Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Согласно ФГОС одним из направлений работы является образовательная область «Речевое развитие», которая включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Одной из методик формирования связной речи является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении монологической речи дошкольников.
Мнемотехника – «искусство запоминания», это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Дидактический материал в виде мнемотаблиц, можно использовать при пересказе, при составлении описательных рассказов, заучивании стихов, поговорок, чистоговорок, отгадывании и загадывании загадок.
Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост - ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Использование мнемотехники позволяет решить следующие задачи:
1. Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.
2. Формирование навыков построения связных монологических высказываний:
- усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями - фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента и др.);
- обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.
3. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
4. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения;
Работа по мнемотаблицам с детьми старшего дошкольного возраста строится поэтапно:
1 этап: Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.
2 этап: Происходит перекодирование информации в коре головного мозга, т.е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.
3 этап: Побуждение ребенка к пересказу, составлению рассказа или заучиванию стихотворения с опорой на символы (образы) по заданной мнемотаблице.
4этап: Самостоятельная зарисовка мнемотаблицы.
В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развернутых, правильно составленных рассказов по восприятию. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Все это подготовит ребенка к связному изложению любых событий и самостоятельному творческому рассказу.
Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью, потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. На первом году обучения дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога.
Примеры:
Мы делили апельсин.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь кто-куда.
Петя и снеговик.
Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом — средний, а затем—маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа — морковку, вместо рта — веточку. Снеговик получился красивый.
Мнемозагадка:
Желаю вам успехов и творчества в вашей работе с детьми!
МБДОУ Детский сад №14 «Золотая рыбка»
Методические рекомендации «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста»
Подготовила учитель-логопед:
Будникова Т.В.
Кувандыкский городской округ