СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Занятия с использованием творческих заданий на уроках хореографии
«Формирование творчества у детей на уроках ритмики».
Занятие № 1
(Словесное приветствие.)
«Все люди говорят словами. Читают ли вам сказку или вы рассказываете стихотворение — все это на языке слов. Сейчас я тоже говорю с вами на языке слов. Но оказывается, «рассказывать» можно не только словами, но и движениями. Движениями можно выражать мысли, желания, настроения. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попытайтесь отгадать, что я хочу выразить движением».
Поклон-приветствие
Показать движение, выяснить его смысл, выучить с детьми более простой его вариант — поклон головой
«Поклон может означать не только приветствие, но и прощание. Наши занятия мы будем начинать поклоном в знак приветствия и заканчивать поклоном в знак прощания».
2.Разминка.
3.«Закрытый» и «открытый» корпус
— «Угадайте, каким может быть настроение, если движение исполняется вот так? » Без музыки показать осторожныйшаге «закрытым» корпусом. «А теперь какое настроение?» Без музыки показать бодрый шаг с «открытым» корпусом. Дети должны словесно определить настроение, характер движения. Затем последовательно показать «закрытую» и «открытую» позы и предложить детям, сравнив их, определить, в чем их отличие (в положении плеч, спины, головы).
— «А теперь сами попытайтесь выразить в движении под музыку настороженное и бодрое настроение. Музыка подска1и1н вам, когда нужно двигаться осторожно, а когда бодро, радостно». Дети выполняют движение под музыку: «Марш» И. Берковича .
4.Сотворчество.
«Как вы думаете, какое теперь у меня настроение, что мне хочется делать? » Без музыки: встать в «открытую» позу, подбоченившись (ноги вместе) и, слегка пружиня в коленях, поворачивать корпус из стороны в сторону; на лице — выражение радости. Дети должны определить: веселое настроение и желание поплясать.
Под запись (плясовая) дети пляшут, кто как хочет, пытаясь передать в движении веселое настроение.
5.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»
Прощание. (поклон головой )
Занятие № 2
(Приветствие: поклон головой.)
1. Разминка
2. Знакомство с жестами «прошу» и «не надо» в контрастном сопоставлении (см. «открытая» ладонь» (п. 3); «отсебя» повернуть ладонь» ).
Показать жесты и объяснить их значения.
Объяснить технику выполнения при смене положений ладони; из горизонтального (ладонью вверх) в вертикальное (ладонью «от себя»).
Дети пробуют выполнять жесты с проговариванием слов, включая в движение корпус (качание вперед-назад); обратить внимание на характер интонаций: ласковый (в просьбе), решительный (при отказе), их соотнесение с мимической выразительностью.
Упражнение «Прошу—не надо!» выполняется с пропеванием (без инструментального сопровождения); обратить внимание на включение в движение корпуса и качаний с ноги на ногу вперед-назад.
«В этом упражнении, кроме разворотов кисти, что я еще делаю?.. Правильно, качаюсь с ноги на ногу вперед-назад. А еще можно качаться из стороны в сторону».
3.Качание из стороны в сторону: упр. «Баю-бай», муз. Н. Римского-Корсакова.
Показать детям укачивание (воображаемой) куклы ко сну. «Что это может значить, о чем «рассказывает» движение? Верно, как будто я укачиваю куклу. А какая музыка подходит для этого?» (Колыбельная.)
Прослушать музыку и спросить детей, можно ли использовать ее для колыбельной (краткий ана2и2 характера музыки).
Раздать куклы; дети укачивают их под музыку.
(Без музыки) осторожно подойти к стульчикам и положить «спящих» кукол на них так, «чтобы не разбудить».
Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»
(Прощание: поклон головой.)
Занятие № 3
(Приветствие: поздороваться словом, дети отвечают кивком головы.)
1. Разминка.
2. Разучивание жестов «прошу» и «не надо»: упр. «Прошу— не надо!»
Показать детям жест «прошу» и спросить их, что он означает. Спросить у детей, с каким еще жестом познакомились на прошлом занятии (жестом «не надо») и как он выполняется: «Когда мы хотим от чего-то отказаться, как это можно выразить в движении?»
Повторить упражнение «Прошу—не надо» с пропеванием слов (без инструментального сопровождения); обратить внимание на выразительность интонаций, жестов, мимики.
Поучить это же упражнение с инструментальным сопровождением и пропеванием слов.
3.Качание из стороны в сторону: упр. «Баю-бай», муз. Н. Римского-Корсакова.
Послушать музыку и спросить детей, о чем она «рассказывает», что делали под эту музыку на прошлом занятии. (Укачивали кукол.)
Предложить детям представить, что на руках у каждого лежит кукла, которую надо укачать. Обратить внимание на то, что взгляд каждого ребенка должен быть направлен на лицо воображаемой куклы («чтобы видеть, засыпает она или нет »), а также на то, что качания с ноги на ногу должны быть мягкими, без толчков («чтобы не разбудить куклу»); после чего «уложить куклу в кроватку». (Подойти тихо к стульчикам и положить на них «спящих» кукол.)
Подозвать детей к себе (очень тихим голосом), чтобы дети мягким, неслышным шагом подошли (при этом использовать жест «тихо» — см. «указательный палец прижать к губам»).
4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»
(Прощание: педагог — словом, дети — кивком головы.)
Занятие № 4
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Разучивание жеста «прошу» в ласковом, мягком характере: упр. «Просьба», муз. Ж. Арманд.
Дети слушают музыкальное произведение и, основываясь на кратком анализе характера музыки, пытаются определить, какой из двух жестов («прошу» или «не надо») можно исполнить под эту музыку.
Знакомство с упражнением «Просьба»: объяснить его содержание; разделить детей на пары; раздать игрушки; провести первичное освоение упражнения детьми (без музыки).
Разучивание упражнения с инструментальным сопровождением; обратить внимание: жест должен быть мягким, ласковым; корпус, голова участвуют в общем движении; взгляд направлен на партнера и выражает ласковую просьбу.
3.Качание из стороны в сторону: упр. «Ветерок — ветер», муз. Л. Бетховена.
Предложить детям самостоятельно двигаться под музыку (Л. Бетховена); если в свободных движениях детей будут видны элементы качания, обратить на это общее внимание.
«Мы уже знаем, что качанием можно изображать убаюкивание ко сну. Но оказывается, качанием можно изображать и другое, например, то, как под ветром раскачиваются деревья. Представьте, что каждый из вас (назвать детей по именам) превратился в дерево: ноги стали корнями и не отрываются от земли; руки — ветвями. И вот подул ветер, и ветви деревьев начали раскачиваться». Звучит музыка; дети сами (без показа педагога) пытаются найти пластический образ.
Если самостоятельная попытка детей оказалась неудачной, надо показать движение без музыки. Обратить их внимание: музыка меняется (звучит то тихо, умиротворенно, то громко, с порывом), значит, и движение должно меняться соответственно: ветви, стволы деревьев качаются то спокойней, то сильнее.
Дети самостоятельно исполняют упражнение «Ветерок — ветер» под музыку; обратить внимание: корпус участвует в движении; мягкие руки («живые ветви») и кисти («листочки»); взгляд направлен на кисти рук.
4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 5
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Закрепление жеста «прошу» в ласковом характере: упр. «Просьба», муз. Ж. Арманд.
— Повторить упражнение, обращая внимание на то, что
нужно потянуться корпусом за рукой, взгляд направлен на
партнера и выражает ласковую просьбу.
— Дети исполняют упражнение, меняясь ролями: то один
росит игрушку, то другой.
3.Качание из стороны в сторону: этюд «Игра с водой», уз. Ф. Шуберта.
— Дети слушают «музыку. Спросить у них, о чем может
рассказывать эта музыка; выслушать их предположения.
— «Послушайте, какую сказку рассказала мне эта музыка. И знаете, участниками этой сказки можем стать мы с вами». Предложить детям встать врассыпную по всему залу, лицом к педагогу. «Однажды погожим утром мы пошли гулять. Солнце светит». (Поднять лицо вверх, слегка зажмурив глаза.) «Почувствуйте на лице тепло солнечных лучей. Воздух свежий» (вздохнуть полной грудью). «Но становится все жарче» (начать обмахиваться руками) «И вот мы вышли на берег реки. Подошли к краю берега» (сделать несколько шагов вперед). «Опустились на колени и погрузили руки в воду. Почувствуйте, какая прохладная, приятная вода, она струится, журчит между пальцами, так и хочется с ней поиграть…»
— Звучит 1-я часть музыки; исполнить вместе с музыкой 1-ю часть этюда «Игра с водой»; обратить внимание на мягкость рук, «отстающее» движение кистей, направленность взгляда на руки, соотнесение движений с музыкой. В качестве приема можно предложить детям послушать музыку с закрытыми глазами и представить, когда руки, «опущенные в воду», двигаются из стороны в сторону, когда они, «зачерпнув воды», поднимаются вверх перед собой, когда «подбрасывают воду в воздух» и когда опускаются вниз.
— Дети пытаются самостоятельно выполнить 1-ю часть
этюда под музыку.
4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 6
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Качание из стороны в сторону: этюд «Игра с водой»,
муз. Ф. Шуберта.
Разучивание 1-й части этюда в первом варианте: водить руками перед собой из стороны в сторону.
Спросить детей, можно ли по-другому «поиграть с водой», чтобы руки двигались иначе; в случае затруднения с ответом предложить вариант: скрещивать руки внизу, перед собой, и разводить в стороны.
Дети исполняют 1-ю часть этюда; обратить внимание на выразительность, мягкость движений рук, направленность взгляда на руки, общую «погруженность» исполнителей в воображаемую ситуацию.
3.Жест «прошу» в плясовой жестикуляции рук: композиция «Прошу», рус. Нар. Мелодия.
«Мы с вами познакомились с жестом «прошу», исполняли его под музыку, в игре. В русском народном танце этот жест тоже используется, но несколько своеобразно, танцевально». Показать композицию движений для рук («Прошу») под музыку.
Разучить композицию движений, обращая внимание на мягкость рук, движение «всем телом», выражение лица.
4.Поклон («благодарность») в конце плясовой импровизации.
«Движение руки, как в жесте «прошу» (показать: «от сердца» вперед и вниз перед собой), может использоваться в поклоне. Что может значить поклон? (Прощание, приветствие, просьбу.) А еще поклоном можно заканчивать пляску в знак благодарности зрителям за внимание».
Предложить детям исполнить плясовую импровизацию («поплясать, как хочется») с обязательным поклоном в конце пляски (плясовая ). Сначала дети выполняют задание в сотворчестве с педагогом, а затем самостоятельно; обратить их внимание на то, что поклон надо исполнять вместе с окончанием музыки, поэтому важно суметь заранее почувствовать, когда музыка закончится.
5.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»
(Прощание поклоном.)
Занятие № 7
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Жест «прошу» в плясовой жестикуляции рук: композиция «Прошу», рус. Нар. Мелодия.
— Повторить и закрепить движения композиции, обращая внимание на выразительную пластику рук, мягкое, доброжелательное выражение лица, общий спокойный, лирический характер исполнения.
3.Качание из стороны в сторону: упр. « Игра с водой », муз. Ф. Шуберта.
Повторить 1-ю часть этюда, предложив детям использовать разные варианты движений рук «по воде»; закрепить приемы выразительного исполнения.
«У этой игры есть продолжение. Сейчас музыка зазвучит по-другому; попытайтесь и вы по-другому поиграть с водой, придумать иные движения. Может быть, в этом вам поможет воспоминание о том, как вы играли с водой на самом деле. И, конечно, подскажет музыка, если к ней внимательно прислушиваться». Звучит 2-я часть музыки; дети самостоятельно ищут выразительные движения.
— Если у кого-то из детей есть интересные находки, соответствующие характеру музыки, обратить на это общее внимание; если дети не могут ничего придумать, подключиться к общему исполнению под музыку и показывает 2-ю часть этюда.
— Дети осваивают 2-ю часть этюда (с музыкальным со
провождением); обратить внимание на выполнение сильных размашистых движений рук («брызгание»); веселый характер загораживающего жеста («не надо»), мягкие, «шлепающие» движения кистей «по поверхности воды»; соответствие этим движениям выражений лица.
4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 8
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Знакомство с жестами «давай дружить», согласия и
несогласия.
Вспомнить с детьми, что означает жест вытянутой к партнеру руки с «открытой» ладонью (просьбу); сказать, что этот жест может означать предложение дружить, играть вместе; показать жест, обращая его к одному из детей и произнося: «Давай дружить».
Спросить детей, как можно ответить на этот жест, если согласен дружить (подать руку партнеру, вложив в его ладонь свою ладонь, можно с рукопожатием) или, если отказываешься, не согласен играть вместе (спрятать руки за спину, не подать руки партнеру).
Разделить детей на пары; первое освоение упражнения провести без музыки: партнеры стоят лицом друг к другу; один ребенок протягивает другому обе руки (проговаривая: «Давай дружить), а тот кладет свои руки сверху, ладонь в ладонь (проговаривая: «Согласен»).
3.Закрепление вариантов качания из стороны в сторону: упр. «Ветерок — ветер»; этюд «Игра с водой».
Игровая ситуация «В волшебном лесу»
— «Мы отправляемся в волшебный лес. Нас будет сопровождать музыка. Будьте внимательны. Как только музыка зазвучит тише, это значит, мы приближаемся к волшебному лесу. И тогда нужно будет идти осторожно, тихо, чтобы услышать и увидеть красоту волшебного леса. А если будете
шуметь, лес не пустит нас к себе». Звучит двухчастный марш Ж. 6и6н ; дети продвигаются по залу, соотнося характер движения с характером музыки: то бодро, то осторожно.
Дети встают врассыпную. Звучит музыка Л. Бетховена; дети должны вспомнить ее и начать движение. В случае заминки спросить, о чем может рассказывать музыка, на что она похожа, или подсказать: «Подул ветерок и…»; дети выполняют упражнение «Ветерок — ветер».
«Но вот мы прошли лесную чащу и вышли на поляну. А там озеро, небольшое, но очень красивое. Давайте выйдем на берег». (Дети встают общим кругом, лицом в центр, и опускаются на колени.) Звучит музыка Ф. Шуберта; дети выполняют этюд «Игра с водой».
«Слышите музыку?» (2-я часть «Марша») «Это нам пора возвращаться». Дети двигаются по залу осторожным шагом, а затем (на 1-ю часть того же марша) — бодрым шагом, в соответствии с характером музыки.
4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 9
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Разучивание жестов «давай дружить» и несогласия: этюд «Давай дружить», муз. В. Витлина.
(Без музыки) в парах отработать движение: партнеры одновременно показывают друг другу ладошки — прячут руки за спины (повторить несколько раз).
То же движение с прыжком: маленьким прыжком вперед (на двух ногах) дети сближаются и показывают друг другу ладошки, затем, отпрыгнув друг от друга назад, прячут руки за спины, — повторить несколько раз.
То же упражнение — с музыкальным сопровождением (1—2 такты), а затем поменяться местами, двигаясь легким бегом (3—4 такты) и остановиться легким прыжком на обе ноги, лицом друг к другу (руки все время за спиной).
2. Качание вперед-назад: упр. «Перетягивание каната», муз. Д. Львова-Компанейца.
Показать детям качание с ноги на ногу вперед-назад; обратить их внимание на постановку ног (одна впереди другой) и технику качания.
Дети (без музыки) повторяют упражнение вместе с педагогом, который регулирует ритм движения, проговаривая: «Вперед-назад».
Включить в общее движение руки, имитирующие перетягивание каната; объяснить детям технику движения рук.
— Исполнение упражнения под музыку.
3.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 10
(Приветствие.)
1. Разминка
2. Жесты «давай дружить», согласия и несогласия: этюд
«Давай дружить», муз. В. Витлина.
Прослушать музыку полностью, обратив внимание детей на изменения в ней.
Под музыку показать этюд от начала до конца в паре с воспитателем или одним из детей.
Дети, разделившись на пары, пробуют исполнить этюд. Обратить внимание на соотнесение движений с музыкой, выразительность жестов и мимики (можно разучивать этюд по частям, сначала 1-ю половину, затем — 2-ю).
3.Качание вперед-назад; упр. «Перетягивание каната»,муз. Д. Львова-Компанейца.
Повторить без музыки технику качания с ноги на ногу и изобразительных движений рук.
Показать детям и поучить с ними: из положения одна нога впереди другой — поворот на 180° с опорой на пятки (не сходя с места).
Дети исполняют упражнение под музыку; педагог обращает внимание на соотнесенность ритма движений и музыки, выразительность имитационного движения, передающего трудовое усилие (после первой половины музыки —поворот на пятках на 180° и повтор упражнения).
4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 11
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Жесты «давай дружить», согласия и несогласия: этюд
«Давай дружить», муз. В. Витлина.
— Прослушать музыку; спросить детей, о чем она рассказывает, предложить им вспомнить, как они танцевали под нее, про что танцевали.
Повторить этюд: дети исполняют его; обратить их внимание на музыкальность и выразительность движений; работа над качеством исполнения.
Лучшие исполнители «выступают» перед остальными ' детьми («зрителями»).
3.Качание вперед-назад: упр. «Перетягивание каната», муз. Д. Львова-Компанейца.
— «Моряки — народ дружный; все работы на корабле они выполняют сообща и очень слаженно. И канат они перетягивают не по одному, а все вместе». Построить детей в затылок на некотором расстоянии друг от друга; обратить их внимание на постановку ног (например, у всех правая нога —
впереди, левая — сзади).
(Без музыки) скоординировать совместное движение, чтобы дети выполняли качания вперед-назад, как один.
Исполнение под музыку: на первую половину музыки дети «перетягивают канат», повернувшись вправо (т. е. правая нога впереди, левая — сзади); затем, не переставляя ног, — поворот с опорой на пятки на 180° и на вторую половину музыки — «перетягивание каната», повернувшись влево (т. Е. левая нога впереди, правая — сзади).
4. Свободная пляска.
— «Моряки — народ трудолюбивый, но и повеселиться
они любят. Они любят и умеют плясать». Под плясовую музыку (на выбор педагога) дети импровизируют, используя различные плясовые движения.
5.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 12
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Качание вниз-вверх: упр. «Пружинки», рус. Нар. Мелодия «Ах ты, береза».
Вспомнить с детьми, какие качания они знают и что эти качания могут означать (качания из стороны в сторону: убаюкивание куклы, движение веток деревьев, игру с водой; качание вперед-назад: перетягивание каната); обобщить, что сходные качания могут выражать разное содержание.
Предложить детям подумать, как еще можно качаться на ногах, кроме известных уже вариантов; в случае затруднения подсказать: качаться можно вниз –вверх на пружинном полуприседании.
Предложить детям выполнить полуприседание под музыку (1-я часть), передавая в движении мягкость; при этом можно подбочениться, слегка поворачивать корпус из сто8и8н в сторону, покачивать головой с боку на бок, приветливо улыбаясь. Обращать внимание на прямую постановку корпуса, развернутые плечи, разведение колен в стороны (при полуприседании).
3.Знакомство с жестами «иди сюда» и «уходи»: упр.«Игра с куклой».
— Показать детям жесты «иди сюда» и «уходи»; объяснить, как они выполняются; (без музыки) вместе с детьми выполнить жесты, одновременно проговаривая слова: «иди сюда — уходи — иди сюда — уходи» и т. Д. Обращать внимание на скоординированность движения при чередовании махов рукой то «к себе», то «от себя»,
Послушать музыкальное сопровождение (1-я часть) и спросить детей, какой жест можно с ним исполнить: «иди сюда» или «уходи»; при ответе рекомендовать детям ориентироваться на определение характера музыки.
Повторить жест «иди сюда» несколько раз, пропевая соответствующие слова; обратить внимание на исполнение жеста в ласковом характере, соотнесение его с музыкальными интонациями, а также на выразительную мимику.
Обратить внимание детей на то, что жест прощания (помахивание рукой «от себя») похож на жест «уходи», но выполняется доброжелательно.
4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»
(Прощание: помахивание рукой.)
Занятие № 13
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Качание вниз –вверх на пружинном полуприседании и на стопе: рус. Нар. Мелодия «Ах ты, береза».
Под музыку (1-я часть) повторить пружинные полуприседания в мягком характере, «подбоченившись», с покачиванием или поворотом корпуса из стороны в сторону; обратить внимание на ритмичность движения, его мягко-лукавый характер исполнения, мимическую выразительность.
Показать и объяснить детям способ выполнения покачивания на стопе (то приподнимаясь на полупальцы, то опускаясь на всю ступню); выполнить движение с музыкой (2-я часть), «подбоченившись», с легким покачиванием корпуса из стороны в сторону.
Объединить оба движения, исполняя пружинные полуприседания на 1-ю часть музыки, а качание на стопе — на 2-ю часть.
3.Жесты «иди сюда» и «уходи» в различных вариантах.
Предложить детям вспомнить, каким движением можно позвать (жест «иди сюда»), и затем исполнить его с пропеванием (на мелодию к «Игре с куклой»); спросить детей, в каком характере исполняется жест (ласковом); повторить его еще раз, обращая внимание на выразительность исполнения.
Предложить детям исполнить жест «иди сюда» в веселом характере — без музыки, с проговариванием слов (в случае затруднения показать, как исполняется жест); спросить детей, есть ли отличие при исполнении жеста в веселом и ласковом характерах и в чем оно заключается (при ласковом исполнении движения более мягкие, при веселом — более активные; отличия есть и в мимике).
«Представьте, что однажды вы вышли во двор, солнышко светит, птички поют. А одна маленькая птичка прыгает совсем рядом и клюет крошки. И вдруг, что вы видите?! К этой маленькой птичке подкрадывается кошка! Она хочет птичку поймать! Что же делать? Как помочь птичке? (Прогнать кошку.) А как это сделать? Покажите». Дети (без музыки) выполняют жест, проговаривая слово «уходи» с сердитой интонацией; обратить внимание на отработку активного характера исполнения жеста, соответствующих интонаций голоса и выражения лица.
«А что же птичка? Она взлетела на ветку дерева и защебетала, как бы говоря вам: спасибо, спасибо. А потом вспорхнула и улетела. А вы ей вслед: до свиданья, птичка». Дети выполняют жест прощания, помахивая рукой над головой (с доброжелательной улыбкой).
4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»
(Прощание: помахивание рукой.)
Занятие № 14
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Разучивание жеста «иди сюда» в ласковом характере: «Игра с куклой».
— «В гости к нам пришла кукла. Ее зовут Катя. Она хочет
поиграть с вами, но очень смущается. Не бойся, Катя, наши дети добрые, они тебя не обидят. Позовите ее ласково: голосом и движением». Вспомнить с детьми, что значит позвать ласково, какими должны быть движения, голос, лицо. «Кто позовет куклу ласково, к тому она и подбежит».
— Провести упражнение-игру (без инструментального сопровождения) с ласковым пропеванием слов «иди сюда», соотнося их с движениями руки (то одной, то другой); подбежать с куклой в руках к наиболее выразительному
ребенку и передать ему куклу; тот танцует с куклой под музыку польки. Отметить достоинства исполнения ребенком жеста (мягкость, плавность в движениях руки, приветливое выражение лица и др.) и побудить остальных детей к более выразительному исполнению.
3.Полуприседание с открыванием и закрыванием рук на
пояс: рус. Нар. Мелодия «Пойду ль, выйду ль я».
Предложить детям исполнить под музыку пружинное полуприседание, «подбоченившись», выражая движением и мимикой мягкое лукавство; обращать их внимание на музыкальность исполнения.
«Придумайте, что можно добавить, чтобы это же дви10и10ний выглядело немножко по-другому». Дети предлагают свои варианты, наиболее удачные из которых можно исполнить всем вместе с музыкой.
«Оказывается, в движение можно включить руки: то, раскрывать их в стороны, то закрывать на пояс». Показать движение (напевая мелодию): на каждые четыре пружинных полуприседания медленно открывает обе руки в стороны, на следующие четыре — так же медленно закрыть руки «на пояс». Дети повторяют движение вместе с педагогом, а затем без него, самостоятельно с музыкой.
4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 15
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Разучивание жеста «иди сюда» в ласковом характере:«Игра с куклой».
Провести «Игру с куклой» с инструментальным сопровождением; ведущим в игре можно выбрать ребенка, наиболее выразительно исполняющего жест; при передаче куклы другому ребенку можно попросить ведущего объяснить, «почему кукла подбежала именно к Ване (Тане; и др.), какими были его движения, голос».
Затем вновь выбранный ребенок танцует с куклой и становится ведущим при повторении игры.
3.Приставной шаг с полуприседанием: рус. Нар. Мелодия «Пойду ль, выйду ль я».
Показать приставной шаг (без приседания) по четыре в одну и другую стороны; руки поставлены на пояс, спина прямая; движение исполняется спокойно, неторопливо.
«А как смягчить это движение? Какой элемент можно добавить?» (Полуприседание.) В случае затруднения с ответом предложить детям (без музыки) попробовать самим выполнить этот шаг с полуприседанием (варианты: полуприседание на первом шаге — «припадание», на втором — приставной шаг с полуприседанием). Если дети самостоятельно покажут разные варианты движения, обратить на это общее внимание.
Дети с музыкой выполняют приставной шаг с полуприседанием (по возможности — в разных вариантах).
4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 16
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Знакомство с этюдом «Встретились», муз. Т. Ломовой.
— Предложить детям послушать музыку про то, как встретились два приятеля. «Музыка расскажет вам эту историю, только нужно очень внимательно прислушаться к ней, к музыкальным интонациям».
«Давайте, попробуем составить рассказ по этой музыке. Однажды Петя вышел погулять и увидел своего приятеля Мишу (эти или другие имена можно придумать вместе с детьми). Послушайте отрывок музыки и скажите: Петя позвал Мишу или прогнал? (Исполнить мелодию, соответствующую словам «иди сюда».) Да, позвал. А как вы догадались? Какое настроение в музыке? Как это выразить в движении? » (Дети показывают жест «иди сюда».) «А что в ответ сделал Миша? (Звучит мелодия 3—4 тактов.) Приблизился к Пете или удалился?» (Приблизился.) «А Петя?» (Мотив 5— 6 тактов.) «Правильно, опять позвал. А Миша?» (Мелодия 7—8 тактов.) «Верно, опять подбежал».
Предложить детям исполнить эту ситуацию в движе11и11 под музыку (1-я часть), с пропеванием слов. Задача: в движении определить план этюда, последовательность движений, побуждая детей внимательно прислушиваться к музыке и изменениям в ней.
3.Варианты приставного шага (в игровом взаимодействии партнеров): упр. «Платочек», рус. Нар. Мелодия «Пойду ль, выйду ль я», в обр. Т. Ломовой.
Спросить детей, каким движением можно выразить неторопливость, осторожность, если двигаться боком (приставным шагом) и как можно его смягчить (добавить полуприседание).
Вспомнить различные варианты приставного шага, выполнить их по отдельности, с музыкой.
— Предложить детям разделиться на пары и выполнить
игровое упражнение «Платочек»; предварительно раздать
платочки и показать, как с ними действовать.
4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»
(Прощание: помахать платочком.)
Занятие № 17
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Разучивание этюда «Встретились», муз. Т. Ломовой.
Предложить детям послушать знакомую музыку и сказать, «про что она».
Разделить детей на пары; вспомнить и повторить план этюда; педагог побуждает детей прислушиваться к музыке и точнее соотносить движения с ее мотивами.
Работать над выразительностью исполнения, обращая внимание на мягкость жеста, сопровождая его пропеванием слов «иди сюда», а также на мягкое, пружинное исполнение коротких пробежек, которые заканчиваются бесшумным прыжком на обе ноги. (В конце 1-й части дети берутся за руки.)
3.Закрепление вариантов приставного шага: упр. «Платочек», рус. Нар. Мелодия в обр. Т. Ломовой.
Вспомнить упражнение «Платочек»; при исполнении использовать различные варианты приставного шага (с полуприседанием и без него); обращать внимание на участие в движении не только ног, рук, но и корпуса, головы, а также мимики (любование платочком, мягкая улыбка к партнеру).
Предложить наиболее выразительным парам исполнителей «выступить» перед остальными детьми.
Повторить упражнение еще раз всем вместе.
4.Соединение движений в композиции танца «Веселые зайцы»
(Прощание: помахать платочком.)
Занятие № 18
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Знакомство с притопами в значениях утверждения,
важности: рус. Нар. Мелодия «Из-под дуба».
— Показать детям притоп одной ногой («подбоченившись», с «открытым» корпусом) и спросить их, какое настроение, по их мнению, можно выразить таким движением (утверждение, важность). В случае затруднения подсказать и еще раз показать движение, приговаривая: «Вот, как я умею! Я умею танцевать!»
— Дети пробуют выполнить притоп одной ногой (потом
другой).Обратить внимание на технику выполнения движения, положение корпуса, головы, побуждая детей выразить заданное настроение.
— Движение исполняется детьми под музыку.
3.Элементы сотворчества в этюде «Встретились», муз. Т. Ломовой.
Предложить детям исполнить этюд с музыкой (1-я часть), без пропевания, напомнив предварительно, что движения надо исполнять выразительно.
Выделить наиболее выразительных детей, отмечая качество их исполнения.
Дети повторно исполняют 1-ю часть этюда. По ее окончании (когда партнеры, подбежав друг к другу, берутся за обе руки) спросить: «А дальше?» — и продолжить 2-ю часть музыки. Дети должны сымпровизировать движение, выражающее радость встречи двух друзей. (Например, кружение в паре на подскоках.)
4.Отработка композиций танца «Веселые зайцы»
(Прощание — один из известных вариантов).
Занятие № 19
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Притопы в значениях подзадоривания и утверждения: рус. Нар. Мелодия в обр. Е. Тиличеевой; рус. Нар. Мелодия «Из-под дуба», обр. Н. Метлова.
Предложить детям вспомнить, какое настроение могут выражать притопы одной ногой. {Утверждение, важность.) Показать другие варианты притопов с этим же значением: поочередно то одной, то другой ногой; с разворотом колена. Дети пробуют исполнить их под музыку («Из-под дуба»), выражая заданное настроение.
«Притопы могут выражать не только уверенность, важность, но и подзадоривание». Показать детям (без музыки) притопывающий приставной шаг, исполняя его в обращении к кому-нибудь из детей и приговаривая: «Ну-ка, покажи, как ты умеешь танцевать». Дети пробуют исполнить движение с музыкой, направляясь от одной стены зала к противоположной.
3.Повторение этюда «Встретились», муз. Т. Ломовой.
Предложить всем детям исполнить этюд полностью (в парах).
Поочередное «выступление» пар исполнителей перед остальными детьми. «Зрители» оценивают «артистов», высказывая свои мнения об их исполнении.
4.Отработка композиций танца «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 20
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Знакомство с музыкой (венг. Нар. Мелодия «Чардаш») к этюду «Поссорились — помирились».
«Послушайте музыку про двух приятелей, и попытаетесь рассказать мне, что между ними произошло».
Дети под руководством педагога составляют сюжет танцевального этюда. Обратить внимание детей на выразительные интонации, побудить детей ассоциировать с этими интонациями определенные действия, жесты.
2. Варианты притопов в игровом взаимодействии партнеров: рус. Нар. Мелодия в обр. Е. Тиличеевой, рус. Нар. Мел. «Из-под дуба».
Предложить детям разбиться на пары и партнерам встать на значительном расстоянии друг от друга. Объяснить упражнение с помощью одной из пар. Один ребенок приближается к другому, двигаясь боком притопывающим приставным шагом, как бы подзадоривая партнера: «Покажи, как ты умеешь танцевать». Другой должен ответить на это плясовым движением, выражающим уверенность (притопы), как бы говоря: «Я умею танцевать! Вот, умею!»
Все дети пробуют исполнить упражнение в парном взаимодействии друг с другом, под музыку.
Предложить использовать разные варианты утверждающих притопов. Дети повторяют упражнение 2—3 раза подряд, меняясь ролями.
3.Отработка композиций танца «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 21
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Знакомство с притопами в значении гнева, рассерженности.
Вспомнить рассказ про кошку и птичку (см. занятие № 13). Предложить детям показать, как прогоняли кошку (жест «уходи»). «А каким движением еще можно прогнать?» (Топанием ног.) В случае затруднения с ответом показать движение детям. Подвести их к выводу, что притопы, кроме утверждения, уверенности, важности, могут еще выражать гнев, рассерженность.
Дети вместе с педагогом (без музыки) выполняют движения, приговаривая: «Уходи, кошка!» В движении они пытаются выразить гнев, используя при этом соответствующую мимику («сердитое лицо»).
3.Коллективное составление композиции этюда «Поссорились — помирились», венг. Нар. Мел. «Чардаш».
Прослушать с детьми музыку, после чего предложить им придумать по ней историю про двух приятелей. Повторно прослушать музыку по фрагментам, обращая внимание детей на ее характер, смену настроений, на отдельные музыкальные интонации, которым могут соответствовать уже известные детям по обучению жесты («иди сюда», «уходи», «не надо», приближения на зов, согласия и др.). На основании музыки построить сюжет этюда в виде образного рассказа.
По ходу разучивания этюда напомнить детям, что смотреть надо на того, к кому обращаешься с жестом, а также побудить их точно соотносить движения с музыкальными интонациями, фразами.
4.Отработка композиций танца «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 22
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Разучивание этюда «Поссорились — помирились», венг. Нар. Мел.
Предложить детям послушать музыку, вспомнить, о чем она рассказывает, и показать это в движениях, т. Е. восстановить композицию этюда.
Разучивать этюд; побуждать детей к музыкальности движений и выразительности взаимодействия между собой.
Лучшие пары исполнителей «выступают» по очереди. Обратить общее внимание на выразительность пластики и мимики «артистов» и предложить «зрителям» высказывать свои мнения на этот счет. Этюд исполняется повторно всеми детьми (попарно).
3.Знакомство с жестами ласки и плача: упр. «Ласка» муз.Ф. Миллера.
— «Однажды маленький зайчонок вышел погулять. У
него было очень хорошее настроение. Он увидел на полянке
красивые незабудки и стал собирать букет, чтобы подарить маме. И вдруг, откуда ни возьмись, появился Волчонок на велосипеде. Увидев Зайчонка, он из озорства направил свой велосипед прямо на малыша. Зайка еле успел отскочить в сторону. А когда поднялся, Волчонка и след простыл. Посмотрел Зайка: его красивый букет рассыпался, цветы помяты. И так ему стало обидно, что он… Что сделал? (Заплакал.) А как он заплакал, покажите? (Дети закрывают лицо руками.) А теперь я буду зайчиком. Посмотрите, как зайка заплакал». Педагог ладонями закрывает свое лицо, опустив голову и вздрагивая плечами, будто от всхлипываний.
«А что надо сделать, чтобы зайка перестал плакать? (Пожалеть.) А как? Каким движением можно пожалеть? ». (Погладить по плечу, по голове.) Предложить кому-либо из детей пожалеть зайчика, а самой исполнить роль «обиженной».
Дети делятся на пары и пытаются выполнить упражнение во взаимодействии друг с другом сначала без музыки, затем с инструментальным сопровождением.
4.Постановка танца «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 23
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Освоение жестов ласки и плача: упр. «Ласка», муз. Ф. Миллера.
Предложить детям вспомнить жесты и исполнить их сначала без музыки; обратить внимание на то, что движение руки должно быть мягким, прикосновение ласковым, объясняет, какими должны быть положения корпуса, головы у «жалеющего», у «обиженного».
Дети выполняют упражнение под музыку. Работа над музыкальностью исполнения жестов.
3.Знакомство с притопами в значении упрямства: этюд
«Заупрямился», рус. Нар. Мел. «Я рассею свое горе».
Предложить детям вспомнить, какие настроения можно выразить притопами. (Уверенность, важность; гнев.) «А еще притопы могут выражать упрямство. Что значит упрямиться?» (Не слушать других, делать по-своему.) Показать притопы, выполняя их одной ногой с «закрытым» корпусом и соответствующими движениями рук, кисти которых сжаты в кулаки.
Дети пытаются выполнить движение с музыкой (средняя часть). Обратить общее внимание на самых выразительных исполнителей.
Рассказать детям сюжет этюда (как несколько «нянек» уговаривают одного «упрямца»). Предлагает послушать музыку и сказать, где звучит «подход няньки», а где — «отпор упрямца».
4.Постановка танца «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 24
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Разучивание этюда «Заупрямился» с элементами импровизации: рус. Нар. Мел. «Я рассею свое горе».
Предложить детям послушать музыку и вспомнить, какую историю в движениях под нее можно показать. Распределить роли, выбрав на роль «упрямца» одного из самых выразительных детей.
Дети исполняют этюд. Предложить использовать различные виды притопов (в случае необходимости может подсказать некоторые их варианты) и побудить детей выразить с их помощью разные настроения (гнев, поддразнивание, укор и т. П.); работа над способами выразительного исполнения роли «упрямца».
Этюд выполняется несколько раз со сменой ролей.
4. Повторение жестов ласки и плача: упр. «Ласка» Ф. Миллер.
— Повторить упражнение, обращая внимание на выразительность и музыкальность исполнения.
5.Постановка танца «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 25
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Знакомство с этюдом «Пожалели», муз. А. Гречанинова.
Предложить детям послушать музыку («Жалоба») и спросить, о чем она может рассказывать; кратко поговорить о ее характере {грустный, просящий, жалобный) и отдельных «всхлипывающих» интонациях. Прослушать другую музыку («Материнские ласки») и коротко поговорить о ее ласковом, уговаривающем, успокаивающем характере.
Предложить детям придумать сюжет этюда (кто жалуется, почему; кто его успокаивает и т. П.), а затем показать это в движениях под музыку.
Побуждать детей к использованию не только знакомых способов выражения жалобы и ласки, но и других, которые они могут почерпнуть из собственного опыта и наблюдений аналогичных жизненных ситуаций.
3.Повторение этюда «Заупрямился», рус. Нар. Мел. «Я рассею свое горе».
Повторить этюд, используя разновидности притопов, исполняя их с различным настроением; работа над выразительностью и музыкальностью исполнения.
Предложить детям закончить этюд так, чтобы «упрямец» перестал упрямиться. «Каким должно быть отношение к человеку, чтобы он смягчился, перестал упрямиться? Что нужно сделать?» (Приласкать.) Предложить нескольким детям исполнить этот вариант «подхода» с музыкой.
Повторить этюд со сменой ролей.
4.Постановка танца «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 26
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Сравнение выразительных значений плясовых движений с элементами «каблучков» и «носочков»: рус. Нар. Мелодия в обр. Е. Туманян.
Поставить ногу (вперед) на носок, обратить внимание детей на то, что «острый носок» придает движению изящество, легкость (вся поза тоже выражает изящество). Поставив ногу на пятку, спросить детей, какое настроение, по их мнению, может выражать «задорный носок». (Задор, задиристость, важность, зазнайство.)
«Если шаг выполнить с носка, каким будет этот шаг: изящным или задорным, важным?» (Изящным.) В случае затруднения с ответом показать движение без музыки. «А если шаг — с пятки?» (Важным.) Тоже показать движение (при этом корпус можно слегка откинуть назад, руки сложить за спиной или поставить на пояс).
Дети с музыкой исполняют важный шаг (1-я часть) и изящный шаг (2-я ч.).
2. Повторение этюда «Пожалели», муз. А. Гречанинова.
Предложить детям вспомнить, какими движениями, жестами можно выразить жалобу и ласку (участие). В случае необходимости подсказать им некоторые варианты таких движений.
Под музыку дети исполняют этюд; работа над выразительностью и музыкальностью исполнения.
3.Отработка танца «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 27
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Знакомство с жестами клича и прислушивания (к звукам пространства): упр. «А-у!», муз. А. Гречанинова.
Показать детям жесты и спросить, что эти жесты могут выражать. В случае затруднения можно подсказать ответ, повторив жест клича с протяжным произнесением слова «а-у!»
Предложить исполнять попеременно то жест клича, протягивая голосом слово «а-у!» (при этом добиваться, чтобы голоса детей звучали звонко), то жест прислушивания. Обратить внимание детей на то, что при чередовании жестов положения рук и корпуса остаются почти неизменными, и только голова поворачивается то в сторону (при прислушивании), то в прямое положение (при кличе).
— Вместе с детьми (без инструментального сопровождения) исполнить жест клича с пропеванием слова «а-у!», чередуя его с жестом (молчаливого) прислушивания.
3.Продолжение знакомства с плясовыми движениями, включающими элементы «каблучков» и «носочков»: рус. Нар. Мелодия в обр. Е.Туманян; «Шарманка», муз. Д. Шостаковича; «Полянка», обр. Н. Метлова.
— Исполнить фрагменты 1-й и 2-й частей рус. Нар. Мелодии (в обр. Е. Туманян) и спросить детей, под какую из этих частей можно исполнить важный шаг с пятки, а под какую—шаг с носка (или на низких полупальцах). Предложить детям исполнить разновидности шага с музыкой.
Показать детям поочередное выставление на носок то одной ноги, то другой, спросив их, какой характер выражается в таком движении. (Изящный.) «А что нужно изменить в движении, чтобы у него стал задорный характер? » (Поставить ногу на пятку.) Предложить детям послушать фрагменты музыки («Полянка» и «Шарманка») и определить, какая из них подходит для задорного движения, а какая — для изящного.
Дети исполняют движения под музыку, передавая определенный характер (при задорном движении корпус прямой, немного откинут назад, руки «на пояс»; при изящном — корпус прямой, девочки могут взяться за юбочки).
4.Отработка танца «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 28
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Разучивание жестов клича и прислушивания: упр. «А-у!», муз.А.Гречанинова.
- Повторить жест клича с пропеванием слова «а-у!», чередуя его с жестом прислушивания. Используя образный рассказ о детях, заблудившихся в лесу, побуждать воспитанников к более выразительному исполнению.
«Оказывается, эту историю можно рассказать в движениях под музыку». Дети, послушав музыку, определяют (с помощью педагога), каким интонациям может соответствовать жест клича, а каким — жест прислушивания (исполняемого после короткой, легкой пробежки).
Дети исполняют упражнение с музыкой (и с пропеванием слова «а-у!»).
2. Варьирование движений с элементами «каблучка» и «носочка»: «Ковырялочка», рус. Нар. Мел. В обр. Е. Тиличеевой.
«Мы с вами уже знакомы с плясовыми движениями, где есть «каблучок» или «носочек». Сегодня я покажу вам движения, где есть оба этих элемента». Показать «ковырялочку» без перетопа: ставит ногу то на носок, то на пятку, выполняя это движение несколько раз подряд (без музыки, в спокойном темпе), — можно в разных вариантах. Предложить детям подумать, какой характер выражает движение. (И изящество, и задор, и юмор, «подковыривание».) Сообщить название.
Под музыку дети исполняют движение (сначала одной ногой, потом другой). Подсказать, что в варианте с разворотом колена из «открытого» положения в «закрытое» и обратно можно использовать легкий разворот корпуса, и поставив руки на пояс, и повороты головы, как при любовании сапожком то с одной стороны, то с другой.
Побуждать детей к варьированию, изменению движения, добавлению к нему дополнительных элементов (движений рук, перетопа, прыжка и пр.). В случае необходимости можно подсказать словом или показать движение.
3.Отработка танца «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 29
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Повторение жестов клича и прислушивания: упр.«А-у!», муз. А. Гречанинова.
Дети повторяют упражнение с музыкой и пропеванием слова «а-у!»
Исполнение упражнение с музыкой без пропевания. Закрепление способов выразительного и музыкального исполнения жестов; обратить общее внимание на лучших исполнителей, отметить успехи других детей.
3.Варьирование движений с элементом «носочка»: «Шарманка», муз. Д. Шостаковича.
Прослушать музыку и спросить, какое движение под нее можно исполнить: с элементом «носочка» или «каблучка». Повторить выставление ноги на носок вперед (с музыкой),
Предложить детям изменить движение, исполнить его по иному. Последовательно подводить к использованию приемов варьирования: поочередное выставление ног на носок не только вперед, но и в стороны (при этом руки могут быть в положениях «на пояс», «за юбочку», «за спину»). В поиске вариантов движения детям можно помогать вопросами: «Как смягчить движение?» (Добавить полуприседание.) «Как придать движению веселый характер?» (Исполнить его на прыжке: выбрасывание ног вперед, подбивание ног из стороны в сторону.) При этом следить, чтобы стопы не были вялыми; носок должен быть вытянутым, «острым».
4.Сотворчество детей и педагога в свободной пляске:
запись ( лучше подвижно-лирического характера).
Танцевать вместе с детьми, используя различные движения (показанные на занятии) и побуждать дошкольников подражать своему образцу.
Дети пляшут самостоятельно. Побуждать их прислушиваться к музыке и использовать различные движения, меняя их в соответствии с изменениями в музыке. (Руки могут быть на поясе, поочередно раскрываться в стороны). В поиске вариантов движения можно помочь детям вопросами: «Как смягчить движение?» (Добавить полуприседание.) «Как придать ему веселый характер?» (Исполнить на прыжке: выбрасывание ног вперед, подбивание из стороны в сторону и др.) При этом следить, чтобы стопа не расслаблялась, «носок должен задорно смотреть вверх».
5.Отработка танца «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 30
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Разучивание жестов шептания и прислушивания: упр.
«Пошепчемся», латв. Нар. Полька (варианты 1 и 2).
Вспомнить и повторить игру-упражнение (вариант 2). Обратить внимание детей: при тихом, как бы «бормочущем», звучании музыки выполняется «шепот», на громкое ее звучание Петрушка «перебегает» от одного ребенка к другому; нужно внимательно вслушиваться в музыку, чтобы быть готовым выслушать секрет Петрушки.
«А теперь Петрушка хочет послушать ваши секреты». Объяснить 1-й вариант упражнения, обращая внимание детей на то, как следует выполнять жест шептания, и на то, что важно вслушиваться в музыку и быть готовым прошептать Петрушке свой «секрет».
3. Варьирование плясовых движений с элементом «каблучка»: рус. Нар. Мелодия «Полянка», обр. Н. Мет лова.
— Вспомнить и повторить с музыкой известные варианты с «каблучками».
- Спросить детей, что получится, если вместо полуприседания с «каблучками» исполнить глубокое приседание с тем же элементом. (Присядка.) Дети пробуют выполнить движения. «Какое настроение может выражать присядка?» (Ловкость, веселую задорную удаль.)
— Обратить внимание детей на способы исполнения присядки и показать их (прямая спина; при приседании опора на полупальцы обеих ног и разведение колен в стороны; руки на пояс).
4.Сотворчество детей и педагога в свободной пляске:
Запись.
Танцевать вместе с детьми, побуждая их использовать различные движения (с элементами «носочков», «каблучков», приседаний, прыжков, с различными положениями и движениями рук, поворотами корпуса).
Дети импровизируют пляску самостоятельно. Можно предложить им использовать платочки, плясать не только по одному, но и парами (но не увлекаться кружением в парах). Подсказать, что кружение можно использовать в конце пляски и закончить ее поклоном.
5.Отработка танца «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 31
(Приветствие.)
1.Разминка.
2.Повторение жестов шептания и прислушивания: упр.«Пошепчемся», латв. Нар. Полька.
Повторить упражнение, исполняя его то в одном, то в другом варианте. Отметить выразительность детей, обращая на это внимание остальных, побуждая их к более выразительному исполнению.
«Петрушка хочет немного передохнуть и посмотреть, как мы играем без него». Упражнение повторяется без игрушки. В пляске (при смене ведущих) побуждать детей использовать разные известные им движения и придумывать новые.
3.Разучивание и повторение плясовых движений со сменой «открытых» и «закрытых» положений ног: «гармошка» рус. Нар. Мел. «Камаринская», обр. Е. Тиличеевой; притопы — рус. Нар. Мел. «Из-под дуба», обр. Н. Метлова; «ковырялочка» — рус. Нар. Мел., обр. Е. Тиличеевой.
«В народном танце есть движения, которые выражают юмор, добрую шутку. Это получается потому, что ноги поворачиваются коленями то внутрь, то наружу». При этом без музыки показать элемент «гармошки»: то, слег20и приседая, поворачивает стопы носками внутрь, то, «вырастая», разворачивает их носками наружу (пятки вместе); руки «на пояс ».
Дети пробуют исполнить это движение сначала без музыки, а затем с музыкой.
Предложить детям вспомнить и повторить (с музыкой) уже известные им движения со сменой «открытых» и «закрытых» положений ног: притопы с разворотом колена — «ковырялочка», а также попытаться придумать другие аналогичные движения.
4.Отработка танца «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 32
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Составление и разучивание композиции этюда «Секрет».
Предложить детям послушать музыку. После слушания провести краткую беседу о характере музыки. При этом он побуждать детей обратить внимание на отдельные музыкальные интонации и соотнести с ними определенные жесты из числа известных (шептания, прислушивания, «тихо») и движения (осторожный шаг и бег). На этой основе дети (под руководством педагога) составляют короткий сюжет— план этюда.
Под руководством педагога дети выстраивают последовательность движений, соотнося их с музыкой.
Отрабатывать музыкальность исполнения жестов шептания и прислушивания (1—8 такты). Закреплять способы выразительного исполнения этих жестов, в том числе выполнение их партнерами на выпаде навстречу друг другу.
3.Освоение способов исполнения «гармошки»: рус. Нар. Мел. «Камаринская», обр. Е. Тиличеевой.
Без музыки показать детям, как выполняется перекат стоп (без разворота): а) левая стопа опирается на пятку (носок чуть приподнят над полом), правая — на полупальцы (пятка чуть приподнята над полом); б) перекатом положение меняется на противоположное (левая опирается на полупальцы, правая — на пятку); в) перекатом положение меняется на первоначальное и т. Д. Это же упражнение выполнить с разворотом стоп (см. «Гармошка» — п. 2, п. 3).
Без музыки дети осваивают выполнение «гармошки» в спокойном темпе.
«Гармошка» исполняется в спокойном темпе под музыку.
4.Отработка танца «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 33
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Разучивание этюда «Секрет».
— Вспомнить и повторить с инструментальным сопровождением первую половину этюда (1—8 такты).
- Отрабатывать музыкальность и выразительность исполнения движений второй половины этюда (9—16 такты): осторожного бега с остановками, осторожного шага и быстрого мелкого бега, оканчивающегося жестом «тихо».
— Повторить этюд от начала до конца, закрепляя точное соотнесение движений с определенными музыкальными интонациями.
Разучивание плясового движения «гармошка»: рус. Нар. Мел. «Камаринсткая, обр. Е. Тиличеевой.
Повторить движение с музыкой, исполняя его в спокойном темпе то в одну, то в другую стороны.
Исполнить «гармошку», добавляя движения рук, плеч, головы, стараясь передать юмор, шутливое настроение; использовать при этом соответствующую мимику.
Сотворчество детей в пляске.
Танцуя все вместе, дети импровизируют различные плясовые движения.
Предложить детям использовать различные движения и их варианты, в том числе — поклоны, повороты; напомнить, что кружение лучше использовать в конце пляски. В паузах между повторными попытками исполнения отметить удачные находки детей. В случае необходимости можно включиться в совместную импровизацию, собственным образцом побуждать детей к танцевальному взаимодействию.
3.Отработка танца «Веселые зайцы»
(Прощание.)
Занятие № 34
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Повторение этюда «Секрет».
Повторить этюд, отрабатывая выразительность и музыкальность его исполнения.
Предложить лучшим парам исполнителей «выступить» перед остальными детьми, побуждая «зрителей» высказывать свои впечатления о выразительности и музыкальности движений «артистов».
3.Свободная импровизация в пляске.
Перед началом можно вспомнить вместе с детьми, какие плясовые движения им известны, предложить на основе этих движений придумывать новые, напомнить, что надо танцевать «всем телом».
Дети импровизируют в пляске; в паузах педагог отмечает удачные находки движений, выразительность исполнения детей.
3.Разучивание движений танца «Вальс»
(Прощание.)
Занятие № 35
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Составление и разучивание композиции этюда «Осторожнее — смелее», муз. А. Черняковой.
— Предложить детям послушать музыку. После слушания рассказать историю, которую «услышала в музыке»: «В одном доме жили мыши. Часто они выбирались из своей норки, чтобы поискать пропитания. Но мыши знали, что в доме живет кот. И поэтому, выбираясь из своего домика, они двигались тихо, осторожно, чтобы кот их не услышал. Впереди мышей всегда двигался предводитель, у которого были особо чуткие уши; он все время прислушивался к шорохам в доме. И когда он убеждался, что кота поблизости нет, он подавал мышам знак, и те начинали шумно веселиться. Но вот послышались чьи-то шаги! Почуяв опасность, мыши разбежались в разные стороны и потом собрались в своей норке». Дети повторно слушают музыку по фрагментам и пытаются (под руководством педагога) соотнести их с определенными эпизодами сюжета.
С помощью педагога дети составляют композицию этюда. При этом можно помочь им вопросами: «Каким движениями вожак может остановить мышей?» (Жест «не надо».) «Какой знак он подает, чтобы сказать, что можно идти дальше?» (Жест «иди сюда».) и т. п. Выстраивается последовательность движений, которые соотносятся с музыкальными интонациями и фрагментами.
Дети исполняют под музыку (1—10 такты) 1-ю часть этюда. Работа над выразительностью и музыкальностью движений.
3.Разучивание движений танца «Вальс»
(Прощание.)
Занятие № 36
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Разучивание этюда «Осторожнее — смелее», муз. А. Черняковой.
— Повторить первую часть этюда под музыку (1—10 такт). Определить последовательность движений завершающей части этюда и исполнить, ее под музыку (19—24 такты); обратить внимание: «испуганную беготню» врассыпную дети должны закончить, собравшись в одном месте («норке»), это надо сделать точно с окончанием музыки.
Исполнить этюд полностью, включив фрагменты импровизационной пляски. Закрепить приемы музыкального и выразительного исполнения.
3.Разучивание движений танца «Вальс»
(Прощание.)
Занятие № 37
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Составление и разучивание композиции этюда «Громко — шепотом», муз. А. Черняковой.
Дети слушают музыку (сначала целиком, потом по фрагментам) и под руководством педагога составляют сюжет этюда.
Определить последовательность движений, соотнося их с музыкальными интонациями, фрагментами. Особо обратить внимание на точность музыкального исполнения «оклика» и оборачивания на него.
Дети исполняют этюд сначала по фрагментам: 1—8; 9— 16 и 17—23 такты. Работа над музыкальностью и выразительностью движений. Затем этюд исполняется полностью.
3.Разучивание движений танца «Вальс»
(Прощание.)
Занятие № 38
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Разучивание этюда «Громко — шепотом», муз. А. Черняковой.
— Вспомнить композицию этюда, исполнить его полностью под музыку. Отрабатывать и закреплять приемы музыкального и выразительного исполнения.
— Предложить детям посмотреть, как исполняют этюд
лучшие пары, и высказать свои впечатления. Все желающие
по очереди «выступают перед зрителями».
3. Разучивание движений танца «Вальс»
(Прощание.)
Занятие № 39
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Составление и разучивание композиции танца «Приятели», муз. Г. Шайдуловой.
Дети слушают музыку и придумывают сюжет — план танца.
Определяется последовательность движений и их соотнесение с музыкой. Педагог предоставляет детям максимальную возможность в высказывании своих предложений, которые обсуждаются сообща. Можно подсказать детям, на что нужно обратить внимание при отборе движений в композицию (соответствие сюжету, музыке).
Разучивание танца по фрагментам: 1—5; 6—9 такты; затем 10—15 и 16—27. Обращать внимание на точность соотнесения жестов и движений с музыкальными интонациями; работа над выразительностью игрового взаимодействия партнеров.
3. Соединение разученных движений в композицию танца «Вальс»
(Прощание.)
Занятие № 40
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Разучивание танца «Приятели», муз. Г. Шайдуловой.
Повторить отдельные моменты танца; вызывающие затруднения.
Исполнить этюд от начала до конца, продолжая отрабатывать и закреплять приемы музыкального и выразительного исполнения движений и композиции в целом.
— «Выступление перед зрителями» лучших пар исполнителей, а также всех желающих — по очереди.
3. Соединение разученных движений в композицию танца «Вальс»
(Прощание.)
Занятие № 41
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Составление композиции этюда «Сорвем одуванчик»,муз. И. Энской.
Сообщив название музыкального произведения, прослушивают его. Дети придумывают сюжет, соотнося его эпизоды с определенными фрагментами музы24и.
Определить последовательность эпизодов этюда, обратив особое внимание на среднюю его часть, точное соотнесение в ней движений с музыкальными интонациями.
Исполнение этюда по фрагментам; побуждать детей к импровизации в первой и последней частях; в средней части поработать над точностью изобразительных движений: любование цветком, нюхание его, срывание его и др.
3. Соединение разученных движений в композицию танца «Вальс»
(Прощание.)
Занятие № 42
(Приветствие.)
1. Разминка.
2. Повторение этюда «Сорвем одуванчик», муз. И. Энской.
Исполнить полностью этюд, продолжая отрабатывать и закреплять приемы выразительного и музыкального исполнения.
Побуждать детей в первой и последней частях импровизировать движения по-своему, не повторяя друг друга. Желающие по очереди выступают перед остальными детьми.
3. Соединение разученных движений в композицию танца «Вальс»
(Прощание.)
10