СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование толерантности в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Формирование толерантности в начальной школе"»

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Амукова Наталья Михайловна

МБОУ «БСОШ № 2» Спасского муниципального района РТ

г. Болгар Республика Татарстан



Аннотация: В статье рассматриваются проблемы толерантности, анализируется их сущность и характер. Практическая часть статьи аргументирует необходимость формирования толерантности именно в начальной школе. Предлагаются критерии и условия воспитания толерантности. Также выявлены основные пути и средства решения данной проблемы.

Ключевые слова: диалог, толерантность, образование, приёмы формирования толерантности, начальная школа.

Одной из главных особенностей современного мира является его глобализация, и все международные события являются результатом этого процесса. Это особенно важно понимать, когда речь идет о противостоянии и конфликтах, которые могут привести мир к разрушению. Современный мир пугает все новыми и новыми потрясениями – войны, межэтнические конфликты, террористические акты, экономические санкции и тому подобные явления сталкивают мир в бездну взаимного уничтожения. Можно ли остановить это безумие? И, если можно, то как? Задуматься над этими вопросами заставляет и нас, учителей. Для этого необходим диалог разных культур. Диалог культур позволяет каждому человеку приобщиться к духовному богатству, созданному разными народами, совместно решать глобальные проблемы человечества, а также помогает отдельным людям и общностям найти смысл своего бытия, не утратив своеобразия. Диалог культур - совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений.  Это постоянный процесс, который помогает человечеству сохранить многообразие культурных основ жизни. Мы живём в многонациональной республике, поэтому каждый из нас стремился к сохранению  своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. В нашей республике, да и в нашем городе Болгаре живет много представителей народов Поволжья. Это - русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т.д. Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже. Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются.

Культурное многообразие — важное условие для самопознания человека: чем больше культур он узнает, чем больше стран посетит, чем больше языков выучит, тем лучше он поймет себя и тем богаче будет его духовный мир. Диалог культур — основа и важная предпосылка для формирования и укрепления таких ценностей, как толерантность, уважение, взаимопомощь, милосердие.

Как известно, наиболее острая проблема - толерантность в сфере межэтнических отношений. В разные эпохи она приобретала специфические особенности, в разных регионах принимала разные оттенки. Права на сохранение своего языка, своих культурных ценностей, традиций, имен, предъявлялись как фундаментальные требования и защищались этносами на разных уровнях. И всегда задачи мирного сосуществования, а тем более активного взаимодействия этносов были чрезвычайно сложными для практического решения на достойном уровне. Толерантность, понимается сегодня как объективно возникший феномен, как инструмент регулирования межэтнических отношений. В данном случае толерантность понимается как терпимость к ино-культуре, ино-мыслию, ино-верию, доверительность.

В сфере образования ведется активная работа по культивированию толерантности. Принят соответствующий закон, утверждена и действует Федеральная целевая программа (ФЦП) «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и ряд других мер. Образование всегда служило главным условием сохранения накопленного потенциала знаний, достижений, традиций и моделей поведения и было действенным средством развития человека, повышения его культурного уровня, сознания и самосознания. Именно благодаря образованию не только сохраняется устойчивость общества, но и модифицируются формы и типы взаимоотношений людей, взаимодействия культур. В качестве главной задачи образования определено формирование человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований. Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Для меня, учителя начальной школы, проблема воспитания толерантности очень актуальна. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми. В моём классе 30 детей разных национальностей, из разных семей, с разным социальным статусом, жизненным опытом. Необходимо научить младших школьников уважать не только себя, но и тех, кто рядом. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В своей педагогической практике мною накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников.

«Таблица антиподов»

Предлагается ребенку разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение таблицы. Далее, то же самое можно проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость.

«Все минусы - в плюсы»

Обратим внимание ребенка на составленную таблицу антиподов, где записаны его отрицательные качества, и все вместе попытаемся осмыслить, где и в каких ситуациях эти качества могут быть применимы.

