-комплекта.
Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия. Педагог-психолог использует коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности (развитие психомоторики и сенсорных процессов в 3 ,5 ,6 ,8 ,9 классах), эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом.
В связи с особенностями психофизического развития дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения с взрослыми и сверстниками, скудностью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей.
Целью разработанной в школе программы «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является создание условий, обеспечивающих успешную социально-трудовую адаптацию детей, помощь в самоопределении и самореализации.
Задачи программы – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) классов, повышение уровня общего развития обучающихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Содержание программы представлено следующими разделами:
Правовая социализация
Профессиональное самоопределение
Обучение жизненно важным навыкам
Культура поведения в обществе.
Направления реализации программы:
Каждое направление состоит из определённой тематики, содержащей материал, как для бесед, индивидуально-групповых инструктивных занятий, так и для практических по формированию умений, навыков, способствующих социально-трудовой адаптации.
Таким образом, в школе сложилась многокомпонентная модель социально-образовательной интеграции (Рис. 3).
физкультурно-спортивное
художественно-эстетическое
декоративно-прикладное
Рис. 3. Многокомпонентная модель социально-образовательной интеграции школы
Рассмотренная модель обучения удовлетворяет требованиям, предъявляемым к образовательной интеграции:
внесение изменений в организацию УВП и систему сопровождения всех обучающихся;
имеющиеся психологические, материальные, кадровые и др. возможности для реализации в школе многокомпонентной модели социально-образовательной интеграции;
наличие в ОУ четко действующего психолого-медико-педагогического консилиума;
наличие индивидуальных образовательно-воспитательных программ для детей с ОВЗ;
создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды и программно-методического обеспечения;
наличие системы повышения квалификации учителей, включенных в социально-образовательную интеграцию;
психолого-педагогическое сопровождение нормально развивающихся школьников, вовлеченных в интегрированное обучение.
В школе действуют и другие формы обучения детей со специальными образовательными потребностями:
индивидуальное обучение на дому (форма обучения, при которой учителя школы по индивидуальному расписанию посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания);
дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с сохранным интеллектом, с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.
На сегодняшний день в МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» имеются 2 типовых здания, рассчитанных на 520 обучающихся. Площадь зданий 5005 кв. м. Школа имеет автономное газовое отопление, канализацию, столовую, рассчитанную на 80 мест. Общее количество аудиторий для проведения занятий обучающихся - 28, количество классов для проведения практических занятий - 3, кабинетов-лабораторий - 2, компьютерных классов – 2; имеется мастерская смешанного типа, кабинет технологии, библиотека и медиатека, актовый зал, административные и служебные помещения, 2 спортивных зала. На базе школы открыт блок для занятий дзюдо, включающий в себя специально оборудованный зал, тренажерный зал, раздевалку, комнату отдыха и душевую.
Получение гранта ПНП «Образование» в 2008 году дало возможность оборудовать кабинет технологии. Приобрели манекен, швейные машинки и оверлок. Современное оборудование дало возможность осуществить мечту о создании в школе Театра моды «Школьный дом». В учебной мастерской появился универсальные столярные станки, позволяющие реализовать программу «Столярное дело» в специальных (коррекционных) классах VIII вида. Кабинет ИЗО с мольбертами, наглядными пособиями и муфильной печью является настоящей кузницей ремесленных талантов. Приобретен спортивный инвентарь для уроков ритмики и физической культуры.
В 2011 году школа стала победителем в грантовом конкурсе сельских базовых общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, на лучший инновационный образовательный продукт, проводимый Комитетом образования и науки Курской области в рамках реализации областной целевой программы «Развитие образования Курской области на 2011-2013 годы». Тема представленного на конкурс инновационного продукта соответствовала приоритетным направлениям модернизации образования в Курской области: «Доступное и качественное образование»: формирование современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих условия для самореализации личности обучающихся, в том числе одаренных детей, а также обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Через год школа представляла опыт организации инновационной деятельности в общеобразовательном учреждении в КИНПО(ПКиПП)СОО на областном семинаре «Грантовый конкурс сельских базовых общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, на лучший инновационный продукт как средство развития инновационных процессов в образовании Курской области». Наш профессиональный опыт востребован на муниципальном и региональном уровнях.
На деньги, полученные от гранта, в школе оборудована сенсорная комната, в которой мы проводим занятия с использованием методов светотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, ароматерапии. Комната психологической разгрузки (или сенсорная комната) используется для того, чтобы обучать, расслаблять, успокаивать или наполнять энергией. Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает положительные воздействия на психическое и эмоциональное состояние ребенка: успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет:
активизировать различные функции центральной нервной системы;
стимулировать все сенсорные процессы;
создать положительный эмоциональный фон и поможет преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;
повысить интерес к исследовательской деятельности;
скорректировать нарушенные высшие корковые функции;
развить общую и мелкую моторику и скорректировать двигательные нарушения.
Занятия в сенсорной комнате помогают поднять простые ощущения на уровень осознанного восприятия, стимулируя тем самым процессы саморегуляции центральной нервной системы - психоэмоциональная сфера ребенка начинает ограждать себя от негативного воздействия стрессовых ситуаций.
Школа располагает и высококвалифицированными педагогическими кадрами (Рис. 4, Рис. 5).
Рис. 4. Соотношение числа педагогических работников, обучающих детей VII и VIII видов
Р
ис. 5. Категории педагогических работников, обучающих
детей VII и VIII видов
Многокомпонентная модель социально-образовательной интеграции школы представляет собой учебно-методический результат образовательной практики по созданию образовательных и организационно-правовых моделей реализации личности.
Данная модель интеграции затрагивает различные стороны учебно-воспитательного процесса школы:
дальнейшее развитие профессиональной компетентности педагогического коллектива школы в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка (Рис. 6);
Рис. 6. Повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива школы в области обучения детей с ОВЗ
дополнение системы сопровождения ребенка в образовательном процессе диагностическими и консультативными компонентами психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
расширение возможностей государственно-общественной системы управления образовательным учреждением в области совместной работы родителей и школы по выявлению и поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
Представленная модель позволяет всем субъектам образовательного процесса достаточно полно исследовать социальные и социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальный статус, проблемы.
Результативность работы отслеживается через промежуточную и итоговую диагностику. А также по данным наблюдений в процессе организации жизнедеятельности в школе. Организация общешкольных дел и праздников, объединенных одной идеей, способствует более успешной социализации обучающихся. Данная работа предполагает обновление содержания учебно-воспитательного процесса в школе, позволяет минимизировать круг проблем социально-трудового воспитания обучающихся, способствует усвоению социального опыта, повышает качество подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни и труду. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых в школе: научно-практической конференции, спортивном конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья!», весенних и осенних легкоатлетических кроссах «Весенняя ласточка» и «Осенний марафон».
Обучающиеся школы участвуют и побеждают во многих муниципальных, региональных, всероссийских, международных конкурсах.
Высокие результаты показывают и дети-инвалиды. Так, Тибекин Сергей в 2009 году стал лауреатом Премии Президента Российской Федерации за победу в X Международном фестивале «Детство без границ» и занял I место в областном конкурсе «Все краски детства» в рамках программы «Тайны родного края» в номинации «Резьба по дереву» за триптих «Моя Россия».
Обучающаяся 10 класса, ребенок-сирота, Морозова Анна за творческий подход к работе в областном конкурсе сочинений «Учитель моей жизни» награждена в 2011 году Грамотой департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области.
На сегодняшний день МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области предоставляет возможность получения образования не только нашим детям с ограниченными возможностями здоровья, но и детям из других школ района и г. Курска.
Апробация представленной модели социально-образовательной интеграции школы позволила выявить возможные риски ее внедрения в образовательных учреждениях:
Общество в целом, в т.ч. и родители обучающихся имеют недостаточный уровень культуры, ориентированной на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения.
Закрытый характер работы образовательного учреждения. Нежелание школы сотрудничать с семьей, социальным окружением в вопросах поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Профессиональная неготовность учителя к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами.
Архитектурная недоступность образовательного учреждения.
Недостаточно развитая материально-техническая база школы.
Опыт школы позволяет определить возможные пути преодоления указанных рисков:
Сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями района и города, решающими проблему поддержки и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Предъявление и широкое обсуждение полученных результатов за счет публикаций, проведения открытых мероприятий, обеспечения постоянной обратной связи с образовательными учреждениями, решающими сходные проблемы.
Многокомпонентная модель социально-образовательной интеграции школы позволяет психологически, методически и организационно осуществлять переход школы к модели инклюзивного образования. Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка, так как строится на основании социального подхода. Нужно изменять не людей с особыми образовательными потребностями, а общество и его отношение к инвалидам.
Инклюзивное образование сегодня считается одним их приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен, так как каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
Библиографический список:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761
«О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений Российской Федерации для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденный Приказом Минобразования России от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»
Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. -2008. - №.1
Зубарева Т.Г. Некоторые вопросы создания системы раннего выявления и специальной помощи, а также интегрированного обучения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях детей с ограниченными возможностями здоровья в Курской области [Текст] / Т.Г. Зубарева // Развитие системы специального (коррекционного) образования в регионе. Интегрированное обучение, воспитание и оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: Сборник статей по итогам областной научно-практической конференции. – Курск, изд-во КИНПО (ПКиПП) ССО, 2008. – С. 41-56. (1 п.л.).