СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование творческого отношения обучающихся через предпрофессиональную подготовку к будущей профессиональной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                   

Просмотр содержимого документа
««Формирование творческого отношения обучающихся через предпрофессиональную подготовку к будущей профессиональной деятельности»»

«Формирование творческого отношения обучающихся через предпрофессиональную подготовку к будущей профессиональной деятельности»

Свотнева Анастасия Михайловна, преподаватель

профессионального цикла Тамбовское областное

государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение «Промышленно –

технологический колледж», г. Мичуринск


Происходящие в настоящее время изменения в социально-экономической жизни нашей страны и всего мирового сообщества требуют наличия не просто образованных специалистов, владеющих знаниями и технологиями в тех или иных областях, а людей с творческим отношением к делу, предприимчивостью самостоятельностью, мобильностью.

Нынешний информационный век вызывает необходимость переработки больших потоков информации, а с условием успешной карьеры становится, прежде всего, умение работника ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, проблемных ситуациях, справляться с внезапными трудностями, принимать нестандартные решения.

Основы всего перечисленного закладываются еще в детстве, и наши дети должны быть готовы к жизни в быстро меняющихся условиях, уметь эффективно и нестандартно решать возникающие проблемы, иначе говоря, проявлять творческий подход.

Поэтому одна из основных задач современного образования в частности заключается в воспитании и развитии творческой личности и способностей обучающихся, в формировании у них инициативности, самостоятельности, развитии фантазии, а также умения ставить и решать задачи.

На каждом этапе развития общества возникают новые задачи, формирующие новый социальный заказ на подготовку специалистов. Сегодня студенту – будущему специалисту в учебном заведении необходимо не только обладать достаточным уровнем знаний, но и творчески подходить к решению различных ситуаций, организовывать свою деятельность на творческой основе. Одним из важных направлений развития современной системы образования является ориентация образования на всестороннее проявление общественно важного творческого отношения каждой личности к своей будущей профессиональной деятельности.

Специфическая особенность профессиональной деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. Через профессиональную деятельность человек реализует и утверждает себя как личность: в своем отношении к другим людям, на которых он в своей профессиональной деятельности воздействует и с которыми он через нее вступает в контакт. В профессиональной деятельности все свойства личности не только проявляются, но и формируются.

Примером выше сказанного может служить профессия «Портной», которая преподается студентам колледжа на начальной стадии обучения по специальности 29.02.04. «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

Профессия портного нужная, важная и ответственная. Нужная потому, что дарит людям радость, создавая для них красивую, удобную и модную одежду. Важная - потому, что человек просто не может существовать без одежды. Ответственная - потому, что от профессиональной подготовленности, умений и навыков портного зависит качество одежды.

Выбор будущей профессии «Портной» уже формируется в средней школе на уроках технологии для людей склонных к творчеству.

Первой ступенью к выбору профессии служит предпрофессиональная подготовка у школьников, целью которой является достижение учениками более высокого уровня в профессиональном самоопределении, поэтому считаю необходимым для достижения цели привлечение школьников к творчеству в профессии «Портной» для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях в области дизайна, искусства, архитектуры.

В ТОГАПОУ «Промышленно – технологический колледж» созданы все условия для предпрофессиональной подготовки обучающихся школ городов и районов.

Школьники занимаются в колледже по авторским программам, разработанным преподавателями спецдисциплин. Для дальнейшего обучения по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» необходимо изучение профессионального модуля 05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностях служащих» по профессии «Портной», основы которой изучают уже старшеклассники. Программа предусматривает 17 часов теории и 18 часов практики, где формируются следующие профессиональные компетенции:

ПК 5.1. Создавать эскизы новых видов и стилей швейных изделий по описанию или с применением творческого источника.

ПК 5.2. Осуществлять подбор тканей и прикладных материалов по эскизу модели.

ПК 5.3. Выполнять технический рисунок модели по эскизу.

ПК 5.5. Осуществлять авторский надзор за реализацией художественного решения модели на каждом этапе производства швейного изделия.

За время практики ученики должны научиться выполнять разнообразные ручные, машинные и утюжильные работы. Разновидности поузловой обработки дают возможность для пошива изделий различного ассортимента, что также необходимо освоить школьникам.

Такие виды работ, как изготовление набора для кухни (прихваток, подставок под горячее, кухонных салфеток, грелок на чайник, рукавичек) проводится каждым индивидуально, как и создание художественного цветного рисунка и сам пошив изделий. Подбор тканей, материалов, декоративной отделки возможен для работы в группах.

Разнообразие ассортимента в наборе с применением отделочных материалов и видов работ развивает творческое мышление, формирует художественный вкус и расширяет кругозор.

