Формирование толерантной поликультурной личности на основе диалога с представителями других культур.

Категория: Всем учителям

Россия-многоконфессиональная страна. В ней проживают более 160 различных наций и культур. Во избежание межнациональных конфликтов у государства особенно остро стоит задача нахождения путей мирного взаимодействия различных социокультур. Создание общества с атмосферой согласия, дружбы и взаимопонимания, равенства и справедливости, ненасильственного разрешения противоречий и конфликтов.

Межкультурное общение- общение между представителями разных культурных социумов. Практика межкультурного общения является одной из наиболее развивающихся и востребованных отраслей исследования в современном мире. Мы это можем заметить в процессах глобализации, происходящих на международной арене, всё более активнее развивающихся экономическими, политическими и социальными контактами между государствами и представителями культур. Участники актов межкультурного общения привносят в него культуру своего государства, общества, нации, которые служат в качестве основы передаваемой или получаемой информации. Задача акта межкультурного общения состоит в понимании и осознании участниками этих различий, в единстве и целеустремленности достижения успеха общения.

Одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантной личности в современном обществе, является образование. Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не проявиться, не будучи специально воспитанной и сформированной.

Сегодня  актуальным становится  место истории и обществознания в жизни, сознании, душе ребенка-подростка, роль этих предметов в формировании поликультурной личности, изучающей не только историю своего государства, но и других государств.

В последние десятилетия роль образования как фактора культурного развития и прогресса явно недооценивалась: оно не рассматривалось как средство решения острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных проблем и задач в современной России. Хотя образование всегда служило главным условием сохранения накопленного потенциала знаний, достижений, традиций и моделей поведения и было действенным средством развития человека, повышения его культурного уровня, сознания и самосознания. Именно благодаря образованию сохраняется устойчивость общества и преображаются формы и типы взаимоотношений людей, взаимодействия культур.

Главной задачей образования является формирование человека как личности, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований [1].

«Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь духовно самим». Так считает академик Д.С.Лихачев. Искусство есть средство общения  между поколениями, между народами, между представителями разных культур. Значит, главная функция искусства, кроме воспитательного или эстетического воздействия на личность, – в возможности диалога  культур. Диалоговый подход позволяет идти от родной культуры к российской и далее – к мировой. Это помогает формировать в сознании детей и молодежи целостную картину мира и повышать их общий культурный уровень. На " встрече” культур учащиеся более ярко и наглядно увидят своеобразие родной культуры и то общее, что объединяет эти культуры [2].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ определено «Культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообщение всех культурных слоев».

Правительство Российской Федерации еще в первом десятилетии XXI века утвердило Федеральную целевую программу «Формирование установки толерантного сознания и профилактика экстремизма». Эта проблема актуальна и по сей день для современной России, так как участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма и нетерпимости обострили межрелигиозные, межнациональные и межличностные конфликты и возникла острейшая потребность научиться принимать взаимовыгодные решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты. В свою очередь, в нашем образовательном учреждении определены такие приоритетные задачи как:

• сформировать у учащихся представление о толерантности;

• развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог;

• находить компромиссное решение обсуждаемых проблем;

• воспитывать терпимость к чужому мнению;

• создавать условие для возможности живого общения;

•создавать условия для формирования системы нравственных ценностей на основе этнокультурных традиций у всех участников образовательного процесса;

•содействовать этнокультурному семейному воспитанию, восстановлению этнокультурных традиций семьи[3].

На уроках «История и культура мордовского края»  возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур служит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, является средством формирования умения жить в многонациональной стране [2].

В нашей школе учатся дети разных национальностей и мы стараемся создать для них толерантную культурную образовательную среду, которая бы способствовала становлению социально-активной творческой личности, при опоре на культурные, духовные, национальные традиции народов, представители которых учатся в нашей школе. Мировоззрение каждого нашего воспитанника становится богаче в культурном, духовном, социальном плане.

Выполняя культурологическую миссию, наша школа вносит некоторые изменения в учебный процесс и в воспитательные мероприятия.

Внесены изменения и в содержание некоторых предметов, они дополнены информацией о жизни, культуре, традициях, быте народов мира. Например, на уроках «История и культура мордовского края» изучаются не только культура мордвы, русских и татар, но и азербайджанцев, армян, чувашей и других. Замечательной формой полиэтнического образования стали общешкольные концерты для родителей. Ведь именно школьные мероприятия нередко становятся единственной возможностью для родителей услышать родную речь, насладиться музыкой, танцами своего народа.

В нашей школе не бывает конфликтов, драк на национальной почве. Наши воспитанники умеют находить компромиссы, уважают мнение друг друга, а значит - им будет легче адаптироваться во взрослой жизни и стать достойными гражданами своего государства и счастливыми людьми.

Актуальность данной темы я вижу в том, чтобы привлечь молодое поколение, не смотря на национальную принадлежность к изучению истории родного края, к нравам, традициям и обычаям наших предков. Показать историю мордовского народа, связанного нераздельными узами братства, с другими народами, проживающими на территории нашей республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1.    Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. — 2000. — № 2. — С. 105—107.

2.    Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.

3.    http://pjrtfolio.ucoz.ru/

Просмотр содержимого документа
«Формирование толерантной поликультурной личности на основе диалога с представителями других культур.»

Р. Р. Бикмаева

Формирование толерантной поликультурной личности на основе диалога с представителями других культур.

Россия-многоконфессиональная страна. В ней проживают более 160 различных наций и культур. Во избежание межнациональных конфликтов у государства особенно остро стоит задача нахождения путей мирного взаимодействия различных социокультур. Создание общества с атмосферой согласия, дружбы и взаимопонимания, равенства и справедливости, ненасильственного разрешения противоречий и конфликтов.

Межкультурное общение- общение между представителями разных культурных социумов. Практика межкультурного общения является одной из наиболее развивающихся и востребованных отраслей исследования в современном мире. Мы это можем заметить в процессах глобализации, происходящих на международной арене, всё более активнее развивающихся экономическими, политическими и социальными контактами между государствами и представителями культур. Участники актов межкультурного общения привносят в него культуру своего государства, общества, нации, которые служат в качестве основы передаваемой или получаемой информации. Задача акта межкультурного общения состоит в понимании и осознании участниками этих различий, в единстве и целеустремленности достижения успеха общения.

Одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантной личности в современном обществе, является образование. Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не проявиться, не будучи специально воспитанной и сформированной.

Сегодня актуальным становится место истории и обществознания в жизни, сознании, душе ребенка-подростка, роль этих предметов в формировании поликультурной личности, изучающей не только историю своего государства, но и других государств.

В последние десятилетия роль образования как фактора культурного развития и прогресса явно недооценивалась: оно не рассматривалось как средство решения острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных проблем и задач в современной России. Хотя образование всегда служило главным условием сохранения накопленного потенциала знаний, достижений, традиций и моделей поведения и было действенным средством развития человека, повышения его культурного уровня, сознания и самосознания. Именно благодаря образованию сохраняется устойчивость общества и преображаются формы и типы взаимоотношений людей, взаимодействия культур.

Главной задачей образования является формирование человека как личности, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований [1].

«Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь духовно самим». Так считает академик Д.С.Лихачев. Искусство есть средство общения между поколениями, между народами, между представителями разных культур. Значит, главная функция искусства, кроме воспитательного или эстетического воздействия на личность, – в возможности диалога культур. Диалоговый подход позволяет идти от родной культуры к российской и далее – к мировой. Это помогает формировать в сознании детей и молодежи целостную картину мира и повышать их общий культурный уровень. На " встрече” культур учащиеся более ярко и наглядно увидят своеобразие родной культуры и то общее, что объединяет эти культуры [2].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ определено «Культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообщение всех культурных слоев».

Правительство Российской Федерации еще в первом десятилетии XXI века утвердило Федеральную целевую программу «Формирование установки толерантного сознания и профилактика экстремизма». Эта проблема актуальна и по сей день для современной России, так как участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма и нетерпимости обострили межрелигиозные, межнациональные и межличностные конфликты и возникла острейшая потребность научиться принимать взаимовыгодные решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты. В свою очередь, в нашем образовательном учреждении определены такие приоритетные задачи как:

• сформировать у учащихся представление о толерантности;

• развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог;

• находить компромиссное решение обсуждаемых проблем;

• воспитывать терпимость к чужому мнению;

• создавать условие для возможности живого общения;

•создавать условия для формирования системы нравственных ценностей на основе этнокультурных традиций у всех участников образовательного процесса;

•содействовать этнокультурному семейному воспитанию, восстановлению этнокультурных традиций семьи[3].

На уроках «История и культура мордовского края» возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур служит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, является средством формирования умения жить в многонациональной стране [2].

В нашей школе учатся дети разных национальностей и мы стараемся создать для них толерантную культурную образовательную среду, которая бы способствовала становлению социально-активной творческой личности, при опоре на культурные, духовные, национальные традиции народов, представители которых учатся в нашей школе. Мировоззрение каждого нашего воспитанника становится богаче в культурном, духовном, социальном плане.

Выполняя культурологическую миссию, наша школа вносит некоторые изменения в учебный процесс и в воспитательные мероприятия.

Внесены изменения и в содержание некоторых предметов, они дополнены информацией о жизни, культуре, традициях, быте народов мира. Например, на уроках «История и культура мордовского края» изучаются не только культура мордвы, русских и татар, но и азербайджанцев, армян, чувашей и других. Замечательной формой полиэтнического образования стали общешкольные концерты для родителей. Ведь именно школьные мероприятия нередко становятся единственной возможностью для родителей услышать родную речь, насладиться музыкой, танцами своего народа.

В нашей школе не бывает конфликтов, драк на национальной почве. Наши воспитанники умеют находить компромиссы, уважают мнение друг друга, а значит - им будет легче адаптироваться во взрослой жизни и стать достойными гражданами своего государства и счастливыми людьми.

Актуальность данной темы я вижу в том, чтобы привлечь молодое поколение, не смотря на национальную принадлежность к изучению истории родного края, к нравам, традициям и обычаям наших предков. Показать историю мордовского народа, связанного нераздельными узами братства, с другими народами, проживающими на территории нашей республики.











Литература.

1. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. — 2000. — № 2. — С. 105—107.

2. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.

3. http://pjrtfolio.ucoz.ru/













Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас