Формирование толерантного поведения у младших школьников
посредством разработки и реализации группового проекта «Лэпбук. Путешествуем по России»
Мамонтова Анастасия Николаевна, студент 3 курса
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1»
Г. Красноярск, Красноярский край
Научный руководитель Невоструева Елена Геннадьевна
Аннотация статьи: В ходе теоретического анализа педагогических исследований выявлено, что одной из наиболее актуальных проблем воспитания подрастающего поколения является трудность в формировании толерантности.
В статье отражены результаты входной диагностики толерантности одного из 2 классов МАОУ «Гимназия №13 «Академ» по методике «Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников», автора Я.А. Батрак. Предложено рассмотреть программу группового проекта "Лэпбук "Путешествуем по России", направленного на формирование толерантного поведения у младших школьников.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, младший школьный возраст, толерантность, проектная деятельность.
Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед современным образованием в настоящий период, включает в себя развитие толерантного отношения к окружающему миру у детей. О необходимости формирования толерантности у детей, писали в своих работах многие педагоги, такие как Г. Олпорт, Б. Э. Риэрдон, С.А. Ашинова, А.М. Гурьянов, С.Р. Мусифуллин, Н.Н. Рогова.
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. В качестве проявлений нетерпимости у молодого поколения выделяют: язык, стереотипы, насмешки, предубеждения, дискриминацию, преследование, отчуждение, сегрегацию, подавление и насилие, расизм, этноцентризм, агрессивный национализм, эксплуатацию, религиозный фанатизм, тоталитаризм. [2].
При данной нестабильной обстановке в мире и в современном обществе, возникает необходимость обратиться к лучшим традициям русского народа, к культурному богатству нашей Родины. Понимание школьниками родного наследия помогает воспитывает такие качества личности как гордость за свою родину, уважение к людям, которые их окружают [3].
Начинать формирование толерантности важно именно в младшем школьном возрасте. Г. Олпорт считал, что предрасположенность к толерантности формируется в раннем детстве, но в полной мере начинает развиваться в младшем школьном возрасте, если для этого прилагаются специальные усилия со стороны взрослых. Именно в этот период жизни закладывается фундамент для дальнейшего развития духовных, моральных качеств ребенка, в том числе ценностного отношения к родине, в которой проживают люди разной национальности. Особая задача состоит в том, чтобы развивать у младших школьников основы любви и уважения к разным языкам, культурам, к истории родины, созданной трудами и подвигами людей разной национальности.
Такие исследователи как С.А. Ашинова, А.М. Гурьянов, С.Р. Мусифуллин, Н.Н. Рогова [1] отмечают, что важными основаниями формирования толерантности являются гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса. Гуманизация предполагает воспитание духовности и гуманистической педагогической культуры педагогов, а гуманитаризация образования направлена на развитие понимания школьниками неоднородности восприятия людьми мира и окружающей действительности, приобретение способности уважать различия. Поэтому, прежде чем начать формирование толерантности, необходимо оценить гуманитаризации образовательного процесса, готовность учителей, а также тот уровень развития толерантности, который присутствует в конкретном классном коллективе.
Нами был проведен анализ работ внеклассных мероприятий классного руководителя 2 класса школы МАОУ «Гимназия №13 «Академ». Было выявлено, что в классе не проводятся мероприятия, посвященные развитию и формированию толерантности у детей, что говорит о низкой подготовленности самого учителя к процессу формирования толерантности. Также при анализе учебников было выявлена нехватка текстов и заданий, направленных на формирование толерантности у обучающихся.
Диагностику уровня толерантности мы проводили с помощью методики «Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников», автора Я.А. Батрак.
Результаты диагностики приведены в виде таблицы.
Таблица 1
Уровень толерантности | МАОУ «Гимназия №13 «Академ» 2А класс |
Девочки | Мальчики | Все |
Высокий | 35 % | 30 % | 32 % |
Средний | 61 % | 60 % | 60 % |
Низкий | 4 % | 10 % | 8 % |
Сразу можно отметить что общий уровень толерантности в классе средний. В ходе проведения диагностики уровня толерантности у младших школьников видно, что не все ученики в классе способны ответить на вопросы, положительно. Больше других вопросов вызвал затруднение следующий вопрос «Ты не ссоришься со сверстниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость» не смогли дать конкретный ответ 20 %. Исходя из собранных во время диагностики данных, можно сделать вывод, что не все способны свободно разбираться в понятиях толерантности.
Проблема, которую мы выявили в ходе анализа данных, требует разработки проекта для формирования толерантности у учащихся. Так как у учащихся 2 класса невысокий уровень толерантности, во внеклассных мероприятиях и классных часах не имеется специально направленной работы именно с толерантностью, было предложено разработать программу группового проекта «Лэпбук. Путешествуем по России», направленного на формирование толерантного поведения у младших школьников.
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Поэтому нами и был выбран данное методическое средство для формирования уважения к традициям различных малых народов, населяющих нашу страну. Предполагается, что это поможет улучшить показатель уровня толерантности в выбранном нами контрольном классе. Лэпбук очень современный метод работы, поэтому нашему поколению, поколению 21 века он будет интересен и понятен.
Толерантность- социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.
Список литературы
1. Ашинова, С.А. Формирование толерантных отношений к близкому другому у школьников в условиях современной социокультурной среды: дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2009. 198 с.
2. Риэрдон, Б. Э. Толерантность — дорога к миру: пер. с англ. / Бетти Э. Риэрдон. М., 2001. 304 с.
3. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин // Москва: НПО МОДЭК, 2016. 212 с.