«Продолжи фразу»

Когда ко мне обращаются с насмешкой, то я ……

Когда ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется…..

Когда ко мне обращаются со страхом, то я чувствую ….

Когда ко мне обращаются с уважением, то ….

«Заполни кроссворд»

  1. От слова «привет» образуйте слово, отвечающее на вопрос «какой?»

( Приветливый.)

2. Запишите антоним к слову до свидания. (Здравствуйте.)

3. Запишите синоним к словам красивый, пригожий. (Прекрасный)

4. Пословица. Вставьте пропущенное слово (ед. ч). С каким ____ живешь, такого обычая и держишься. (Народ.)

5. Совокупность людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге. ( Коллектив.)

Карточки словарных слов вывешиваются на наборное полотно.

Прочтите ключевое слово. (ТЕРПЕНИЕ)

«Разбери ситуацию»

Учащиеся поднимают зелёный кружок, если вам подходит первое выражение, красный - если подходит второе выражение.

1.Младший брат сломал твою игрушку.

А) Ты его прощаешь. Б) Ты ударишь его.

2. Ты поссорился со своей сестрой.

А) Ты попытаешься объясниться с ней. Б) Ты обижаешься и мстишь.

3.С тобой поступают жестоко.

А) Ты отвечаешь тем же. Б) Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

4.Ты недоволен собой.

А) Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает. Б) Ты все сваливаешь на других.

5. Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

А) Ты устраиваешь истерику. Б). Ты идешь с ними гулять.

Тестирование

Попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Если вы выбираете ответ, в котором у меня отмечено красным кружком, вы тоже оставляете себе красный кружок.

1. Саша плохо одет...

  • Это неважно.

  • Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

  • Ты пытаешься защитить его.

  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джека отличается от  твоего...

  • Ты стремишься лучше узнать его.

  • Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

  • Ты говоришь, что все девочки – нули.

  • Ты разговариваешь с ней.

6. К тебе подходит ребенок-инвалид...

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.

  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Если у тебя 5,6 кружков, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 2 до 4 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.

У тебя менее 2 кружков: Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

«Выскажи своё мнение»

  • Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует (Ф.Бэкон)

  • Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм)

  • Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций)

  • Чтобы поверить в добро, надо начать его делать (Л.Толстой)

  • Кто ищет зла, к тому оно приходит (Соломон)

«Добрые слова»

Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.). «Истории про себя»

Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль. «Общаюсь по правилам»

На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников. «Встречные вопросы»

Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению. Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов.

«Сочини конец истории»

Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

В последнее время возрос интерес к историческим названиям улиц Болгара, деревень и сёл Спасского района. Школьники принимают участие в изучении этих вопросов и собирают материал. Не потеряла своего значения и поисковая работа учащихся. Они продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, записывают воспоминания ветеранов, совершают походы к памятным местам, проводят поисковые операции под названием «Выпускники нашей школы - участники Великой Отечественной войны», «Медаль в твоем доме», «Твоя родословная», «Дедушкин орден».

Применение на практике таких приемов, методов предполагает проявление гуманной позиции учителя начальных классов по отношению к детям разных национальностей, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное принятие их, поддержку. Российское общество сложно по своему национальному составу, своей противоречивостью, повышенной сложностью связей и отношений, особенностями передачи духовных ценностей и моделей конструктивного взаимодействия с миром. Российский ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры, а общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность. Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в условиях многокультурного региона, каким является Татарстан, по моему мнению, является актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации социума на основе национальных ценностей, готовности защиты интересов личности каждого ребенка и общества в целом. Вот почему идея формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем - важнейшая задача таких многонациональных регионов.

Список литературы

    1. Бобинова С.В. Воспитание культуры толерантности / Начальная школа. 2004 №8. –с.76-78.

    2. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года /Век толерантности: научно- публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001.

    3. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. – 208 с.

    4. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие // М.И.Рожков, Л.В.Байбородова, М.А.Ковальчук, - Ярославль: Академия развития, 2003. - 192с.

    5. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368 с.

    6. Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. М., 2005.

4