СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование связной речи у детей с ОНР. Отчёт по самообразованию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование связной речи у детей с ОНР. Отчёт по самообразованию»

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 с. Месягутово муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан Выступление на педсовете,  отчет по самообразованию :  «ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР»   (для педагогов ДОУ)  Подготовила:  Кустова Надежда Вячеславовна  учитель-логопед  МБДОУ д/с №2 с. Месягутово      2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 2 с. Месягутово муниципального района Дуванский район

Республики Башкортостан

Выступление на педсовете, отчет по самообразованию : «ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР» (для педагогов ДОУ)

Подготовила:

Кустова Надежда Вячеславовна

учитель-логопед

МБДОУ д/с №2 с. Месягутово

2022 г.

Актуальность: : Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Ребенок должен научиться рассказывать: называть предмет, описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность. Низкий уровень употребляемой фразовой речи. Исходя из этого, формирование связной речи дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Все выше сказанное обусловили актуальность и выбор темы самообразования: «Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».

 Цель: совершенствование традиционных методов и приёмов работы по формированию и развитию связной речи   в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими ОНР . Гипотеза: я предполагаю, что специальные коррекционные занятия, с использованием различных приёмов и методов обучения, значительно повышают уровень формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме самообразования. 2. Использовать инновационные технологии в коррекционно-логопедической работе по формирование связной речи у детей с ОНР.  3. Разработать основные направления по развитию связной речи   дошкольников  с ОНР в процессе ООД. 4. Создать предметно – развивающую среду по формированию и развитию связной речи у детей   старшего дошкольного возраста с ОНР. 5. Разработать систему работы с родителями и педагогами по развитию связной речи.

Цель: совершенствование традиционных методов и приёмов работы по формированию и развитию связной речи   в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими ОНР .

Гипотеза: я предполагаю, что специальные коррекционные занятия, с использованием различных приёмов и методов обучения, значительно повышают уровень формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме самообразования.

2. Использовать инновационные технологии в коррекционно-логопедической работе по формирование связной речи у детей с ОНР.

3. Разработать основные направления по развитию связной речи   дошкольников с ОНР в процессе ООД.

4. Создать предметно – развивающую среду по формированию и развитию связной речи у детей   старшего дошкольного возраста с ОНР.

5. Разработать систему работы с родителями и педагогами по развитию связной речи.

 Для преодоления трудностей в формировании связной речи дошкольников  необходима своевременная и систематическая работа на занятиях по  развитию речи.  Работа начинается с небольших по объёму и простых по содержанию текстов.  Пересказывая их, дети опираются на вопросы, действия, предметные  картинки, графические схемы.  Позднее идёт ознакомление с планом рассказа, пересказом. Использовала в работе по развитию связной речи приёмы мнемотехники. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начала работу с простейших мнемоквадратов. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания»  Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей

Для преодоления трудностей в формировании связной речи дошкольников необходима своевременная и систематическая работа на занятиях по развитию речи.

Работа начинается с небольших по объёму и простых по содержанию текстов. Пересказывая их, дети опираются на вопросы, действия, предметные картинки, графические схемы.

Позднее идёт ознакомление с планом рассказа, пересказом. Использовала в работе по развитию связной речи приёмы мнемотехники. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начала работу с простейших мнемоквадратов. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания»

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей

 Для отгадывания загадок

Для отгадывания загадок

Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для обучения творческому рассказыванию, то есть сочинению детьми сказок.  В течение года играли с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку», игры с прищепками. Составляли с детьми сказки о своей семье, последовательно, связно рассказывали их друг другу .

Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для обучения творческому рассказыванию, то есть сочинению детьми сказок. В течение года играли с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку», игры с прищепками. Составляли с детьми сказки о своей семье, последовательно, связно рассказывали их друг другу .

Альбомы по сказкотерапии

Альбомы по сказкотерапии

 Театрализованная деятельность в детском саду также тесно связана с развитием связной речи детей.  У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. В течение года с детьми разучивали стихи, инсценировали сказки.

Театрализованная деятельность в детском саду также тесно связана с развитием

связной речи детей.

У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок

начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже

пополняется. В течение года с детьми разучивали стихи, инсценировали сказки.

   Проект по сказкам

Проект по сказкам

 Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Составление цепочки ассоциаций только сначала кажется делом сложным и долгим. Буквально несколько тренировок, и вы научитесь моментально составлять ассоциативные цепочки для запоминания.  Сюда можно отнести Эйдетику , которую я изучила и даже выступила на РМО заведующих. Эйдетика - это новое направление, специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка.  Она активно применяется для обучения детей дошкольного возраста, помогает детям обогащать представления об  окружающем мире, развивает  память, внимание, детское воображение, побуждает к речевой  и творческой активности.

Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Составление цепочки ассоциаций только сначала кажется делом сложным и долгим. Буквально несколько тренировок, и вы научитесь моментально составлять ассоциативные цепочки для запоминания.

Сюда можно отнести Эйдетику , которую я изучила и даже выступила на РМО заведующих. Эйдетика - это новое направление, специальная методика, ориентированная на развитие

образного мышления у ребёнка.

Она активно применяется для

обучения детей дошкольного

возраста, помогает детям

обогащать представления об

окружающем мире, развивает

память, внимание, детское

воображение, побуждает к речевой

и творческой активности.

      ООД по формированию связной речи (рассказы по серии сюжетных картин, с придумыванием концовки, пересказ, составление описательных рассказов)

ООД по формированию связной речи (рассказы по серии сюжетных картин, с придумыванием концовки, пересказ, составление описательных рассказов)

    Синквейн  – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанное в соответствии с определёнными правилами.     Модель синквейна   Предмет (тема) – одно слово-существительное. Два прилагательных по теме. Три глагола по теме. Предложение по теме. Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанное в соответствии с определёнными правилами. Модель синквейна

  • Предмет (тема) – одно слово-существительное.
  • Два прилагательных по теме.
  • Три глагола по теме.
  • Предложение по теме.
  • Ассоциация по теме: одно слово-предмет.
КУКЛА Кукла  Красивая, любимая.  Стоит, сидит, улыбается. Моя кукла самая красивая.  Игрушка .  

КУКЛА

  • Кукла 
  • Красивая, любимая. 
  • Стоит, сидит, улыбается.
  • Моя кукла самая красивая. 
  • Игрушка .  
Составить синквейн по теме «Семья» Слово-предмет Слова – признаки(2) 3. Слова-действия (3) 4. Предложение по теме 5. Синоним, ассоциация.

Составить синквейн по теме «Семья»

  • Слово-предмет
  • Слова – признаки(2)

3. Слова-действия (3)

4. Предложение по теме

5. Синоним, ассоциация.

СИНКВЕЙН -ЗАГАДКА 1. ? 2. Cерый, колючий 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится этот зверек 5. Лес.

СИНКВЕЙН -ЗАГАДКА

1. ?

2. Cерый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Мне нравится этот зверек

5. Лес.

«Роль диалогического общения в воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста» «Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин детей с ОНР» «Особенности развития связной речи у детей в онтогенезе и при ОНР» «Методика обследования состояния связной речи у детей с ОНР» «Общие основы формирования монологической речи у детей с ОНР»
  • «Роль диалогического общения в воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
  • «Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин детей с ОНР»
  • «Особенности развития связной речи у детей в онтогенезе и при ОНР»
  • «Методика обследования состояния связной речи у детей с ОНР»
  • «Общие основы формирования монологической речи у детей с ОНР»
 Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях. Были проведены консультации и буклеты на темы: «Развитие связной речи детей в семье», «Какие книги читать детям», «Значение подражания для речевого развития ребёнка».
  • Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях. Были проведены консультации и буклеты на темы: «Развитие связной речи детей в семье», «Какие книги читать детям», «Значение подражания для речевого развития ребёнка».
 Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики. Инновационные методы являются эффективными средствами для формировании связной речи у детей с ОНР. 

Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики. Инновационные методы являются эффективными средствами для формировании связной речи у детей с ОНР. 

6. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей,подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. -- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. -- 128 с. 6. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Картинный материал.

6. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей,подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. -- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. -- 128 с.

6. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Картинный материал.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс