СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование толерантности и гражданства на уроках истории и обществознания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием".  

(Конфуций)

Просмотр содержимого документа
«Формирование толерантности и гражданства на уроках истории и обществознания»

Тема: Формирование толерантности и гражданства на уроках истории и обществознания

"Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием".  

(Конфуций)

Процессы интеграции и глобализации и возрастающая с каждым годом мобильность населения земного шара превращает большинство стран в поликультурные сообщества. Гармоничное развитие таких сообществ возможно только на принципах равноправия и равноценности самых разных культур.

С другой стороны, возникают и процветают идеи изоляционизма, национализма и культурной исключительности. Наше неумение или нежелание жить рядом с непохожими на нас самих людьми делает реальным предположение о том, что в скором будущем культурные различия могут стать главным источником враждебности между людьми. Все это всегда было актуально для России – страны многонациональной и многоконфессиональной, страны с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Страны с множеством проблем в межкультурных отношениях. Об этом свидетельствуют, в том числе, страницы современной истории страны.

Ведущей задачей учебного процесса в школе является образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, а также применение полученных знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии. В связи с этим перед учителем истории и обществознания стоит цель постоянной и целенаправленной работы в данном направлении.

В этом мы опираемся на принятый документ «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в 2011 году.

Так что же такое толерантность? В Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, дается следующее определение: «Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой деятельности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Толерантность в таком ее понимании должна стать важным компонентом жизненной позиции личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Несомненно, уроки истории и обществознания способствуют формированию данного качества личности, а именно дают возможность:

  • признавать разнообразие позиций и мнений;

  • воспитывать уважительное отношение к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей;

  • способствовать осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

  • формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания;

  • представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительно вести полемику.

Таким образом, происходит понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.

При этом не следует забывать, что в формировании толерантности обязательно должны присутствовать и взаимодействовать два взаимодополняющих аспекта. Во-первых, нормативно-правовой, который определяется и устанавливается государством. А во-вторых, этико-нормативный, который отражает не толькоисторически сложившиеся системы социальных норм и ценностей, но и обращает внимание на современные тенденции развития общества.

У формирования толерантности на уроках истории и обществознания есть ряд особенностей. Они заключаются в следующем: в глубоком и всестороннем овладении культурой своего народа; в формировании представления о многообразии культур в России и мире; в воспитании позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс всего человечества и способствующим самореализации отдельной личности; в создании условий для интеграции учащихся в культуру других народов; в развитии умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; в воспитании в духе мира; в формировании осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к культурному наследию России; в воспитании уважения к истории и культуре других народов; в создании мультикультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур; в формировании способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

Формирование и воспитание толерантности на уроках истории и обществознания возможно при использовании деятельностного (построение процесса обучения через специально организуемую деятельность учащихся), ценностного, компетентностного подходов, а также при соблюдении принципов уважительного отношения к личности ребенка, культуросообразности и принципа связи формирования толерантности с жизнью.

В качестве средств формирования толерантности выступают:

  • конструирование содержания образования на уроках истории и обществознания;

  • отбор методов и приёмов обучения на уроках истории/обществознания;

  • проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащегося;

  • педагогическая поддержка учащихся;

  • организация образовательного пространства.

Активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить эффективность работы над формированием толерантного сознания, помогут следующие приёмы:

  • учебные и деловые игры;

  • игровые ситуации;

  • проблемные задания;

  • неоконченные предложения;

  • мозговой штурм и др.

Рассмотрим несколько методических приемов.

Ролевая игра – это маленькая пьеса, разыгрываемая учениками. Ее цель – оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Ролевые игры помогают повысить понимание ситуации и ощутить сопереживание по отношению к оказавшимся в ней людям.

Проекты - это самостоятельное исследование различных тем, проводимое обучающимися, по итогам которого они представляют работу. Проекты полезны в формировании толерантности, потому что они учат представлять и защищать публично результаты своих исследований и свое мнение. 

Деление на пары и группы можно использовать, когда нужно, чтобы быстро были высказаны различные идеи или чтобы все учащиеся поразмыслили над той или иной абстрактной идеей со своей точки зрения. Например, при обсуждении экстремизма, можно дать парам или группам пять минут для решения вопроса о том, «правильно ли убивать кого-либо в какой бы то ни было ситуации?».

Главным звеном в формировании толерантного сознания является дискуссия. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему, дать всесторонний анализ каждой из них, а так же дискуссия способствует формированию собственного взгляда на ту или иную историческую проблему.

Для анализа проблемных ситуаций можно использовать прием «Мозговой штурм». Преподаватель записывает на доске проблему, побуждающую детей к размышлению и предлагает придумать для решения этой проблемы как можно больше идей (или ответов на вопрос) в течение определенного времени.

На уроках истории формирование толерантности начинается уже с изучения древнего мира. К примеру, при изучении древних цивилизаций (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава), необходимо особое внимание уделить тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, и, в конечном итоге, способствовало их гибели при проявлении внешней опасности. Данный материал дает возможность формированию в умах учащихся понимания того, что терпимость ведет к устойчивости.

В ходе изучения Истории Древнего Мира в 5 классе и Истории Средних веков в 6 классе учащиеся знакомятся с многообразием этнических, религиозных и культурных традиций многочисленных народов, заселявших нашу планету в древности и в эпоху Средневековья.

К тому же история пестрит примерами того, как взаимообогащение двух резко различавшихся культур приводило к расцвету искусства и служило толчком к обретению новых знаний. Так, начиная с XIII века, на архитектуру и живопись Ин­дии оказало большое влияние искусство му­сульманских завоевателей. Правители строили дворцы, мечети и роскошные гробницы — мав­золеи. 

Большая роль в формировании толерантности отводится изучению национально-регионального компонента на уроках истории. Знакомство с историей России, русского народа, его традициями и культурой ведет к воспитанию уважения, национальной значимости народов, терпимости. 

Можно привести еще пример. При изучении темы «Монголо-татарское нашествие» в 10 классе. Был просмотрен фильм «Русь и Степь» в котором говорилось о переплетении экономических, политических и культурных связей. Затем обсудили две разные точки зрения на вопрос: «Было ли монголо-татарское иго»

Таким образом, урок за уроком учащиеся расширяют понимание сущности толерантности и значение ее проявления в различных аспектах человеческой жизни.

Большая роль в формировании толерантности отводится при изучении национально-регионального компонента на уроках истории. Знакомство с историей Урала, народов, его заселявших, их традициями и культурой ведет к воспитанию уважения, национальной значимости народов, терпимости.

По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!