СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование толерантного поведения у младших школьников посредством разработки и реализации группового проекта «Лэпбук. Путешествуем по России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему: "Формирование толерантного поведения у младших школьников  посредством разработки и реализации группового проекта «Лэпбук. Путешествуем по России».  

Просмотр содержимого документа
«"Формирование толерантного поведения у младших школьников посредством разработки и реализации группового проекта «Лэпбук. Путешествуем по России»»

Формирование толерантного поведения у младших школьников

посредством разработки и реализации группового проекта «Лэпбук. Путешествуем по России»


Мамонтова Анастасия Николаевна, студент 3 курса

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1»

Г. Красноярск, Красноярский край

Научный руководитель Невоструева Елена Геннадьевна


Аннотация статьи: В ходе теоретического анализа педагогических исследований выявлено, что одной из наиболее актуальных проблем воспитания подрастающего поколения является трудность в формировании толерантности.

В статье отражены результаты входной диагностики толерантности одного из 2 классов МАОУ «Гимназия №13 «Академ» по методике «Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников», автора Я.А. Батрак. Предложено рассмотреть программу группового проекта "Лэпбук "Путешествуем по России", направленного на формирование толерантного поведения у младших школьников.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, младший школьный возраст, толерантность, проектная деятельность.


Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед современным образованием в настоящий период, включает в себя развитие толерантного отношения к окружающему миру у детей. О необходимости формирования толерантности у детей, писали в своих работах многие педагоги, такие как Г. Олпорт, Б. Э. Риэрдон, С.А. Ашинова, А.М. Гурьянов, С.Р. Мусифуллин, Н.Н. Рогова.

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. В качестве проявлений нетерпимости у молодого поколения выделяют: язык, стереотипы, насмешки, предубеждения, дискриминацию, преследование, отчуждение, сегрегацию, подавление и насилие, расизм, этноцентризм, агрессивный национализм, эксплуатацию, религиозный фанатизм, тоталитаризм. [2].

При данной нестабильной обстановке в мире и в современном обществе, возникает необходимость обратиться к лучшим традициям русского народа, к культурному богатству нашей Родины. Понимание школьниками родного наследия помогает воспитывает такие качества личности как гордость за свою родину, уважение к людям, которые их окружают [3].

Начинать формирование толерантности важно именно в младшем школьном возрасте. Г. Олпорт считал, что предрасположенность к толерантности формируется в раннем детстве, но в полной мере начинает развиваться в младшем школьном возрасте, если для этого прилагаются специальные усилия со стороны взрослых. Именно в этот период жизни закладывается фундамент для дальнейшего развития духовных, моральных качеств ребенка, в том числе ценностного отношения к родине, в которой проживают люди разной национальности. Особая задача состоит в том, чтобы развивать у младших школьников основы любви и уважения к разным языкам, культурам, к истории родины, созданной трудами и подвигами людей разной национальности.

Такие исследователи как С.А. Ашинова, А.М. Гурьянов, С.Р. Мусифуллин, Н.Н. Рогова [1] отмечают, что важными основаниями формирования толерантности являются гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса. Гуманизация предполагает воспитание духовности и гуманистической педагогической культуры педагогов, а гуманитаризация образования направлена на развитие понимания школьниками неоднородности восприятия людьми мира и окружающей действительности, приобретение способности уважать различия. Поэтому, прежде чем начать формирование толерантности, необходимо оценить гуманитаризации образовательного процесса, готовность учителей, а также тот уровень развития толерантности, который присутствует в конкретном классном коллективе.

Нами был проведен анализ работ внеклассных мероприятий классного руководителя 2 класса школы МАОУ «Гимназия №13 «Академ». Было выявлено, что в классе не проводятся мероприятия, посвященные развитию и формированию толерантности у детей, что говорит о низкой подготовленности самого учителя к процессу формирования толерантности. Также при анализе учебников было выявлена нехватка текстов и заданий, направленных на формирование толерантности у обучающихся.

Диагностику уровня толерантности мы проводили с помощью методики «Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников», автора Я.А. Батрак.

Результаты диагностики приведены в виде таблицы.

Таблица 1

Уровень толерантности

МАОУ «Гимназия №13 «Академ» 2А класс

Девочки

Мальчики

Все

Высокий

35 %

30 %

32 %

Средний

61 %

60 %

60 %

Низкий

4 %

10 %

8 %


Сразу можно отметить что общий уровень толерантности в классе средний. В ходе проведения диагностики уровня толерантности у младших школьников видно, что не все ученики в классе способны ответить на вопросы, положительно. Больше других вопросов вызвал затруднение следующий вопрос «Ты не ссоришься со сверстниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость» не смогли дать конкретный ответ 20 %. Исходя из собранных во время диагностики данных, можно сделать вывод, что не все способны свободно разбираться в понятиях толерантности.

Проблема, которую мы выявили в ходе анализа данных, требует разработки проекта для формирования толерантности у учащихся. Так как у учащихся 2 класса невысокий уровень толерантности, во внеклассных мероприятиях и классных часах не имеется специально направленной работы именно с толерантностью, было предложено разработать программу группового проекта «Лэпбук. Путешествуем по России», направленного на формирование толерантного поведения у младших школьников.

Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Поэтому нами и был выбран данное методическое средство для формирования уважения к традициям различных малых народов, населяющих нашу страну. Предполагается, что это поможет улучшить показатель уровня толерантности в выбранном нами контрольном классе. Лэпбук очень современный метод работы, поэтому нашему поколению, поколению 21 века он будет интересен и понятен.

Толерантность- социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.





Список литературы

1. Ашинова, С.А. Формирование толерантных отношений к близкому другому у школьников в условиях современной социокультурной среды: дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2009. 198 с.

2. Риэрдон, Б. Э. Толерантность — дорога к миру: пер. с англ. / Бетти Э. Риэрдон. М., 2001. 304 с.

3. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин // Москва: НПО МОДЭК, 2016. 212 с.