В процессе занятий учащимся школ прививается отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии.

Учащиеся школ в процессе изучения ПМ 05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностях служащих» учатся организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде. Написание рефератов, докладов, творческих проектов использования информации из интернет — ресурсов, использования профессиональных прикладных программ при выполнении практических работ – являются основными видами самостоятельной работы.

Результатами работы по программам предпрофессиональной подготовки обучающихся явились создание условий для:

  • профессионального самоопределения обучающихся, в том числе путем вовлечения образовательного потенциала внешкольной среды;

  • выстраивания индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

  • реализация личностно — ориентированного воспитательно - образовательного процесса;

  • проектной и исследовательской деятельности обучающихся, непосредственно связанных с творчеством.

Опора учебного процесса на интересы и склонности субъекта содействуют расположения студента к учению, где и закладываются основы его творческого отношения. Это содействует преобразующему характеру учебно-познавательной деятельности и объективно, и в субъективно-личностном плане.

Творческое отношение есть деятельное состояние студента, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением, проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями. Оно отражает готовность к энергичному, деятельному, творческому познанию, самонацеленность на участие, что в перспективе формирует отношение к будущей профессиональной деятельности.

Как добиться того, чтобы у студента выработалось творческое отношение к профессиональной деятельности? Этого нельзя добиться в результате простого требования. Чтобы выработать у студента творческое отношение, необходимо создать ряд условий. Прежде всего, это любовь и интерес к своему делу, к своей профессии; если это важнейшее качество отсутствует, то напрасно мы будем ожидать от него проявления творческого отношения, новаторства. Но этого недостаточно. Для того чтобы творческое отношение стало возможным, необходимо постоянное повышение образовательного и профессионального уровня. Только при этих условиях возможна и подлинная любовь к своей профессиональной деятельности, и подлинный, сознательный интерес. Творческое отношение к своей профессиональной деятельности возможно только при том условии, если студент в совершенствовании овладеет навыками. Отсюда следует, что когда студент находится в учебном процессе, то он уже создает одно из условий для творческого отношения к профессиональной деятельности.

Развитие личности происходит в течении всей жизни и предполагает изменения мировоззрения, самосознания человека, его отношений к действительности, характера различных способностей, психических процессов, накопление опыта. Другими словами, развития личности — постоянное решение ее возможностей и формирование новых потребностей, ее совершенствование от школьника до студента.

Студенчество – это период становления человека, личности в целом. Как социальная группа, студенчество представляет собой устойчивое объединение молодежи с определенными задачами и устремлениями, которые обусловлены условиями их жизни, деятельности, потребностями и интересами, в силу которых студенчество отличается от других социальных групп молодежи. Также студенчество, по сравнению с другими группами населения, отличается наиболее высоким образовательным уровнем, активным присвоением ценностей культуры и высоким уровнем учебно-познавательной деятельности.

Следует помнить, что профессионально — творческие качества личности не возникают отдельно от других ее компонентов, а подчинены законам формирования личности в целом на этапах обучения и самообучения, деятельности и общения.

Список литературы

  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Скифия, - 2013.

  2. Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе. – СПб.: Каро, 2015.

  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2003.

  4. Полат Е.С. Метод проектов. – М., 2001

  5. Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «Естествознание»/ Министерство образования РФ.- М.: Вита-Пресс, 2004.

  6. Вихорева О.А. Исследовательская деятельность старшеклассников в условиях дополнительного образования детей: «Уральская академия», 2008

  7. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. – 1984. - №5. – С.63-70.

  8. Вязникова, Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития / Л.Ф. Вязникова // Педагогика. – 2002. - № 4. – С.43-56.

  9. Каган, М.С. Философская теория ценностей / М.С. Каган. – СПб.: Облик, 1997. – 213 с.

  10. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.-335 с.

  11. Аникеенок O.A. Ценностные ориентации студентов средних профильных учебных заведений: Автореф. дис. . канд. психол. наук. -Казань, 1999.-16 с. '

  12. Анисимов П.Ф., Коломенская A.JI. Среднее профессиональное образование в Российской Федерации в 2001 году: Стат. сборник. М.: Институт проблем среднего профессионального образования Минобразования России, 2002. — 72 с.

  13. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253с.

  14. Богучарова Е.И.' Психологическая готовность к выбору профессии у старшеклассников. Дис. . канд. психол. наук. М., 1991. - 184 с.

  15. Волкова Л.П. Формирование и развитие ценностных ориентаций студентов как будущихспециалистов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1986.-25с.

  16. https://infourok.ru/vozmozhnosti-privlecheniya-shkolnikov-k-tvorcheskoy-deyatelnosti-cherez-predprofessionalnuyu-podgotovku-2749857.html






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей