СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ценностного отношения к малой родине у обучающихся 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностного отношения к малой родине у обучающихся 2 класса»

Формирование ценностного отношения к малой родине у обучающихся 2 класса







Содержание

Введение…………………………………………………………...……….2

1. Теоритическая часть. Теоритические основы формирования ценностного отношения к малой родине у обучающихся 2 класса………………………………………………………………...……………4

1.1 К проблеме развития ценностного отношения к малой родине у обучающихся 2 класса…………………………………………………………….4

Заключение………………………………………………………….……..6

Библиографический список……………………..………………………7















Введение

Актуальность

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается на необходимость «разработки и реализации региональных программ развития образования». Особенно это актуально для периода детства (дошкольный и младший школьный возраст). Существуют программы, формирующие ценностное отношения к малой родине в начальной школе, однако это проблема не до конца решена в детском саду. Отсюда задача: разработать регионально ориентированную программу для дошкольников, направленную на формирование у детей чувства эмоциональной сопричастности.

Одним из важнейших направлений сегодня является патриотическое воспитание, что отражено во многих современных документах, посвященных проблемам образования («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025»). Вместе с тем патриотическое воспитание часто понимается достаточно узко – как знакомство с символикой государства (герб, гимн, флаг и др.) или с подвигами, связанными с Великой отечественной войной (что особенно актуально в год 70-летия со дня Победы). Безусловно, данные направления важны и значимы, но они не охватывают весь потенциал, который может быть здесь заложен.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, так как детство - это наиболее благоприятное время для воспитания и привития чувства любви к Родине.

Патриотическое воспитание обучающихся считается важной задачей нашего времени, значимость, которой ориентируется на потребности общества в новой системе патриотического воспитания молодежи исходя из прогрессивной социально-экономической и политической обстановки в России.

В нормативных документах закреплена идея необходимости формирования патриотизма и гражданственности. Подтверждение значимости патриотического воспитания отмечается в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Эта же идея заложена в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения и раскрывается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Воспитание патриотизма у детей раскрыто в трудах отечественных ученых, таких как В.А. Сластёнин, Б.Т. Лихачёв, П.И. Пидкасистый и др. По мнению Б.Т. Лихачёва, «сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Специфика патриотического воспитания в отдельные исторические периоды освещена в работах Ю.С. Васютина, И.В. Суколенова, А.В. Дудко, Н.М. Конжиева, Л.В. Кузнецовой, В.Г. Пряниковой, B.С. Чудного, Д.С. Яковлевой и др.

По мнению Н. Л. Кербицкова, «Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает одним из важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих человека чувств патриотизма и уважения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности».

Именно младший школьный возраст представляет собой период становления личности, в этот период складываются основы нравственности и патриотизма, а также формируется отношение к себе, к обществу и к Родине.

Приобретенные в данном возрасте знания и умения становятся основой для формирования устойчивых патриотических убеждений и представлений. В младшем школьном возрасте чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, определяют его поступки, через положительные эмоции и чувства к малой родине у ребенка развивается чувство патриотизма.

По образовательному стандарту формирование патриотических качеств и чувств является необходимым в начальной школе, однако, воспитание патриотизма на уроках является недостаточным, поэтому учителям необходимо разрабатывать план патриотического воспитания детей.

Воспитание патриотизма у школьников начинается с формирования патриотических представлений о малой родине. Для младших школьников Родина это то, что их окружает, это родной дом, школа, город. Поэтому патриотическое воспитание в данном возрасте должно строится в первую

очередь на воспитании любви к малой родине. Именно это становится основой для воспитания настоящего патриота своей страны. И для того, чтобы полученные знания и навыки перешли в патриотические убеждения, чувства, стремления необходима систематическая работа по патриотическому воспитанию в школе.

Основные понятия – младший школьный возраст, ценность, ценностное отношение, родина, понятие малой родины.

1. Теоритические основы формирования ценностного отношения к малой родине у обучающихся 2 класса


1.1 К проблеме развития ценностного отношения к малой родине у обучающихся 2 класса.

Одним из важнейших направлений сегодня является патриотическое воспитание, что отражено во многих современных документах, посвященных проблемам образования («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025», программа и другие). Вместе с тем патриотическое воспитание часто понимается достаточно узко – как знакомство с символикой государства (герб, гимн, флаг и др.) или с подвигами, связанными с Великой отечественной войной (что особенно актуально в год 70-летия со дня Победы). Безусловно, данные направления важны и значимы, но они не охватывают весь потенциал, который может быть здесь заложен.

Не случайно в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается острая необходимость «разработки и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации» (ст. 8). Иными словами необходимо учитывать и региональный компонент, то есть специфику того места, где родился человек (область, город, поселок). Особенно это актуально для периода детства (дошкольный возраст и период обучения в начальной школе), так как для ребенка характерно познание мира через то, что непосредственно его окружает, через то, с чем он сталкивается лично. Это обусловлено наглядно-действенным мышлением детей, которое постепенно сменяется наглядно-образным к более старшему возрасту. Следовательно, ребенку трудно объяснить, что нужно любить свою Родину, исходя из абстрактных для него образов, хотя дети без труда могут обозначить название своей страны, народа, города или поселка. Следовательно, для формирования патриотических чувств у детей необходимо создать условия для эмоционального переживания событий, связанных с любовью к Родине. Таким образом, следует начинать с того, что ближе к самому ребенку – с его дома, образовательного учреждения, улицы, района, города или поселка. Эти места дети могут посетить лично (при сопровождении взрослого – родителя, воспитателя, учителя), узнать их историю, интересные факты.

Именно те места, которые ребенок посетил сам, лучшего всего запоминаются. Об этом свидетельствуют и результаты исследования, проведенного в нескольких образовательных учреждениях Екатеринбурга. Дошкольникам и младшим школьникам предлагалось нарисовать то, как, по их мнению, выглядит их родной город. В целом, рисунки детей детсадовского возраста и учеников начальной школы выглядели похоже – в центре изображены два самых главных места для ребенка – его дом, где он живет с родителями и его образовательное учреждение (детский сад или школа). Для дошкольников также характерно наличие прямой дороги между этими местами, а также изображение себя и своих родителей («Вот мы идем с мамой в садик, а папа едет в этой машине на работу»). Кроме того в своих работах детсадовцы часто рисуют «обязательные» элементы каждого рисунка природы – солнце, облака, трава, цветы. Кроме дома и образовательного учреждения дети (и дошкольники, и младшие школьники) добавляют те места, которые сами посещают или запомнились им больше всего. На большинстве рисунков присутствует какой-либо (чаще всего определенный) торговый центр, а также какое-либо место проведения досуга (зоопарк, цирк, театр кукол, парк). Ученики начальной школы подписывают те объекты, которые нарисовали и изображают их большее количество, добавляя «дом бабушки», «художественную школу», «детскую площадку» и др. Вместе с тем по рисункам детей невозможно сопоставить расстояние между разными зданиями, не прослеживается специфика родного города, его отличительные черты. Данные рисунки за исключением конкретных названий оказываются применимы к любому большому городу. Таким образом, у детей не формируется ценностное отношение к своей малой родине, так как они не видят ее достопримечательностей, героев, уникальной природы.

Заключение

Одним из наиболее эффективных средств формирования представлений о малой родине, воспитания патриотических чувств у детей является игра, поскольку в младшем школьном возрасте она имеет существенное преимущество по сравнению с другими видами деятельности, так как в процессе игровой деятельности происходит всестороннее воспитание личности младшего школьника. Дидактическая игра - это коллективная деятельность, в которой ученики объединены решением основной задачи и ориентированы на победу. В игре ученики могут в развлекательной и интересной форме повторить полученные сведения и представления или узнать что-то новое. Например, существуют такие игры, как «Герб города», в которой ученики по памяти собирают герб города и стараются определить его значение; «История родного города», направленная на закрепление знаний об истории. Могут быть развивающие игры: «Настоящее и прошлое», «Старые и современные здания». Четвертый год обучения в школе является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Мы рекомендуем проведение классных часов на тему: «А гражданином быть обязан», «Россия - Родина моя!», «Край любимый, край родной» и т.п. Целевые занятия в младших классах по патриотическому воспитанию призваны показать ученикам, что, несмотря на то что они еще маленькие, они являются частью своей малой родины и несут за нее ответственность.

Для воспитания патриотических чувств в начальной школе должны использоваться различные формы проведения классных мероприятий: классные часы, викторины, экскурсии, творческие работы на темы, связанные с историей, культурой, природными богатствами края и своего города, музейная и поисковая работа, познавательные игры, конкурсы, уроки мужества, проектная деятельность.


Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М: Просвещение, 2021. - 31 с.

  2. Савина, А. А. Особенности проявления и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста / А. А. Савина // Коллекция гуманитарных исследований. – 2018. – №1. – С. 115-118

  3. Коротаева, Е. В. К истории патриотического воспитания в Российской педагогике / Е. В. Коротаева // Великий подвиг народа по защите Отечества: вехи истории: сборник научных статей. – 2020. –Часть 1. – С. 300-304.

  4. KYBERLENINKA: электронная библиотечная система: сайт. - 2022. - URL: https://goo.su/pCzve - Режим доступа: для всех пользователей. - Текст: электронный.

  5. KYBERLENINKA: электронная библиотечная система: сайт. - 2022. - URL: https://goo.su/IcRi - Режим доступа: для всех пользователей. - Текст: электронный.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!