СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование связной речи детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций, личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».                                                                                                                                           Л.С.Выготский

Просмотр содержимого документа
««Формирование связной речи детей дошкольного возраста»»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №9 «Формирование связной речи детей дошкольного возраста» Лисакович Александра Владимировна 2 квалификационная категория;  воспитатель г. Верхний Тагил 2013 г.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №9

«Формирование связной речи детей

дошкольного возраста»

Лисакович Александра Владимировна

2 квалификационная категория;

воспитатель

г. Верхний Тагил

2013 г.

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций, личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».    Л.С.Выготский

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций, личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи». Л.С.Выготский

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время актуальность развития речевых способностей не вызывает сомнений и приобретает особое значение.

Основной вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги - исследователи и практики дошкольного дела О.И. Соловьева, Т.А. Маркова, A. M. Бородич, В.В. Гербова и др. Параллельно исследования вели и психологи – Л.С. Выготский, В.И. Ядэшко и др. Основной результат их исследований - выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Наличие интеллекта, т.е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, предоставления, воображения, мышления, а также речь - это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном. Но интеллект появляется у ребенка не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуется. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной . Это является одним из главных условий овладения ребенком связной речью, условием ее развития и совершенствования.

Цель работы: определить значение развития связной речи дошкольников. Задачи работы: - разработать программно – методический комплект для формирования связной речи детей дошкольного возраста. - систематизировать подходы, методы, приёмы и содержание для формирования связной речи детей дошкольного возраста. - спроектировать и сформировать предметно – развивающую среду с учётом содержания деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей детей. - разработать и реализовать модель взаимодействия с родителями и другими социальными партнёрами.  

Цель работы: определить значение развития связной речи дошкольников.

Задачи работы:

- разработать программно – методический комплект для формирования связной речи детей дошкольного возраста.

- систематизировать подходы, методы, приёмы и содержание для формирования связной речи детей дошкольного возраста.

- спроектировать и сформировать предметно – развивающую среду с учётом содержания деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

- разработать и реализовать модель взаимодействия с родителями и другими социальными партнёрами.

 

Результаты деятельности Динамика изменения показателей связной речи воспитанников МБ ДОУ ЦРР д/с № 9 (за последние 3 года) Вывод : В конце межаттестационного периода я наблюдаю позитивную динамику в период 2010 по 2013 года, уровень сформированности связной речи детей повысился с 30% до 60%. Почти у всех детей обогащён речевой опыт, у них развита монологическая и диалогическая речь, с удовольствием рифмуют, у них развито речевое творчество, желание рассказывать по сюжетным картинкам, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги. Дети проявляют большой интерес к нетрадиционным методам развития связной речи. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости, эффективности и значимости работы по формированию связной речи детей дошкольного возраста.

Результаты деятельности

Динамика изменения показателей связной речи

воспитанников МБ ДОУ ЦРР д/с № 9

(за последние 3 года)

Вывод :

В конце межаттестационного периода я наблюдаю позитивную динамику в период 2010 по 2013 года, уровень сформированности связной речи детей повысился с 30% до 60%. Почти у всех детей обогащён речевой опыт, у них развита монологическая и диалогическая речь, с удовольствием рифмуют, у них развито речевое творчество, желание рассказывать по сюжетным картинкам, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги. Дети проявляют большой интерес к нетрадиционным методам развития связной речи.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости, эффективности и значимости работы по формированию связной речи детей дошкольного возраста.

Диагностический инструментарий Экспресс – диагностика развития речи  Учебно – методическое пособие О.Н. Сомкова «Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»  Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста Учебно – методическое пособие О.Н. Сомкова «Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»

Диагностический инструментарий

Экспресс – диагностика развития речи

Учебно – методическое пособие О.Н. Сомкова «Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»

Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

Учебно – методическое пособие О.Н. Сомкова «Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»

Создание условий для сформированности речи  детей дошкольного возраста.

Создание условий для сформированности речи

детей дошкольного возраста.

 Для успешного развития речи необходимы условия: Предметно развивающая среда в группе; Специальные занятия по разделам развития речи; Использование пальчиковой, артикуляционной гимнастики; Использование схем, мнемотаблиц, дневника наблюдений при составлении рассказов, пересказе литературных произведений; Работа в повседневной жизни.

Для успешного развития речи необходимы условия:

  • Предметно развивающая среда в группе;
  • Специальные занятия по разделам развития речи;
  • Использование пальчиковой, артикуляционной гимнастики;
  • Использование схем, мнемотаблиц, дневника наблюдений при составлении рассказов, пересказе литературных произведений;
  • Работа в повседневной жизни.
Содержание предметно – развивающей речевой среды в группе ДОУ Уголок дидактических речевых игр; Уголки сюжетно-ролевых игр; Книжный уголок; Театрализованный уголок; Уголки для развития мелкой моторики рук; Демонстрационный иллюстративный материал для занятий.

Содержание предметно –

развивающей речевой среды

в группе ДОУ

  • Уголок дидактических речевых игр;
  • Уголки сюжетно-ролевых игр;
  • Книжный уголок;
  • Театрализованный уголок;
  • Уголки для развития мелкой моторики рук;
  • Демонстрационный иллюстративный материал для занятий.
Пример карты-схемы для составления описательных рассказов

Пример карты-схемы для составления описательных рассказов

Использование дневника исследования Наиболее эффективным и интересным способом составления рассказа – описания о предметах, игрушках, овощах, фруктах стало использование дневника исследования. Дети знакомятся с символами, обозначающими характеристики предметов. В ходе разнообразных манипуляций с предметами выбирают нужные символы и наклеивают на лист дневника. В итоге получается полный рассказ-описание предмета.

Использование дневника исследования

Наиболее эффективным и интересным способом составления рассказа – описания о предметах, игрушках, овощах, фруктах стало использование дневника исследования. Дети знакомятся с символами, обозначающими характеристики предметов. В ходе разнообразных манипуляций с предметами выбирают нужные символы и наклеивают на лист дневника. В итоге получается полный рассказ-описание предмета.

Пример дневников исследования, составленных детьми

Пример дневников исследования, составленных детьми

Символическая аналогия для пересказа сказок, рассказов использование картинок в качестве опоры для запоминания словесного материала, путем соотнесения каждого слова, небольшого эпизода из сказки, рассказа с рисунком, наиболее подходящим по смыслу

Символическая аналогия для пересказа сказок, рассказов

использование картинок в качестве опоры для запоминания словесного материала, путем соотнесения каждого слова, небольшого эпизода из сказки, рассказа с рисунком, наиболее подходящим по смыслу

Составление рассказа по картине Использование дидактических игр «У нас в гостях волшебник», «Подзорная труба», «Назови, что видишь?» и другие при рассматривании картин, помогают непринужденно и в игровой форме определить состав картины, установить связи и взаимодействия между основными объектами, сравнивать их между собой, побуждают детей к составлению рассказа из нескольких предложений.

Составление рассказа по картине

  • Использование дидактических игр «У нас в гостях волшебник», «Подзорная труба», «Назови, что видишь?» и другие при рассматривании картин, помогают непринужденно и в игровой форме определить состав картины, установить связи и взаимодействия между основными объектами, сравнивать их между собой, побуждают детей к составлению рассказа из нескольких предложений.
Большое значение имеет развитие связной речи в повседневной жизни Общение детей в сюжетно-ролевых играх; Совместные дидактические речевые игры; Театрализованная деятельность; Работа с художественной литературой в книжном уголке;  На прогулке (наблюдения, беседы);  В утреннее и вечернее время во время режимных процессов

Большое значение имеет развитие связной речи в повседневной жизни

  • Общение детей в сюжетно-ролевых играх;
  • Совместные дидактические речевые игры;
  • Театрализованная деятельность;
  • Работа с художественной литературой в книжном уголке;
  • На прогулке (наблюдения, беседы);
  • В утреннее и вечернее время во время режимных процессов
Результат работы У детей повысился интерес к слову, дети с удовольствием играют в различные игры со словами. Намного интереснее и содержательнее стали рассказы детей (описания, повествования). При составлении описательных рассказов дети легко используют приемы моделирования, на хорошем уровне усвоили использование технологии ТРИЗ при составлении описательных и творческих рассказов по картине, но работу по этому направлению стоит продолжать. На родительском собрании показала занятие по составлению описательного рассказа о животных, с использованием схем на тему: «В мире животных».

Результат работы

  • У детей повысился интерес к слову, дети с удовольствием играют в различные игры со словами. Намного интереснее и содержательнее стали рассказы детей (описания, повествования). При составлении описательных рассказов дети легко используют приемы моделирования, на хорошем уровне усвоили использование технологии ТРИЗ при составлении описательных и творческих рассказов по картине, но работу по этому направлению стоит продолжать.
  • На родительском собрании показала занятие по составлению описательного рассказа о животных, с использованием схем на тему: «В мире животных».
Предметно- развивающая среда группы ДОУ Центр «Будем говорить правильно»

Предметно- развивающая среда

группы ДОУ

Центр «Будем говорить правильно»

Средства развития речи Чтение художественной литературы Дидактические игры Проектные методы

Средства развития речи

Чтение художественной литературы

Дидактические игры

Проектные методы

Составление рассказа по картине Разгадывание ребусов, кроссвордов

Составление рассказа по картине

Разгадывание ребусов, кроссвордов

Совместные праздники, развлечения, досуги Новый год День мам 23 февраля

Совместные праздники, развлечения, досуги

Новый год

День мам

23 февраля

Взаимодеиствия с социумом Экскурсии на городские выставки, музей, библиотеки. Участие в городских Спортивных играх и т. д.

Взаимодеиствия с социумом

Экскурсии

на городские выставки,

музей, библиотеки.

Участие в городских

Спортивных играх и т. д.

Спасибо за внимание!

Спасибо за

внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!