Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 2 с. Месягутово муниципального района Дуванский район
Республики Башкортостан
Выступление на педсовете, отчет по самообразованию : «ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР» (для педагогов ДОУ)
Подготовила:
Кустова Надежда Вячеславовна
учитель-логопед
МБДОУ д/с №2 с. Месягутово
2022 г.
Актуальность: : Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Ребенок должен научиться рассказывать: называть предмет, описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность. Низкий уровень употребляемой фразовой речи. Исходя из этого, формирование связной речи дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Все выше сказанное обусловили актуальность и выбор темы самообразования: «Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».
Цель: совершенствование традиционных методов и приёмов работы по формированию и развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими ОНР .
Гипотеза: я предполагаю, что специальные коррекционные занятия, с использованием различных приёмов и методов обучения, значительно повышают уровень формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме самообразования.
2. Использовать инновационные технологии в коррекционно-логопедической работе по формирование связной речи у детей с ОНР.
3. Разработать основные направления по развитию связной речи дошкольников с ОНР в процессе ООД.
4. Создать предметно – развивающую среду по формированию и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
5. Разработать систему работы с родителями и педагогами по развитию связной речи.
Для преодоления трудностей в формировании связной речи дошкольников необходима своевременная и систематическая работа на занятиях по развитию речи.
Работа начинается с небольших по объёму и простых по содержанию текстов. Пересказывая их, дети опираются на вопросы, действия, предметные картинки, графические схемы.
Позднее идёт ознакомление с планом рассказа, пересказом. Использовала в работе по развитию связной речи приёмы мнемотехники. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начала работу с простейших мнемоквадратов. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания»
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей
Для отгадывания загадок
Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для обучения творческому рассказыванию, то есть сочинению детьми сказок. В течение года играли с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку», игры с прищепками. Составляли с детьми сказки о своей семье, последовательно, связно рассказывали их друг другу .
Альбомы по сказкотерапии
Театрализованная деятельность в детском саду также тесно связана с развитием
связной речи детей.
У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок
начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже
пополняется. В течение года с детьми разучивали стихи, инсценировали сказки.
Проект по сказкам
Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Составление цепочки ассоциаций только сначала кажется делом сложным и долгим. Буквально несколько тренировок, и вы научитесь моментально составлять ассоциативные цепочки для запоминания.
Сюда можно отнести Эйдетику , которую я изучила и даже выступила на РМО заведующих. Эйдетика - это новое направление, специальная методика, ориентированная на развитие
образного мышления у ребёнка.
Она активно применяется для
обучения детей дошкольного
возраста, помогает детям
обогащать представления об
окружающем мире, развивает
память, внимание, детское
воображение, побуждает к речевой
и творческой активности.
ООД по формированию связной речи (рассказы по серии сюжетных картин, с придумыванием концовки, пересказ, составление описательных рассказов)
Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанное в соответствии с определёнными правилами. Модель синквейна
- Предмет (тема) – одно слово-существительное.
- Два прилагательных по теме.
- Три глагола по теме.
- Предложение по теме.
- Ассоциация по теме: одно слово-предмет.
КУКЛА
- Кукла
- Красивая, любимая.
- Стоит, сидит, улыбается.
- Моя кукла самая красивая.
- Игрушка .
Составить синквейн по теме «Семья»
- Слово-предмет
- Слова – признаки(2)
3. Слова-действия (3)
4. Предложение по теме
5. Синоним, ассоциация.
СИНКВЕЙН -ЗАГАДКА
1. ?
2. Cерый, колючий
3. Фыркает, спит, сворачивается.
4. Мне нравится этот зверек
5. Лес.
- «Роль диалогического общения в воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
- «Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин детей с ОНР»
- «Особенности развития связной речи у детей в онтогенезе и при ОНР»
- «Методика обследования состояния связной речи у детей с ОНР»
- «Общие основы формирования монологической речи у детей с ОНР»
- Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях. Были проведены консультации и буклеты на темы: «Развитие связной речи детей в семье», «Какие книги читать детям», «Значение подражания для речевого развития ребёнка».
Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики. Инновационные методы являются эффективными средствами для формировании связной речи у детей с ОНР.
6. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей,подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. -- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. -- 128 с.
6. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Картинный материал.