СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение опыта работы воспитателя МК ДОУ «Петропавловский детский сад» Волковой Светланы Васильевны по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть использован в качестве методических рекомендаций для воспитателей дошкольных образовательных организаций и студентов педагогических учебных заведений.

Просмотр содержимого документа
«Изучение опыта работы воспитателя МК ДОУ «Петропавловский детский сад» Волковой Светланы Васильевны по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники.»

Изучение опыта работы воспитателя МК ДОУ «Петропавловский детский сад» Волковой Светланы Васильевны по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники


Речь – величайшее богатство, данное человеку, и её можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Задача педагога – развивать речь ребёнка, передать каждому из них любовь к слову, воспитать у них умение и желание чувствовать его красоту, повести за собой в интересное путешествие по прекрасной стране родного языка, помочь преодолеть все преграды. Говорить – значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Все эти навыки ребёнок приобретает с помощью взрослого в дошкольном детстве.

В старшем возрасте речь детей развивается интенсивно, служит источником знаний об окружающем мире, средством общения. В связи с этим большое значение приобретает умение дошкольников пользоваться связной речью, поэтому необходимо их познакомить с простыми приёмами запоминания, научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы. Одним из успешных и эффективных средств развития монологической и диалогической речи старших дошкольников, связанным с запоминанием содержания текста, его композиционной структуры, языковых средств выразительности является применение мнемотехники, по сути своей представляющей применение знаковой символики и при заучивании стихотворений, и работе со схемами-планами при пересказах текстов и так далее.

С этой точки зрения для нас представляет большой интерес опыт работы воспитателя МК ДОУ «Петропавловский детский сад» Волковой Светланы Васильевны по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники. Выбор системы работы Светланы Васильевны по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники был взят не случайно, а оправдан тем, что в своей практике воспитатель использует инновационные технологии, применяет передовой опыт, оригинально знакомит детей с литературным и дидактическим материалом.

Рассмотрим подробно применение данной системы работы на практике с сентября 2019 года по май 2020 года. Светлана Васильевна в сентябре-месяце 2019 года провела диагностическое обследование связной речи детей старшей группы, проанализировала результаты диагностики, сделала вывод, что дошкольники испытывают трудности в создании логически последовательных высказываний (рассказы по плану и по картинкам, описание различных предметов и времен года). Некоторым ее воспитанникам тяжело дается заучивание стихотворений. В сентябре-месяце на занятиях дети испытывали трудности при выполнении следующих заданий:

− при рассматривании предмета самостоятельно определить его главные свойства и признаки;

− установить последовательность выявленных признаков;

− удерживать в памяти эту последовательность, которая является планом;

− чётко и последовательно изложить мысль;

− выучить стихотворение наизусть;

− самостоятельно пересказать текст.

Первое, что сделала Волкова Светлана Васильевна, – поставила перед собой цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью приемов мнемотехники и разработала следующие задачи в своей деятельности:

− овладение речью как средством общения и культуры; повышение уровня умственной активности, сообразительности, наблюдательности, закрепление умения сравнивать, выделять существенные признаки;

− развитие связной и грамматически правильной монологической и диалогической речи; формирование умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;

− обогащение активного словаря; знакомство с книжной культурой, детской литературой; совершенствование звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Затем Светлана Васильевна распределила предстоящую работу по развитию связной речи с детьми на несколько этапов:

1. Мотивационный этап.

Цель данного этапа – стимулирование интереса к деятельности, потребности детей в общении, активности их речи.

На данном этапе Светлана Васильевна в игровой деятельности формировала коммуникативные умения и навыки дошкольников, включающие в себя передачу, сообщение и прием информации, регуляцию, коррекцию поведения, изменение эмоционального состояния, необходимые для возникновения и развития общения, взаимодействия и взаимопонимания.

Если ребенок во время проведения игр забывал речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности), то педагог ему подсказывала в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого... (спасибо)». «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и Дании на прощание говорят... (до свидания)», «Но давно уже от ... (имя ребенка) я не слышу слова... (здравствуйте), а слово-то какое, очень дорогое».

Для развития умения устанавливать контакт с собеседником воспитатель в процессе игровой деятельности предлагала старшим дошкольникам следующие упражнения: «Улыбка» - дети сидели в кругу, брались за руки и, глядя соседу в глаза, дарили ему самую дорогую улыбку, какая есть; «Комплимент» - дошкольники становились в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорили несколько добрых слов, хвалили его. («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье...»). Участник, принимавший эту точку зрения, кивал головой и говорил: «Спасибо, мне очень приятно!»

Для поддержания желания и совершенствования умения выражать своё настроение во время разговора Светлана Васильевна рекомендовала дошкольникам завести «Дневник настроения». В нем ребенок изображал явления природы, предметы, характеризующие его настроение. Педагог часто проводила игры и упражнения из цикла «Я и мои эмоции», мимические гимнастики, когда дети хмурились, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбались, как солнце, как хитрая лиса; пугались, как заяц, увидевший волка; злились, как ребенок, у которого отняли мороженое и так далее. Для совершенствования у старших дошкольников умения общаться без слов воспитатель предлагала следующие игры:

- «Угадай» - один ребенок воспроизводил жест, а другие отгадывали его значение;

- «Походка» - один ребенок изображал походку кого-либо (человека, животного, птицы), а остальные дети отгадывали, кому она принадлежит;

- «Иностранец» — один ребенок, изображавший иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивал, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечали на его вопросы;

- «Расскажи стихи без слов», «Изобрази пословицу» и так далее.

На мотивационном этапе педагог также работала над вопросами создания проблемной ситуации, стимулирования речевой деятельности и общения детей старшего дошкольного возраста, использовала различные игры и лексические упражнения.

2. Второй этап - накопление содержания для общения и речи.

Цель этапа – обогащение представлений по теме, организация исследовательской деятельности, изготовление поделок и атрибутов для игр, отгадывание ребусов, сочинение стихотворений, загадок, придумывание связных рассказов, составление коллажей.

Нам стало известно, что воспитанники Светланы Васильевны с неподдельным интересом воспринимают дидактический материал, изготовленный самостоятельно, основанный на фантазиях, образных ассоциациях и применяемый в игровых формах для различных видов познавательной и речевой деятельности.

Решение со старшими дошкольниками ребусов, сочинение загадок, составление коллажей с собственно оформленными подделками и атрибутами, пояснила воспитатель, носит обучающий характер, дает детям возможность получить новые знания и заставляет напряженно мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, придумывать отгадки, вспоминать, что предполагает применение доказательной речи. Обратим внимание на формирование педагогом данного речевого навыка при работе с коллажами.

Подготовка коллажа, подбор картинок осуществляется воспитателем совместно с детьми. Каждый ребенок самостоятельно из предложенного набора картинок (компьютерный вариант или вырезанные из журналов, газет) может выбрать к определенной теме ряд подходящих изображений с последующим их наклеиванием и составлением в игровой форме (игра-путешествие, игра-загадка, загадка-подарок) рассказа с убедительным и аргументированным содержанием.

Коллаж применяется в практике Светланы Васильевны в различных направлениях развития связной монологической речи детей, например: при автоматизации звуков («назови слова, которые начинаются на заданный звук»; «назови слово и отхлопай его звуковой «рисунок», «собери слово из рассыпанных звуков» и другие). А также для совершенствования грамматического строя речи («назови слова-предметы, про которые можно сказать: «Мой», «Моя»; закончи предложение: «Рад кому? чему?» (белке, волку) и другие); при осуществлении звукового и слогового анализа и синтеза, развитии памяти и мышления («назови предметы, которые могут быть в лесу, в городе, дома и т.д.»; назови новые (знакомые) для тебя слова» и другие); голоса и интонации («произнеси слова тихо, громко»; «представь, что ты медведь (мышка и назови слова его голосом» и другие); составлении предложений, рассказов, загадок и сказок («составь рассказ (сказку) по картинкам» и другие).

Весьма эффективными приемами формирования доказательной речи старших дошкольников, по мнению педагога, являются загадывание загадок от лица какого-либо героя или игры-соревнования. В основе игр-соревнований (например, «Кто быстрее?»), проводимых Светланой Васильевной, лежит мотив самоутверждения и самореализации, их цель - упражнять детей в отгадывании загадок дедуктивным и индуктивным способом, формировать умения доказывать свою точку зрения.

Тризовские игры, применяемые в практике педагога, вызывают особый интерес у старших дошкольников. Например, игра «Да — нетка» - это вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, а отвечать только «да» или «нет» - позволяет воспитателю сформировать навык детей задавать вопросы, что немаловажно для развития диалогической речи и активизации словаря дошкольников по определенной теме.

С помощью игры «Сочиним стихотворение и его запишем» Светлана Васильевна вырабатывает у своих воспитанников умения рифмовать текст и записывать его схемами. Схемы располагает на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста. А затем с помощью схематической фиксации текста педагог работает над интонационной выразительностью речи детей, обозначает при помощи определенных условных знаков повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и так далее.

Тризовская игра «Складные картинки» предоставляет возможность воспитателю сформировать навык у дошкольников подбирать картинки с изображением предметов, в названиях которых присутствует рифма. Педагог раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т.д.), затем поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме.

Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов. Воспитатель поощряет инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова. В игре «Что было, что будет?» старшие дошкольники в своем воображении представляют прошлое и будущее заданного объекта и составляют связный рассказ об этом. Ребенок-ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем. Все вышеперечисленные игры требуют от дошкольника повышенной концентрации внимания, способствуют активизации различных средств общения, формированию правильного лексико-грамматического строя, навыков связной речи, развитию творческого воображения, художественного вкуса, памяти, активизации мыслительной деятельности.

3. Третий этап - этап освоения детьми речевых форм и коммуникативных умений.

Цель этапа – развитие у дошкольников умения передавать свои мысли в понятных для слушателей и адекватных речевых ситуациях с использованием наглядности и формул речевого этикета.

Светлана Васильевна на данном этапе работы считает необходимым развитие коммуникативных умений старших дошкольников с использованием знакомых этикетных речевых формул при составлении рассказов по серии сюжетных картин, сочинении сказок с помощью опоры на набор изображений возможных персонажей (используются характерные сказочные содержательно-тематические единства, типичная композиция и набор стилистических средств).

Педагог стимулирует мыслительную и игровую деятельность детей, предлагает им придумать в рассказах и сказках новые ситуации, изменить сюжет, творчески выразить взятые на себя роли в играх-драматизациях и инсценировках. С полным основанием Светлана Васильевна может утверждать, что при пересказе текстов произведений художественной литературы с выполнением дополнительных необычных заданий, рассказывании сочиненных собственных сказок у детей формируется грамматически правильная речь, богатая сложными синтаксическими конструкциями и разнообразной лексикой.

Следует отметить, что во всех видах деятельности педагог использует наглядность, но предпочтение отдает приему картинографии, помогающему, по ее мнению, ребенку решить трудности в составлении описательных, повествовательных и творческих рассказов. Применение картинно-графических схем, считает педагог, способствует образованию наиболее отчётливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности, активизации чувственного опыта детей, развитию внимания, мышления, наблюдательности, а наличие зрительного плана делает рассказы чёткими, связными, полными и последовательными.

Светлана Васильевна с целью повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам применяет также приём фрагментарного рассказывания, заключающийся в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делится на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета.

Ребёнок, постепенно открывая каждую из частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет, тем самым у него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности развития связной речи и коммуникативных умений и навыков.

При составлении старшими дошкольниками рассказа по сюжетной картинке или серии сюжетных картинок, по мнению педагога, очень хорошо проявил себя метод крокирования. Метод крокирования - это рисуночное письмо, условное обозначение (символ) определённого слова, которое передает смысловую картинку и поэтому легче запоминается детьми, чем просто текст, воспринятый на слух. С помощью схем-рисунков ребёнок легко овладевает словом или фразой. Кроме того, дошкольник, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» картинки.

Метод крокирования помогает детям с нарушением грамматического строя речи – высвобождает время на обдумывание сочетания слов в предложении. Главная цель – упражнение в построении развернутого, логически последовательного рассказа, составлении сложных распространенных предложений. Сначала старшие дошкольники при помощи вопросов педагога выстраивают логическую последовательность событий, придумывают название рассказа, по возможности, подбирают в качестве названия пословицу или поговорку.

Затем начинается работа по каждой отдельно взятой картинке. Отвечая на вопросы воспитателя, на каждую картинку дети составляют от двух до четырех распространенных предложений, лучшие из ответов «записываются» на доске рисунками.

В старшем дошкольном возрасте дети сами предлагают, что конкретно необходимо нарисовать для данного слова и как это изобразить (на этом этапе проходит словарная работа). Мыслительная деятельность детей в данной ситуации проходит через эмоциональное отношение к действиям героя или к самому герою рассказа. После «записывания» рассказа, педагог предлагает своим воспитанникам придумать, что случилось потом и что было в начале (причинно-следственные связи).

Далее «читает» рассказ, показывая на готовом картинно-графическом плане соответствующие картинки. Первыми пересказывают произведение, глядя на картинно – графический план, самые активные ребята, остальные слушают рассказ, следя за нарисованном на демонстрационной доске планом. Далее рассказывают малоактивные дети. В среднем, по серии из четырех сюжетных картинок получаются около двенадцати распространенных предложений. Рассказы детей различаются началом и концовкой, используемыми глаголами, а также прилагательными и другими второстепенными частями речи, что позволяет реализовать развитие творческих способностей и связной речи каждого ребенка.

4. Творческий этап.

Цель этапа – развитие самостоятельности и творчества детей в речевой деятельности и организации общения со взрослыми и сверстниками.

Светлана Васильевна на данном этапе в своей деятельности организовывает работу со старшими дошкольниками, направленную на совершенствование навыков связной речи и развитие детской самостоятельности и творчества. Педагог наряду с традиционными методами и приемами - пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений и так далее - использует нетрадиционные с целью формирования у детей навыков составления монолога и диалога.

Светлана Васильевна считает целесообразным применение в своей деятельности приемов мнемотехники, которые, по ее мнению, облегчают процесс запоминания у старших дошкольников, способствуют увеличению объёма их памяти путём образования дополнительных ассоциаций, а, следовательно, предоставляют возможность для развития речевых умений.

Мнемотаблица – один из приемов мнемотехники для запоминания информации с использованием сюжета, трансформации, логических или ассоциативных цепочек – чаще всего используется в практике Волковой Светланы Васильевны по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Удобство применения мнемотаблиц в разнообразных видах деятельности дошкольников, пояснила нам воспитатель, заключается в том, что любую из них можно составить в течение нескольких минут, выбрав подходящие картинки из Интернет-ресурсов.

Мнемотаблица, по мнению педагога, значительно облегчает ребенку составление рассказа-описания (пересказа), так как наглядно отображает последовательность, одновременно включая в себя план и опорные вопросы. На таких занятиях дети уверенны в своих способностях, не боятся пересказывать и рассказывать.

Опора на мнемотаблицу способствует активизации у ребёнка зрительного и слухового внимания, лучшему осмыслению текста, помогает точнее воспроизводить последовательность событий, делает высказывания дошкольника более выразительными, эмоциональными, информативными и даже формирует навык контроля и самоконтроля за построением высказываний. Как любая работа, сообщила нам Светлана Васильевна, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному, начиная с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам. На начальном этапе педагог использует разноцветные мнемотаблицы, чтобы пробудить интерес у детей, а в дальнейшем схемы рисуются в одном цвете, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символических изображений. Работа идет поэтапно:

1 этап - рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2 этап - перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы;

3 этап - пересказ сказки, чтение стихотворения с опорой на символы (образы), отработка метода запоминания.

Проследим соблюдение данных этапов Светланой Васильевной при заучивании вместе со своими воспитанниками стихотворения Татьяны Боковой «Праздник урожая». С целью быстрого запоминания детьми содержания поэтического произведения воспитатель разбила текст на блоки по две или четыре строчки и предложила нарисовать возникшие в сознании ребят ассоциативные образы на листе бумаги.

На первый блок «осень скверы украшает разноцветною листвой» дошкольники нарисовали листья. Такой простой образ сразу напомнил им двустишье из стихотворения, и не позволил забыть нужный блок. Аналогичные действия осуществляли дети с другими блоками. После этого воспитатель попросила ребят рассказать стихотворение целиком, используя только картинки-ассоциации. На заключительном этапе заучивания стихотворения дошкольники воспроизвели текст без помощи картинок, только вспоминая нарисованные образы.

Светлана Васильевна при заучивании со старшими дошкольниками наизусть стихотворений применяет так называемые «живые» мнемотаблицы, которые включают в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом. Непроизвольное внимание детей вызывают новизна, необычность, динамичность объектов, контрастность изображения. Суть «живой» мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в  таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все лирическое произведение. А дальше по отработанной схеме-модели ребенок заучивает наизусть, например, стихотворение Токмаковой И.П. «Осень» и другие. Использование педагогом в своей практике «живых» мнемотаблиц способствует лучшему запоминанию стихотворных текстов, развитию памяти, мышления, воображения и предоставляет большие возможности для дальнейшего развития у старших дошкольников коммуникативных способностей.

Создание связного развернутого высказывания - сложный процесс, требующий собранности, сосредоточенности говорящего ребенка, хорошей предварительной подготовки, значительных волевых усилий, композиционных, логических и речевых умений, поэтому воспитатель при составлении со своими воспитанниками повествовательных и описательных рассказов о временах года применяет также мнемотаблицы.

В качестве примера приведем фрагмент занятия, когда ребята выбирают любую понравившуюся, лежащую на столе, таблицу и включаются, например, в процесс придумывания рассказа Пингвиненку и его друзьям в Антарктиде о весне. Катю Л. заинтересовала мнемотаблица № 1. Вот какой получился у нее связный рассказ: «Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи. Все люди отмечают весной мамин праздник — 8 Марта. Я сделала для своей мамы поздравительную открытку и подарила ей».

Рисунок 1 – Мнемотаблица № 1 для составления повествовательного рассказа по теме «Весна».


Коля Н. выбрал мнемотаблицу № 2 и составил следующий рассказ: «Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, и появляются лужи. Дети пускают в них и ручейках кораблики. Весной распускаются первые цветы — подснежники, а на деревьях появляются зеленые листочки».

Рисунок 2 – Мнемотаблица № 2 для составления повествовательного рассказа по теме «Весна»


А вот какой получился рассказ у Светы З.: «Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!»

Рисунок 3 – Мнемотаблица № 3 для составления повествовательного рассказа по теме «Весна»


Светлана Васильевна при развитии связной речи старших дошкольников с помощью мнемотехники обращала внимание на использование в речи детей слов, близких по значению, на содержательную сторону рассказа. На каждом занятии воспитывала у ребят умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. Перед тем, как дошкольники должны были составлять рассказы, им педагог давала установку: использовать в рассказах слова и выражения, которые дети употребляли в ходе «тренировочных» упражнений.

Данный прием позволял ее воспитанникам подойти к выполнению задания более осознанно, стимулировал память, улучшал качество рассказов. Перед придумыванием рассказов детям выдвигалось требование: создавать свое речевое произведение в соответствии с правилами сюжетного повествования: обрисовка действующих лиц, времени и места действия, причина события, развитие событий, кульминация, окончание событий.

Для того чтобы на каждом занятии дошкольникам было интересно, Светлана Васильевна использовала мнемотаблицы в разных видах деятельности: при составлении мнемозагадок о временах года; разучивании наизусть стихотворений (например, «Весна» А. Плещеева и другие); составлении рассказов-описаний «Весна-красна», рассказов-сравнений о перелётных птицах и других. Не менее эффективным оказалось применение педагогом мнемотаблицы при обучении детей пересказу сказки «Заяц-хвастун» обр. О. Капицы. Изображение главных героев сказки оказалось опорным в таблице: через них шло осознание, понимание содержания произведения, что позволило дошкольникам не допускать речевых ошибок в передаче логической последовательности событий, в построении предложений. Ребята проявляли внимание и интерес к лексическому и синтаксическому богатству родного языка. Кроме того, мы самостоятельно провели занятие по составлению описательного рассказа с помощью мнемотаблиц «Четыре времени года».

Старшие дошкольники продолжили вместе с нами работу по формированию навыков построения текстов-описаний, в данном случае, каждого времени года: зимы, весны, лета, осени путем перечисления свойственных им признаков, используя яркие, образные сравнения, определения, выраженные именами прилагательными и причастиями. Дети старшей возрастной группы приобрели также умения в составлении рассказов в разных вариантах, получили немалый положительный опыт, который помог в формировании речевых навыков, направленных на развитие связной монологической речи. При рассказывании (индивидуальном и коллективном) по мнемотаблицам ребята свободно связывали слова в простых и сложных предложениях, соединяли смысловые части высказывания, соблюдали структуру текста, использовали разнообразные зачины рассказа, синонимические замены при назывании явлений, действий и состояний природных явлений.

Применяемые в системе работы Светланы Васильевны по развитию связной речи старших дошкольников разнообразные методы и приемы мнемотехники (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемосундучки и так далее), позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с целями и задачами, поставленными педагогом.

5. Оценочно – результативный этап.

Цель этапа – развитие умения доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки речевой и коммуникативной деятельности.

Волкова Светлана Васильевна на данном этапе в своей работе использует составление синквейнов. Синквейн – слово французского происхождения, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Это нерифмованное стихотворение, например:

Медведь неуклюжий, косолапый;

Рычит, ест малину, впадает в спячку;

Медведь – хозяин леса. Топтыга.

Чтобы составить синквейн, пояснила Светлана Васильевна, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Составление синквейна применяется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Правила составления синквейна:

1) первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь);

2) вторая строка – два слова, прилагательные, описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна;

3) третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета;

4) четвёртая строка – словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов;

5) пятая строка – последняя, одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания. Синквейн помогает детям научиться выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли, а впоследствии давать самооценку речевой и коммуникативной деятельности.

Результаты диагностического исследования, проведенного воспитателем в мае 2020 года, подтвердили правильность выбора методов и приемов в разработке системы работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники. Светлана Васильевна отметила, что уровень рассказывания (это относится и к содержательности рассказов, и к их словесному оформлению, грамматической правильности и точности речи) у ее воспитанников заметно повысился, разнообразнее стали и типы связей между предложениями, внутри предложений и между словами. Воспитатель заметила, что и плавность изложения, которая также является критерием связности изложения текста, стала намного лучше. Главный итог работы воспитателя - все дети стали принимать участие в составлении рассказов с помощью мнемотехники.

Таким образом, анализ педагогического опыта работы Волковой Светланы Васильевны по развитию связной речи старших дошкольников с помощью мнемотехники показал, что данный вид коммуникативной деятельности позволяет детям логически мыслить, рассуждать, формировать умения общения с взрослыми и сверстниками. Методы мнемотехники помогают ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для старших дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Ребенок лишен возможности, записать, сделать мнемотаблицу, мнемодорожку, отметить что-либо письменно, даже при самом высоком уровне речевого развития без данных схем дети не в состоянии составлять подробные рассказы-описания. Такие схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение старших дошкольников самостоятельной постановке вопросов к тексту. Развитие умения структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний позволяет детям видеть структуру текста, ее основные композиционные части, их взаимосвязь и взаимообусловленность. В связи с этим дошкольник начинает овладевать умением составлять собственный текст, как определенную схему-модель. Тексты, созданные детьми старшего дошкольного возраста, являются показателем развития словарного запаса детей, связной монологической речи. Применяя графическую аналогию, дошкольники учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. Используя в своей работе методы мнемотехники, воспитатель формирует навыки детей добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий речевого высказывания, формировать и высказывать суждения, делать умозаключения. Опыт работы Волковой Светланы Васильевны может быть использован в качестве методических рекомендаций для воспитателей дошкольных образовательных организаций и студентов педагогических учебных заведений.

4