СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ценностного отношения к художественному творчеству

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в школе. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностного отношения к художественному творчеству»







Формирование ценностного отношения к художественному творчеству












Учитель изобразительного искусства

МБОУ «СШ №11»

Хаджиева Н.К.










В новом тысячелетии в мировом образовательном процессе наметились тенденции, свидетельствующие об особом значении системы образования в контексте общей и духовной культуры. На современном этапе образованность, интеллект и творческая деятельность признаны в качестве духовных составляющих национальных ценностей, на основе которых реализуется культурно-творческий потенциал личности в жизни общества. Прямая задача образования состоит в развитии этих качеств, и прежде всего в гуманитарной, художественно-эстетической области, определяющей духовные ориентации подрастающего поколения.
Воспитание ценностного отношения к искусству способствует формированию у детей соответствующих личностных качеств. Необходимо учитывать сложность природы ценности, так как она объединяет объективно-содержательную и субъективно-личностную стороны. При этом ценность можно рассматривать как «ядро» целостности личности, что определяет направленность личности и создает основу единства разнообразных отношений, в которых реально функционирует человек.
Ввиду вышесказанного, следует отметить, что именно в школьном возрасте резко возрастает важность проблемы развития ценностного отношения, а искусство, в особенности художественное творчество, обретает особую значимость в формировании ценностных ориентаций современных детей.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях: новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы. Все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности, поиск новых решений, творческие подходы.

Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением. Например: «Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет». А что случится, если делать по-другому? Кто от этого пострадает? Во-первых, нельзя строить процесс изображения по законам биологии, во-вторых, педагоги должны знать, что для ребенка движение руки с карандашом или кистью вниз значительно легче и естественнее, чем вверх,
и линии при этом получаются более слитными, плавными.

Для того чтобы научить детей разнообразным композиционным решениям, не создавалось шаблона необходимо кроме развития восприятия предоставлять им для выбора бумагу разного формата и ставить задачу подумать, как лучше положить лист бумаги, чтобы изображение разместилось красиво. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.

Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами или за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детское  художественное творчество.

Также формированию ценностного отношения детей к художественному творчеству способствует ознакомление с природой в изобразительной деятельности, которая обогащает детское творчество новым содержанием.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей
с природой обогащает как знания о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. Стремление передать образцы природы в рисунке, лепке, аппликации приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами. В детских рисунках, лепке, аппликации появляются новые темы.

Коллективное изобразительное творчество может быть органично связано со всеми сторонами жизни детей и особенно с другими видами художественно-творческой деятельности (разные виды игр, музыкальная, художественная, речевая деятельность).

Так, исследования показывают, что взаимосвязь изобразительной деятельности с музыкой, с разнообразными играми обогащает детское творчество, вызывает у ребенка радостное настроение, делает жизнь детей в коллективе интересной и содержательной.

Такая взаимосвязь делает создание коллективных композиций более интересными и значимыми для детей. Вместе с тем дети видят, что они создают полезные и нужные для разнообразных целей произведения. Они приобретают необходимые во
всей последующей жизни умения и стремятся делать все своими руками;
реализуют потребность в самоутверждении.

В свою очередь ребенка интересуют не только созданные им изображения, но и то, как к ним относятся взрослые. Не правы те, кто считает, что дети рисуют и лепят для себя, а мнение окружающих их не интересует.

Просмотр и анализ детских работ в конце занятия — важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. В зависимости от того, как осуществляются просмотр, анализ и оценка детских рисунков, лепки и аппликаций, у ребенка возникает либо положительная мотивация деятельности, что служит импульсом для дальнейшего развития творческих способностей, либо отрицательная, когда он отказывается работать.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в школе. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.

Дети не просто смотрят на объект, а узнают и выделяют его свойства, форму, строение, цвет и т.д. Они должны увидеть художественные достоинства предмета, который им предстоит изобразить, к сожалению, многие ребята не способны самостоятельно определить и оценить красоту воспринимаемого объекта и помочь им должен педагог, иначе понятие «красивое» не приобретает в глазах ребенка конкретного смысла, останется формальным. Для того чтобы дети поняли, чем прекрасен тот или иной предмет или явление, педагог должен уметь чувствовать, видеть красоту в жизни. Это качество надо развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать с детьми за явлениями природы, их изменениями, например, за состоянием неба в разную погоду, при разном освещении солнца, обратить внимание на то, как набухают почки на деревьях, кустах и как постепенно распускаются, опушая их листвой («деревья пухом зеленеют»).

Формирование детского творчества не возможно без развития эстетического восприятия, образных представлений, воображения. В основе этого лежит формирование сенсорных процессов и постоянное обогащение сенсорного опыта детей. Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания воспитательно-образовательной деятельности, в основе которого лежит познание действительности. Образ является стержнем всей воспитательной работы, построенной на основе интеграции. Одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и формирования художественных способностей приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые при условии их оптимальной организации могут обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить его жизнь интересным содержанием. Для успешной работы с детьми необходим творческий подход педагогов к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий детьми, к использованию разнообразных методов и приемов работы, особенно игровых.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!