СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование творчества у детей на уроках по хореографии

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия с использованием творческих заданий на уроках хореографии

Просмотр содержимого документа
«Формирование творчества у детей на уроках по хореографии»


«Формирование творчества у детей на уроках ритмики».

Занятие № 1

(Словесное приветствие.)

«Все люди говорят словами. Читают ли вам сказку или вы рассказываете стихотворение — все это на языке слов. Сейчас я тоже говорю с вами на языке слов. Но оказывается, «рассказывать» можно не только словами, но и движения­ми. Движениями можно выражать мысли, желания, настро­ения. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попытайтесь отга­дать, что я хочу выразить движением».

  1. Поклон-приветствие

  • Показать движение, выяснить его смысл, выучить с детьми более простой его вариант — поклон головой

  • «Поклон может означать не только приветствие, но и прощание. Наши занятия мы будем начинать поклоном в знак приветствия и заканчивать поклоном в знак прощания».

2.Разминка.

3.«Закрытый» и «открытый» корпус

— «Угадайте, каким может быть настроение, если движе­ние исполняется вот так? » Без музыки показать осторожныйшаге «закрытым» корпусом. «А теперь какое настроение?» Без музыки показать бодрый шаг с «открытым» корпусом. Дети должны словесно определить настроение, характер движения. Затем последовательно показать «закры­тую» и «открытую» позы и предложить детям, сравнив их, определить, в чем их отличие (в положении плеч, спины, головы).

— «А теперь сами попытайтесь выразить в движении под музыку настороженное и бодрое настроение. Музыка подска­1и1н вам, когда нужно двигаться осторожно, а когда бодро, радостно». Дети выполняют движение под музыку: «Марш» И. Берковича .

4.Сотворчество.

  • «Как вы думаете, какое теперь у меня настроение, что мне хочется делать? » Без музыки: встать в «открытую» позу, подбоченившись (ноги вместе) и, слегка пружиня в коленях, поворачивать корпус из стороны в сторону; на лице — выра­жение радости. Дети должны определить: веселое настрое­ние и желание поплясать.

  • Под запись (плясовая) дети пляшут, кто как хочет, пытаясь передать в движении весе­лое настроение.

5.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»

Прощание. (поклон головой )


Занятие № 2

(Приветствие: поклон головой.)

1. Разминка

2. Знакомство с жестами «прошу» и «не надо» в контрас­тном сопоставлении (см. «открытая» ладонь» (п. 3); «отсебя» повернуть ладонь» ).

  • Показать жесты и объяснить их значения.

  • Объяснить технику выполнения при смене положений ладони; из горизонтального (ладонью вверх) в вертикальное (ладонью «от себя»).

  • Дети пробуют выполнять жесты с проговариванием слов, включая в движение корпус (качание вперед-назад); обратить внимание на характер интонаций: ласковый (в просьбе), решительный (при отказе), их соотнесение с мими­ческой выразительностью.

  • Упражнение «Прошу—не надо!» выполняется с пропеванием (без инструментального сопровождения); обратить внимание на включение в движение корпуса и качаний с ноги на ногу вперед-назад.

«В этом упражнении, кроме разворотов кисти, что я еще делаю?.. Правильно, качаюсь с ноги на ногу вперед-назад. А еще можно качаться из стороны в сторону».

3.Качание из стороны в сторону: упр. «Баю-бай», муз. Н. Римского-Корсакова.

  • Показать детям укачивание (воображаемой) куклы ко сну. «Что это может значить, о чем «рассказывает» движе­ние? Верно, как будто я укачиваю куклу. А какая музыка подходит для этого?» (Колыбельная.)

  • Прослушать музыку и спросить детей, можно ли использовать ее для колыбельной (краткий ана­2и2 характера музыки).

  • Раздать куклы; дети укачивают их под музыку.

  • (Без музыки) осторожно подойти к стульчикам и поло­жить «спящих» кукол на них так, «чтобы не разбудить».

  1. Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»

(Прощание: поклон головой.)

Занятие № 3

(Приветствие: поздороваться словом, дети отвечают кивком головы.)

1. Разминка.

2. Разучивание жестов «прошу» и «не надо»: упр. «Про­шу— не надо!»

  • Показать детям жест «прошу» и спросить их, что он означает. Спросить у детей, с каким еще жестом познакоми­лись на прошлом занятии (жестом «не надо») и как он вы­полняется: «Когда мы хотим от чего-то отказаться, как это можно выразить в движении?»

  • Повторить упражнение «Прошу—не надо» с пропеванием слов (без инструментального сопровождения); обратить внимание на выразительность интонаций, жестов, мимики.

  • Поучить это же упражнение с инструментальным со­провождением и пропеванием слов.

3.Качание из стороны в сторону: упр. «Баю-бай», муз. Н. Римского-Корсакова.

  • Послушать музыку и спросить детей, о чем она «рассказывает», что делали под эту музыку на про­шлом занятии. (Укачивали кукол.)

  • Предложить детям представить, что на руках у каждо­го лежит кукла, которую надо укачать. Обратить внимание на то, что взгляд каждого ребенка должен быть направлен на лицо воображаемой куклы («чтобы видеть, засыпает она или нет »), а также на то, что качания с ноги на ногу должны быть мягкими, без толчков («чтобы не разбудить куклу»); после чего «уложить куклу в кроватку». (Подойти тихо к стульчикам и положить на них «спящих» кукол.)

  • Подозвать детей к себе (очень тихим голосом), чтобы дети мягким, неслышным шагом подошли (при этом использовать жест «тихо» — см. «указательный па­лец прижать к губам»).

4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»

(Прощание: педагог — словом, дети — кивком головы.)

Занятие № 4

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Разучивание жеста «прошу» в ласковом, мягком ха­рактере: упр. «Просьба», муз. Ж. Арманд.

  • Дети слушают музыкальное произведение и, основы­ваясь на кратком анализе характера музыки, пытаются оп­ределить, какой из двух жестов («прошу» или «не надо») можно исполнить под эту музыку.

  • Знакомство с упражнением «Просьба»: объяснить его содержание; разделить детей на пары; раздать игрушки; про­вести первичное освоение упражнения детьми (без музыки).

  • Разучивание упражнения с инструментальным сопро­вождением; обратить внимание: жест должен быть мягким, ласковым; корпус, голова участвуют в общем движении; взгляд направлен на партнера и выражает ласковую просьбу.

3.Качание из стороны в сторону: упр. «Ветерок — ветер», муз. Л. Бетховена.

  • Предложить детям самостоятельно двигаться под му­зыку (Л. Бетховена); если в свободных движениях детей бу­дут видны элементы качания, обратить на это общее внима­ние.

  • «Мы уже знаем, что качанием можно изображать уба­юкивание ко сну. Но оказывается, качанием можно изобра­жать и другое, например, то, как под ветром раскачиваются деревья. Представьте, что каждый из вас (назвать детей по именам) превратился в дерево: ноги стали корнями и не от­рываются от земли; руки — ветвями. И вот подул ветер, и ветви деревьев начали раскачиваться». Звучит музыка; дети сами (без показа педагога) пытаются найти пластический образ.

  • Если самостоятельная попытка детей оказалась неудач­ной, надо показать движение без музыки. Обратить их вни­мание: музыка меняется (звучит то тихо, умиротворенно, то громко, с порывом), значит, и движение должно меняться соответственно: ветви, стволы деревьев качаются то спокой­ней, то сильнее.

  • Дети самостоятельно исполняют упражнение «Ветерок — ветер» под музыку; обратить внимание: корпус участвует в движении; мягкие руки («живые ветви») и кисти («лис­точки»); взгляд направлен на кисти рук.

4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»

(Прощание.)

Занятие № 5

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Закрепление жеста «прошу» в ласковом характере: упр. «Просьба», муз. Ж. Арманд.

— Повторить упражнение, обращая внимание на то, что
нужно потянуться корпусом за рукой, взгляд направлен на
партнера и выражает ласковую просьбу.

— Дети исполняют упражнение, меняясь ролями: то один
росит игрушку, то другой.

3.Качание из стороны в сторону: этюд «Игра с водой», уз. Ф. Шуберта.

— Дети слушают «музыку. Спросить у них, о чем может
рассказывать эта музыка; выслушать их предположения.

— «Послушайте, какую сказку рассказала мне эта музыка. И знаете, участниками этой сказки можем стать мы с вами». Предложить детям встать врассыпную по всему залу, лицом к педагогу. «Однажды погожим утром мы пошли гулять. Солнце светит». (Поднять лицо вверх, слегка зажму­рив глаза.) «Почувствуйте на лице тепло солнечных лучей. Воздух свежий» (вздохнуть полной грудью). «Но становит­ся все жарче» (начать обмахиваться руками) «И вот мы вышли на берег реки. Подошли к краю берега» (сделать несколько шагов вперед). «Опустились на колени и погрузили руки в воду. Почувствуйте, какая прохладная, приятная вода, она струится, журчит между пальцами, так и хочется с ней поиграть…»

— Звучит 1-я часть музыки; исполнить вместе с музыкой 1-ю часть этюда «Игра с водой»; обратить внимание на мягкость рук, «отстающее» движение кистей, направленность взгляда на руки, соотнесение движений с музыкой. В качестве приема можно предложить детям послушать музыку с закрытыми глазами и представить, когда руки, «опущенные в воду», двигаются из стороны в сторону, когда они, «зачер­пнув воды», поднимаются вверх перед собой, когда «подбра­сывают воду в воздух» и когда опускаются вниз.

— Дети пытаются самостоятельно выполнить 1-ю часть
этюда под музыку.

4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»

(Прощание.)


Занятие № 6

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Качание из стороны в сторону: этюд «Игра с водой»,
муз. Ф. Шуберта.

  • Разучивание 1-й части этюда в первом варианте: водить руками перед собой из стороны в сторону.

  • Спросить детей, можно ли по-другому «поиграть с во­дой», чтобы руки двигались иначе; в случае затруднения с ответом предложить вариант: скрещивать руки внизу, перед собой, и разводить в стороны.

  • Дети исполняют 1-ю часть этюда; обратить внимание на выразительность, мягкость движений рук, направлен­ность взгляда на руки, общую «погруженность» исполните­лей в воображаемую ситуацию.

3.Жест «прошу» в плясовой жестикуляции рук: компо­зиция «Прошу», рус. Нар. Мелодия.

  • «Мы с вами познакомились с жестом «прошу», испол­няли его под музыку, в игре. В русском народном танце этот жест тоже используется, но несколько своеобразно, танце­вально». Показать композицию движений для рук («Про­шу») под музыку.

  • Разучить композицию движений, обращая внимание на мягкость рук, движение «всем телом», выражение лица.

4.Поклон («благодарность») в конце плясовой импрови­зации.

  • «Движение руки, как в жесте «прошу» (показать: «от сердца» вперед и вниз перед собой), может использоваться в поклоне. Что может значить поклон? (Прощание, привет­ствие, просьбу.) А еще поклоном можно заканчивать пляс­ку в знак благодарности зрителям за внимание».

  • Предложить детям исполнить плясовую импровизацию («поплясать, как хочется») с обязательным поклоном в кон­це пляски (плясовая ). Сначала дети выполняют задание в сотворчестве с педагогом, а затем са­мостоятельно; обратить их внимание на то, что поклон надо исполнять вместе с окончанием музыки, поэтому важно су­меть заранее почувствовать, когда музыка закончится.

5.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»

(Прощание поклоном.)

Занятие № 7

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Жест «прошу» в плясовой жестикуляции рук: компо­зиция «Прошу», рус. Нар. Мелодия.

— Повторить и закрепить движения композиции, обра­щая внимание на выразительную пластику рук, мягкое, доб­рожелательное выражение лица, общий спокойный, лири­ческий характер исполнения.

3.Качание из стороны в сторону: упр. « Игра с водой », муз. Ф. Шуберта.

  • Повторить 1-ю часть этюда, предложив детям исполь­зовать разные варианты движений рук «по воде»; закрепить приемы выразительного исполнения.

  • «У этой игры есть продолжение. Сейчас музыка зазву­чит по-другому; попытайтесь и вы по-другому поиграть с водой, придумать иные движения. Может быть, в этом вам поможет воспоминание о том, как вы играли с водой на са­мом деле. И, конечно, подскажет музыка, если к ней внима­тельно прислушиваться». Звучит 2-я часть музыки; дети са­мостоятельно ищут выразительные движения.

— Если у кого-то из детей есть интересные находки, соот­ветствующие характеру музыки, обратить на это общее вни­мание; если дети не могут ничего придумать, под­ключиться к общему исполнению под музыку и показывает 2-ю часть этюда.

— Дети осваивают 2-ю часть этюда (с музыкальным со­
провождением); обратить внимание на выполнение сильных размашистых движений рук («брызгание»); веселый харак­тер загораживающего жеста («не надо»), мягкие, «шлепаю­щие» движения кистей «по поверхности воды»; соответствие этим движениям выражений лица.

4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»

(Прощание.)

Занятие № 8

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Знакомство с жестами «давай дружить», согласия и
несогласия.

  • Вспомнить с детьми, что означает жест вытянутой к партнеру руки с «открытой» ладонью (просьбу); сказать, что этот жест может означать предложение дружить, играть вме­сте; показать жест, обращая его к одному из детей и произ­нося: «Давай дружить».

  • Спросить детей, как можно ответить на этот жест, если согласен дружить (подать руку партнеру, вложив в его ла­донь свою ладонь, можно с рукопожатием) или, если отка­зываешься, не согласен играть вместе (спрятать руки за спину, не подать руки партнеру).

  • Разделить детей на пары; первое освоение упражнения провести без музыки: партнеры стоят лицом друг к другу; один ребенок протягивает другому обе руки (проговаривая: «Давай дружить), а тот кладет свои руки сверху, ладонь в ладонь (проговаривая: «Согласен»).

3.Закрепление вариантов качания из стороны в сторо­ну: упр. «Ветерок — ветер»; этюд «Игра с водой».

Игровая ситуация «В волшебном лесу»

— «Мы отправляемся в волшебный лес. Нас будет сопро­вождать музыка. Будьте внимательны. Как только музыка зазвучит тише, это значит, мы приближаемся к волшебному лесу. И тогда нужно будет идти осторожно, тихо, чтобы ус­лышать и увидеть красоту волшебного леса. А если будете
шуметь, лес не пустит нас к себе». Звучит двухчастный марш Ж. 6и6н ; дети продвигаются по залу, со­относя характер движения с характером музыки: то бодро, то осторожно.

  • Дети встают врассыпную. Звучит музыка Л. Бетхове­на; дети должны вспомнить ее и начать движение. В случае заминки спросить, о чем может рассказывать музыка, на что она похожа, или подсказать: «Подул ветерок и…»; дети вы­полняют упражнение «Ветерок — ветер».

  • «Но вот мы прошли лесную чащу и вышли на поляну. А там озеро, небольшое, но очень красивое. Давайте выйдем на берег». (Дети встают общим кругом, лицом в центр, и опус­каются на колени.) Звучит музыка Ф. Шуберта; дети выпол­няют этюд «Игра с водой».

  • «Слышите музыку?» (2-я часть «Марша») «Это нам пора возвращаться». Дети двигаются по залу осто­рожным шагом, а затем (на 1-ю часть того же марша) — бод­рым шагом, в соответствии с характером музыки.

4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»

(Прощание.)

Занятие 9

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Разучивание жестов «давай дружить» и несогласия: этюд «Давай дружить», муз. В. Витлина.

  • (Без музыки) в парах отработать движение: партнеры одновременно показывают друг другу ладошки — прячут руки за спины (повторить несколько раз).

  • То же движение с прыжком: маленьким прыжком впе­ред (на двух ногах) дети сближаются и показывают друг дру­гу ладошки, затем, отпрыгнув друг от друга назад, прячут руки за спины, — повторить несколько раз.

  • То же упражнение — с музыкальным сопровождением (1—2 такты), а затем поменяться местами, двигаясь легким бегом (3—4 такты) и остановиться легким прыжком на обе ноги, лицом друг к другу (руки все время за спиной).

  • 2. Качание вперед-назад: упр. «Перетягивание каната», муз. Д. Львова-Компанейца.

  • Показать детям качание с ноги на ногу вперед-назад; обратить их внимание на постановку ног (одна впереди дру­гой) и технику качания.

  • Дети (без музыки) повторяют упражнение вместе с пе­дагогом, который регулирует ритм движения, проговаривая: «Вперед-назад».

  • Включить в общее движение руки, имитирующие пере­тягивание каната; объяснить детям технику движения рук.

— Исполнение упражнения под музыку.

3.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»

(Прощание.)

Занятие № 10

(Приветствие.)

1. Разминка

2. Жесты «давай дружить», согласия и несогласия: этюд
«Давай дружить», муз. В. Витлина.

  • Прослушать музыку полностью, обратив внимание детей на изменения в ней.

  • Под музыку показать этюд от начала до кон­ца в паре с воспитателем или одним из детей.

  • Дети, разделившись на пары, пробуют исполнить этюд. Обратить внимание на соотнесение движений с музыкой, выразительность жестов и мимики (можно разучивать этюд по частям, сначала 1-ю половину, затем — 2-ю).

3.Качание вперед-назад; упр. «Перетягивание каната»,муз. Д. Львова-Компанейца.

  • Повторить без музыки технику качания с ноги на ногу и изобразительных движений рук.

  • Показать детям и поучить с ними: из положения одна нога впереди другой — поворот на 180° с опорой на пятки (не сходя с места).

  • Дети исполняют упражнение под музыку; педагог об­ращает внимание на соотнесенность ритма движений и музыки, выразительность имитационного движения, передающего трудовое усилие (после первой половины музыки —поворот на пятках на 180° и повтор упражнения).

4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»

(Прощание.)

Занятие № 11

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Жесты «давай дружить», согласия и несогласия: этюд
«Давай дружить», муз. В. Витлина.

— Прослушать музыку; спросить детей, о чем она расска­зывает, предложить им вспомнить, как они танцевали под нее, про что танцевали.

  • Повторить этюд: дети исполняют его; обратить их внимание на музыкальность и выразительность движений; работа над качеством исполнения.

  • Лучшие исполнители «выступают» перед остальными ' детьми («зрителями»).

3.Качание вперед-назад: упр. «Перетягивание каната», муз. Д. Львова-Компанейца.

— «Моряки — народ дружный; все работы на корабле они выполняют сообща и очень слаженно. И канат они перетягивают не по одному, а все вместе». Построить детей в затылок на некотором расстоянии друг от друга; обратить их вни­мание на постановку ног (например, у всех правая нога —
впереди, левая — сзади).

  • (Без музыки) скоординировать совместное движение, чтобы дети выполняли качания вперед-назад, как один.

  • Исполнение под музыку: на первую половину музыки дети «перетягивают канат», повернувшись вправо (т. е. правая нога впереди, левая — сзади); затем, не переставляя ног, — поворот с опорой на пятки на 180° и на вторую половину музыки — «перетягивание каната», повернувшись влево (т. Е. левая нога впереди, правая — сзади).


4. Свободная пляска.

— «Моряки — народ трудолюбивый, но и повеселиться
они любят. Они любят и умеют плясать». Под плясовую му­зыку (на выбор педагога) дети импровизируют, используя различные плясовые движения.

5.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»

(Прощание.)


Занятие № 12

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Качание вниз-вверх: упр. «Пружинки», рус. Нар. Ме­лодия «Ах ты, береза».

  • Вспомнить с детьми, какие качания они знают и что эти качания могут означать (качания из стороны в сторо­ну: убаюкивание куклы, движение веток деревьев, игру с во­дой; качание вперед-назад: перетягивание каната); обоб­щить, что сходные качания могут выражать разное содер­жание.

  • Предложить детям подумать, как еще можно качаться на ногах, кроме известных уже вариантов; в случае затруд­нения подсказать: качаться можно вниз –вверх на пружин­ном полуприседании.

  • Предложить детям выполнить полуприседание под му­зыку (1-я часть), передавая в движении мягкость; при этом можно подбочениться, слегка поворачивать корпус из сто­8и8н в сторону, покачивать головой с боку на бок, привет­ливо улыбаясь. Обращать внимание на прямую постановку корпуса, развернутые плечи, разведение колен в стороны (при полуприседании).

3.Знакомство с жестами «иди сюда» и «уходи»: упр.«Игра с куклой».

— Показать детям жесты «иди сюда» и «уходи»; объяс­нить, как они выполняются; (без музыки) вместе с детьми выполнить жесты, одновременно проговаривая слова: «иди сюда — уходи — иди сюда — уходи» и т. Д. Обращать внима­ние на скоординированность движения при чередовании махов рукой то «к себе», то «от себя»,

  • Послушать музыкальное сопровождение (1-я часть) и спросить детей, какой жест можно с ним исполнить: «иди сюда» или «уходи»; при ответе рекомендовать детям ориен­тироваться на определение характера музыки.

  • Повторить жест «иди сюда» несколько раз, пропевая соответствующие слова; обратить внимание на исполнение жеста в ласковом характере, соотнесение его с музыкальны­ми интонациями, а также на выразительную мимику.

  • Обратить внимание детей на то, что жест прощания (по­махивание рукой «от себя») похож на жест «уходи», но вы­полняется доброжелательно.

4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»

(Прощание: помахивание рукой.)

Занятие № 13

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Качание вниз –вверх на пружинном полуприседании и на стопе: рус. Нар. Мелодия «Ах ты, береза».

  • Под музыку (1-я часть) повторить пружинные полупри­седания в мягком характере, «подбоченившись», с покачи­ванием или поворотом корпуса из стороны в сторону; обра­тить внимание на ритмичность движения, его мягко-лука­вый характер исполнения, мимическую выразительность.

  • Показать и объяснить детям способ выполнения пока­чивания на стопе (то приподнимаясь на полупальцы, то опус­каясь на всю ступню); выполнить движение с музыкой (2-я часть), «подбоченившись», с легким покачиванием корпуса из стороны в сторону.

  • Объединить оба движения, исполняя пружинные по­луприседания на 1-ю часть музыки, а качание на стопе — на 2-ю часть.

3.Жесты «иди сюда» и «уходи» в различных вариантах.

  • Предложить детям вспомнить, каким движением мож­но позвать (жест «иди сюда»), и затем исполнить его с пропеванием (на мелодию к «Игре с куклой»); спросить де­тей, в каком характере исполняется жест (ласковом); повто­рить его еще раз, обращая внимание на выразительность ис­полнения.

  • Предложить детям исполнить жест «иди сюда» в весе­лом характере — без музыки, с проговариванием слов (в слу­чае затруднения показать, как исполняется жест); спросить детей, есть ли отличие при исполнении жеста в ве­селом и ласковом характерах и в чем оно заключается (при ласковом исполнении движения более мягкие, при веселом более активные; отличия есть и в мимике).

  • «Представьте, что однажды вы вышли во двор, солныш­ко светит, птички поют. А одна маленькая птичка прыгает совсем рядом и клюет крошки. И вдруг, что вы видите?! К этой маленькой птичке подкрадывается кошка! Она хочет птичку поймать! Что же делать? Как помочь птичке? (Про­гнать кошку.) А как это сделать? Покажите». Дети (без му­зыки) выполняют жест, проговаривая слово «уходи» с сер­дитой интонацией; обратить внимание на отработку актив­ного характера исполнения жеста, соответствующих инто­наций голоса и выражения лица.

  • «А что же птичка? Она взлетела на ветку дерева и за­щебетала, как бы говоря вам: спасибо, спасибо. А потом вспорхнула и улетела. А вы ей вслед: до свиданья, птичка». Дети выполняют жест прощания, помахивая рукой над го­ловой (с доброжелательной улыбкой).

4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»

(Прощание: помахивание рукой.)


Занятие № 14

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Разучивание жеста «иди сюда» в ласковом характере: «Игра с куклой».

— «В гости к нам пришла кукла. Ее зовут Катя. Она хочет
поиграть с вами, но очень смущается. Не бойся, Катя, наши дети добрые, они тебя не обидят. Позовите ее ласково: голосом и движением». Вспомнить с детьми, что значит позвать ласково, какими должны быть движения, голос, лицо. «Кто позовет куклу ласково, к тому она и подбежит».

— Провести упражнение-игру (без инструментального сопровождения) с ласковым пропеванием слов «иди сюда», соотнося их с движениями руки (то одной, то другой); подбежать с куклой в руках к наиболее выразительному
ребенку и передать ему куклу; тот танцует с куклой под му­зыку польки. Отметить достоинства исполнения ре­бенком жеста (мягкость, плавность в движениях руки, при­ветливое выражение лица и др.) и побудить остальных де­тей к более выразительному исполнению.

3.Полуприседание с открыванием и закрыванием рук на
пояс: рус. Нар. Мелодия «Пойду ль, выйду ль я».

  • Предложить детям исполнить под музыку пружинное полуприседание, «подбоченившись», выражая движением и мимикой мягкое лукавство; обращать их внимание на му­зыкальность исполнения.

  • «Придумайте, что можно добавить, чтобы это же дви­10и10ний выглядело немножко по-другому». Дети предлагают свои варианты, наиболее удачные из которых можно испол­нить всем вместе с музыкой.

«Оказывается, в движение можно включить руки: то, раскрывать их в стороны, то закрывать на пояс». Показать движение (напевая мелодию): на каждые четы­ре пружинных полуприседания медленно открывает обе руки в стороны, на следующие четыре — так же медленно закрыть руки «на пояс». Дети повторяют движение вмес­те с педагогом, а затем без него, самостоятельно с музыкой.

4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»

(Прощание.)

Занятие № 15

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Разучивание жеста «иди сюда» в ласковом характере:«Игра с куклой».

  • Провести «Игру с куклой» с инструментальным сопро­вождением; ведущим в игре можно выбрать ребенка, наибо­лее выразительно исполняющего жест; при передаче куклы другому ребенку можно попросить ведущего объяс­нить, «почему кукла подбежала именно к Ване (Тане; и др.), какими были его движения, голос».

  • Затем вновь выбранный ребенок танцует с куклой и становится ведущим при повторении игры.

3.Приставной шаг с полуприседанием: рус. Нар. Мелодия «Пойду ль, выйду ль я».

  • Показать приставной шаг (без приседания) по четыре в одну и другую стороны; руки поставлены на пояс, спина пря­мая; движение исполняется спокойно, неторопливо.

  • «А как смягчить это движение? Какой элемент можно добавить?» (Полуприседание.) В случае затруднения с отве­том предложить детям (без музыки) попробовать самим вы­полнить этот шаг с полуприседанием (варианты: полуприсе­дание на первом шаге — «припадание», на втором — при­ставной шаг с полуприседанием). Если дети самостоятель­но покажут разные варианты движения, обратить на это об­щее внимание.

  • Дети с музыкой выполняют приставной шаг с полупри­седанием (по возможности — в разных вариантах).

4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»

(Прощание.)


Занятие № 16

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Знакомство с этюдом «Встретились», муз. Т. Ломовой.

— Предложить детям послушать музыку про то, как встретились два приятеля. «Музыка расскажет вам эту историю, только нужно очень внимательно прислушаться к ней, к музыкальным интонациям».

  • «Давайте, попробуем составить рассказ по этой музы­ке. Однажды Петя вышел погулять и увидел своего прияте­ля Мишу (эти или другие имена можно придумать вместе с детьми). Послушайте отрывок музыки и скажите: Петя по­звал Мишу или прогнал? (Исполнить мелодию, соответству­ющую словам «иди сюда».) Да, позвал. А как вы догадались? Какое настроение в музыке? Как это выразить в движении? » (Дети показывают жест «иди сюда».) «А что в ответ сде­лал Миша? (Звучит мелодия 3—4 тактов.) Приблизился к Пете или удалился?» (Приблизился.) «А Петя?» (Мотив 5— 6 тактов.) «Правильно, опять позвал. А Миша?» (Мелодия 7—8 тактов.) «Верно, опять подбежал».

  • Предложить детям исполнить эту ситуацию в движе­11и11 под музыку (1-я часть), с пропеванием слов. Задача: в движении определить план этюда, последовательность движений, побуждая детей внимательно прислушиваться к музыке и изменениям в ней.

3.Варианты приставного шага (в игровом взаимодей­ствии партнеров): упр. «Платочек», рус. Нар. Мелодия «Пой­ду ль, выйду ль я», в обр. Т. Ломовой.

  • Спросить детей, каким движением можно выразить неторопливость, осторожность, если двигаться боком (при­ставным шагом) и как можно его смягчить (добавить полу­приседание).

  • Вспомнить различные варианты приставного шага, выполнить их по отдельности, с музыкой.

— Предложить детям разделиться на пары и выполнить
игровое упражнение «Платочек»; предварительно раздать
платочки и показать, как с ними действовать.

4.Разучивание движений к танцу «Веселые зайцы»

(Прощание: помахать платочком.)

Занятие № 17

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Разучивание этюда «Встретились», муз. Т. Ломовой.

  • Предложить детям послушать знакомую музыку и ска­зать, «про что она».

  • Разделить детей на пары; вспомнить и повторить план этюда; педагог побуждает детей прислушиваться к музыке и точнее соотносить движения с ее мотивами.

  • Работать над выразительностью исполнения, обращая внимание на мягкость жеста, сопровождая его пропеванием слов «иди сюда», а также на мягкое, пружинное исполнение коротких пробежек, которые заканчиваются бесшумным прыжком на обе ноги. (В конце 1-й части дети берутся за руки.)

3.Закрепление вариантов приставного шага: упр. «Пла­точек», рус. Нар. Мелодия в обр. Т. Ломовой.

  • Вспомнить упражнение «Платочек»; при исполнении использовать различные варианты приставного шага (с по­луприседанием и без него); обращать внимание на участие в движении не только ног, рук, но и корпуса, головы, а также мимики (любование платочком, мягкая улыбка к партнеру).

  • Предложить наиболее выразительным парам исполни­телей «выступить» перед остальными детьми.

  • Повторить упражнение еще раз всем вместе.

4.Соединение движений в композиции танца «Веселые зайцы»

(Прощание: помахать платочком.)


Занятие № 18

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Знакомство с притопами в значениях утверждения,
важности: рус. Нар. Мелодия «Из-под дуба».

— Показать детям притоп одной ногой («подбоченив­шись», с «открытым» корпусом) и спросить их, какое настроение, по их мнению, можно выразить таким движением (ут­верждение, важность). В случае затруднения подсказать и еще раз показать движение, приговаривая: «Вот, как я умею! Я умею танцевать!»

— Дети пробуют выполнить притоп одной ногой (потом
другой).Обратить внимание на технику выполнения движения, положение корпуса, головы, побуждая детей выразить заданное настроение.

— Движение исполняется детьми под музыку.

3.Элементы сотворчества в этюде «Встретились», муз. Т. Ломовой.

  • Предложить детям исполнить этюд с музыкой (1-я часть), без пропевания, напомнив предварительно, что дви­жения надо исполнять выразительно.

  • Выделить наиболее выразительных детей, от­мечая качество их исполнения.

  • Дети повторно исполняют 1-ю часть этюда. По ее окон­чании (когда партнеры, подбежав друг к другу, берутся за обе руки) спросить: «А дальше?» — и продолжить 2-ю часть музыки. Дети должны сымпровизиро­вать движение, выражающее радость встречи двух друзей. (Например, кружение в паре на подскоках.)

4.Отработка композиций танца «Веселые зайцы»

(Прощание — один из известных вариантов).

Занятие № 19

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Притопы в значениях подзадоривания и утверждения: рус. Нар. Мелодия в обр. Е. Тиличеевой; рус. Нар. Мелодия «Из-под дуба», обр. Н. Метлова.

  • Предложить детям вспомнить, какое настроение могут выражать притопы одной ногой. {Утверждение, важность.) Показать другие варианты притопов с этим же значением: поочередно то одной, то другой ногой; с разворотом колена. Дети пробуют исполнить их под музыку («Из-под дуба»), выражая заданное настроение.

  • «Притопы могут выражать не только уверенность, важ­ность, но и подзадоривание». Показать детям (без музыки) притопывающий приставной шаг, исполняя его в обращении к кому-нибудь из детей и приговаривая: «Ну-ка, покажи, как ты умеешь танцевать». Дети пробуют исполнить движение с музыкой, направляясь от одной стены зала к противоположной.

3.Повторение этюда «Встретились», муз. Т. Ломовой.

  • Предложить всем детям исполнить этюд полностью (в парах).

  • Поочередное «выступление» пар исполнителей перед остальными детьми. «Зрители» оценивают «артистов», выс­казывая свои мнения об их исполнении.

4.Отработка композиций танца «Веселые зайцы»

(Прощание.)

Занятие № 20

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Знакомство с музыкой (венг. Нар. Мелодия «Чардаш») к этюду «Поссорились — помирились».

  • «Послушайте музыку про двух приятелей, и попытаетесь рассказать мне, что между ними произошло».

  • Дети под руководством педагога составляют сюжет танцевального этюда. Обратить внимание детей на выразительные интонации, побудить детей ассоциировать с этими интонациями определенные действия, жесты.

2. Варианты притопов в игровом взаимодействии парт­неров: рус. Нар. Мелодия в обр. Е. Тиличеевой, рус. Нар. Мел. «Из-под дуба».

  • Предложить детям разбиться на пары и партнерам встать на значительном расстоянии друг от друга. Объяснить упражнение с помощью одной из пар. Один ребенок прибли­жается к другому, двигаясь боком притопывающим пристав­ным шагом, как бы подзадоривая партнера: «Покажи, как ты умеешь танцевать». Другой должен ответить на это плясовым движением, выражающим уверенность (притопы), как бы говоря: «Я умею танцевать! Вот, умею!»

  • Все дети пробуют исполнить упражнение в парном вза­имодействии друг с другом, под музыку.

  • Предложить использовать разные варианты ут­верждающих притопов. Дети повторяют упражнение 2—3 раза подряд, меняясь ролями.

3.Отработка композиций танца «Веселые зайцы»

(Прощание.)

Занятие № 21

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Знакомство с притопами в значении гнева, рассержен­ности.

  • Вспомнить рассказ про кошку и птичку (см. занятие № 13). Предложить детям показать, как прогоняли кошку (жест «уходи»). «А каким движением еще можно про­гнать?» (Топанием ног.) В случае затруднения с ответом по­казать движение детям. Подвести их к выводу, что прито­пы, кроме утверждения, уверенности, важности, могут еще выражать гнев, рассерженность.

  • Дети вместе с педагогом (без музыки) выполняют дви­жения, приговаривая: «Уходи, кошка!» В движении они пытаются выразить гнев, используя при этом соответствую­щую мимику («сердитое лицо»).

3.Коллективное составление композиции этюда «Поссо­рились — помирились», венг. Нар. Мел. «Чардаш».

  • Прослушать с детьми музыку, после чего предложить им придумать по ней историю про двух приятелей. Повторно прослушать музыку по фрагментам, обращая внимание де­тей на ее характер, смену настроений, на отдельные музы­кальные интонации, которым могут соответствовать уже известные детям по обучению жесты («иди сюда», «уходи», «не надо», приближения на зов, согласия и др.). На основании музыки построить сюжет этюда в виде образного рассказа.

  • По ходу разучивания этюда напомнить детям, что смотреть надо на того, к кому обращаешься с жестом, а также побудить их точно соотносить движения с музы­кальными интонациями, фразами.

4.Отработка композиций танца «Веселые зайцы»

(Прощание.)

Занятие 22

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Разучивание этюда «Поссорились — помирились», венг. Нар. Мел.

  • Предложить детям послушать музыку, вспомнить, о чем она рассказывает, и показать это в движениях, т. Е. вос­становить композицию этюда.

  • Разучивать этюд; побуждать детей к музыкальности движений и выразительности взаимодействия между собой.

  • Лучшие пары исполнителей «выступают» по очереди. Обратить общее внимание на выразительность пла­стики и мимики «артистов» и предложить «зрителям» выс­казывать свои мнения на этот счет. Этюд исполняется повторно всеми детьми (попарно).

3.Знакомство с жестами ласки и плача: упр. «Ласка» муз.Ф. Миллера.

— «Однажды маленький зайчонок вышел погулять. У
него было очень хорошее настроение. Он увидел на полянке
красивые незабудки и стал собирать букет, чтобы подарить маме. И вдруг, откуда ни возьмись, появился Волчонок на велосипеде. Увидев Зайчонка, он из озорства направил свой велосипед прямо на малыша. Зайка еле успел отскочить в сторону. А когда поднялся, Волчонка и след простыл. По­смотрел Зайка: его красивый букет рассыпался, цветы по­мяты. И так ему стало обидно, что он… Что сделал? (Запла­кал.) А как он заплакал, покажите? (Дети закрывают лицо руками.) А теперь я буду зайчиком. Посмотрите, как зайка заплакал». Педагог ладонями закрывает свое лицо, опустив голову и вздрагивая плечами, будто от всхлипываний.

  • «А что надо сделать, чтобы зайка перестал плакать? (Пожалеть.) А как? Каким движением можно пожалеть? ». (Погладить по плечу, по голове.) Предложить кому-либо из детей пожалеть зайчика, а самой исполнить роль «оби­женной».

  • Дети делятся на пары и пытаются выполнить упраж­нение во взаимодействии друг с другом сначала без музыки, затем с инструментальным сопровождением.

4.Постановка танца «Веселые зайцы»

(Прощание.)

Занятие № 23

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Освоение жестов ласки и плача: упр. «Ласка», муз. Ф. Миллера.

  • Предложить детям вспомнить жесты и исполнить их сначала без музыки; обратить внимание на то, что движение руки должно быть мягким, прикосновение ласко­вым, объясняет, какими должны быть положения корпуса, головы у «жалеющего», у «обиженного».

  • Дети выполняют упражнение под музыку. Работа над музыкальностью исполнения жестов.

3.Знакомство с притопами в значении упрямства: этюд
«Заупрямился», рус. Нар. Мел. «Я рассею свое горе».

  • Предложить детям вспомнить, какие настроения мож­но выразить притопами. (Уверенность, важность; гнев.) «А еще притопы могут выражать упрямство. Что значит упря­миться?» (Не слушать других, делать по-своему.) Показать притопы, выполняя их одной ногой с «закры­тым» корпусом и соответствующими движениями рук, кис­ти которых сжаты в кулаки.

  • Дети пытаются выполнить движение с музыкой (сред­няя часть). Обратить общее внимание на самых вы­разительных исполнителей.

  • Рассказать детям сюжет этюда (как несколь­ко «нянек» уговаривают одного «упрямца»). Предлагает по­слушать музыку и сказать, где звучит «подход няньки», а где — «отпор упрямца».

4.Постановка танца «Веселые зайцы»

(Прощание.)

Занятие № 24

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Разучивание этюда «Заупрямился» с элементами им­провизации: рус. Нар. Мел. «Я рассею свое горе».

  • Предложить детям послушать музыку и вспомнить, какую историю в движениях под нее можно показать. Распределить роли, выбрав на роль «упрямца» одного из самых выразительных детей.

  • Дети исполняют этюд. Предложить использовать различные виды притопов (в случае необходимости может подсказать некоторые их варианты) и побудить детей вы­разить с их помощью разные настроения (гнев, поддразни­вание, укор и т. П.); работа над способами выразительного исполнения роли «упрямца».

  • Этюд выполняется несколько раз со сменой ролей.

4. Повторение жестов ласки и плача: упр. «Ласка» Ф. Миллер.

— Повторить упражнение, обращая внимание на вырази­тельность и музыкальность исполнения.

5.Постановка танца «Веселые зайцы»

(Прощание.)


Занятие 25

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Знакомство с этюдом «Пожалели», муз. А. Гречанино­ва.

  • Предложить детям послушать музыку («Жалоба») и спросить, о чем она может рассказывать; кратко поговорить о ее характере {грустный, просящий, жалобный) и отдель­ных «всхлипывающих» интонациях. Прослушать другую му­зыку («Материнские ласки») и коротко поговорить о ее лас­ковом, уговаривающем, успокаивающем характере.

  • Предложить детям придумать сюжет этюда (кто жалу­ется, почему; кто его успокаивает и т. П.), а затем показать это в движениях под музыку.

  • Побуждать детей к использованию не только знакомых способов выражения жалобы и ласки, но и других, которые они могут почерпнуть из собственного опыта и наблюдений аналогичных жизненных ситуаций.

3.Повторение этюда «Заупрямился», рус. Нар. Мел. «Я рассею свое горе».

  • Повторить этюд, используя разновидности притопов, исполняя их с различным настроением; работа над вырази­тельностью и музыкальностью исполнения.

  • Предложить детям закончить этюд так, чтобы «упря­мец» перестал упрямиться. «Каким должно быть отношение к человеку, чтобы он смягчился, перестал упрямиться? Что нужно сделать?» (Приласкать.) Предложить нескольким детям исполнить этот вариант «подхода» с музыкой.

  • Повторить этюд со сменой ролей.

4.Постановка танца «Веселые зайцы»

(Прощание.)

Занятие № 26

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Сравнение выразительных значений плясовых движе­ний с элементами «каблучков» и «носочков»: рус. Нар. Ме­лодия в обр. Е. Туманян.

  • Поставить ногу (вперед) на носок, обратить внимание детей на то, что «острый носок» придает движе­нию изящество, легкость (вся поза тоже выражает изяще­ство). Поставив ногу на пятку, спросить детей, какое настроение, по их мнению, может выражать «задор­ный носок». (Задор, задиристость, важность, зазнайство.)

  • «Если шаг выполнить с носка, каким будет этот шаг: изящным или задорным, важным?» (Изящным.) В случае затруднения с ответом показать движение без музыки. «А если шаг — с пятки?» (Важным.) Тоже показать движение (при этом корпус можно слегка откинуть назад, руки сло­жить за спиной или поставить на пояс).

  • Дети с музыкой исполняют важный шаг (1-я часть) и изящный шаг (2-я ч.).

2. Повторение этюда «Пожалели», муз. А. Гречанинова.

  • Предложить детям вспомнить, какими движениями, жестами можно выразить жалобу и ласку (участие). В слу­чае необходимости подсказать им некоторые варианты та­ких движений.

  • Под музыку дети исполняют этюд; работа над вырази­тельностью и музыкальностью исполнения.

3.Отработка танца «Веселые зайцы»

(Прощание.)


Занятие № 27

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Знакомство с жестами клича и прислушивания (к зву­кам пространства): упр. «А-у!», муз. А. Гречанинова.

  • Показать детям жесты и спросить, что эти жесты могут выражать. В случае затруднения можно подсказать ответ, по­вторив жест клича с протяжным произнесением слова «а-у!»

  • Предложить исполнять попеременно то жест клича, протягивая голосом слово «а-у!» (при этом добиваться, что­бы голоса детей звучали звонко), то жест прислушивания. Обратить внимание детей на то, что при чередовании жестов положения рук и корпуса остаются почти неиз­менными, и только голова поворачивается то в сторону (при прислушивании), то в прямое положение (при кличе).

— Вместе с детьми (без инструментального сопровожде­ния) исполнить жест клича с пропеванием слова «а-у!», че­редуя его с жестом (молчаливого) прислушивания.

3.Продолжение знакомства с плясовыми движениями, включающими элементы «каблучков» и «носочков»: рус. Нар. Мелодия в обр. Е.Туманян; «Шарманка», муз. Д. Шо­стаковича; «Полянка», обр. Н. Метлова.

— Исполнить фрагменты 1-й и 2-й частей рус. Нар. Мело­дии (в обр. Е. Туманян) и спросить детей, под какую из этих частей можно исполнить важный шаг с пятки, а под какую—шаг с носка (или на низких полупальцах). Предложить детям исполнить разновидности шага с музыкой.

  • Показать детям поочередное выставление на носок то одной ноги, то другой, спросив их, какой характер выража­ется в таком движении. (Изящный.) «А что нужно изменить в движении, чтобы у него стал задорный характер? » (Поста­вить ногу на пятку.) Предложить детям послушать фрагменты музыки («Полянка» и «Шарманка») и определить, какая из них подходит для задорного движения, а какая — для изящного.

  • Дети исполняют движения под музыку, передавая оп­ределенный характер (при задорном движении корпус пря­мой, немного откинут назад, руки «на пояс»; при изящном — корпус прямой, девочки могут взяться за юбочки).

4.Отработка танца «Веселые зайцы»

(Прощание.)

Занятие № 28

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Разучивание жестов клича и прислушивания: упр. «А-у!», муз.А.Гречанинова.

- Повторить жест клича с пропеванием слова «а-у!», че­редуя его с жестом прислушивания. Используя образный рассказ о детях, заблудившихся в лесу, побуждать воспитанников к более выразительному исполнению.

  • «Оказывается, эту историю можно рассказать в движе­ниях под музыку». Дети, послушав музыку, определяют (с помощью педагога), каким интонациям может соответство­вать жест клича, а каким — жест прислушивания (исполня­емого после короткой, легкой пробежки).

  • Дети исполняют упражнение с музыкой (и с пропева­нием слова «а-у!»).


2. Варьирование движений с элементами «каблучка» и «носочка»: «Ковырялочка», рус. Нар. Мел. В обр. Е. Тиличеевой.

  • «Мы с вами уже знакомы с плясовыми движениями, где есть «каблучок» или «носочек». Сегодня я покажу вам движения, где есть оба этих элемента». Показать «ковырялочку» без перетопа: ставит ногу то на носок, то на пятку, выполняя это движение несколько раз подряд (без музыки, в спокойном темпе), — можно в разных вариантах. Предложить детям подумать, какой характер выражает дви­жение. (И изящество, и задор, и юмор, «подковыривание».) Сообщить название.

  • Под музыку дети исполняют движение (сначала одной ногой, потом другой). Подсказать, что в варианте с разворотом колена из «открытого» положения в «закры­тое» и обратно можно использовать легкий разворот корпу­са, и поставив руки на пояс, и повороты головы, как при лю­бовании сапожком то с одной стороны, то с другой.

  • Побуждать детей к варьированию, изменению движения, добавлению к нему дополнительных элементов (движений рук, перетопа, прыжка и пр.). В случае необхо­димости можно подсказать словом или показать движение.

3.Отработка танца «Веселые зайцы»

(Прощание.)


Занятие № 29

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Повторение жестов клича и прислушивания: упр.«А-у!», муз. А. Гречанинова.

  • Дети повторяют упражнение с музыкой и пропеванием слова «а-у!»

  • Исполнение упражнение с музыкой без пропевания. Закрепление способов выразительного и музыкального ис­полнения жестов; обратить общее внимание на луч­ших исполнителей, отметить успехи других детей.

3.Варьирование движений с элементом «носочка»: «Шарманка», муз. Д. Шостаковича.

  • Прослушать музыку и спросить, какое движение под нее можно исполнить: с элементом «носочка» или «каблучка». Повторить выставление ноги на носок вперед (с музыкой),

  • Предложить детям изменить движение, исполнить его по иному. Последовательно подводить к использованию при­емов варьирования: поочередное выставление ног на носок не только вперед, но и в стороны (при этом руки могут быть в положениях «на пояс», «за юбочку», «за спину»). В поиске вариантов движения детям можно помогать вопросами: «Как смягчить движение?» (Добавить полуприседание.) «Как придать движению веселый характер?» (Исполнить его на прыжке: выбрасывание ног вперед, подбивание ног из сторо­ны в сторону.) При этом следить, чтобы стопы не были вя­лыми; носок должен быть вытянутым, «острым».

4.Сотворчество детей и педагога в свободной пляске:

запись ( лучше подвижно-лиричес­кого характера).

  • Танцевать вместе с детьми, используя различные движения (показанные на занятии) и побуждать дошколь­ников подражать своему образцу.

  • Дети пляшут самостоятельно. Побуждать их прислушиваться к музыке и использовать различные дви­жения, меняя их в соответствии с изменениями в музыке. (Руки могут быть на поясе, поочередно раскрываться в стороны). В поиске вариантов движения можно помочь детям вопро­сами: «Как смягчить движение?» (Добавить полуприседа­ние.) «Как придать ему веселый характер?» (Исполнить на прыжке: выбрасывание ног вперед, подбивание из стороны в сторону и др.) При этом следить, чтобы стопа не расслабля­лась, «носок должен задорно смотреть вверх».

5.Отработка танца «Веселые зайцы»

(Прощание.)

Занятие № 30

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Разучивание жестов шептания и прислушивания: упр.
«Пошепчемся», латв. Нар. Полька (варианты 1 и 2).

  • Вспомнить и повторить игру-упражнение (вариант 2). Обратить внимание детей: при тихом, как бы «бор­мочущем», звучании музыки выполняется «шепот», на громкое ее звучание Петрушка «перебегает» от одного ребен­ка к другому; нужно внимательно вслушиваться в музыку, чтобы быть готовым выслушать секрет Петрушки.

  • «А теперь Петрушка хочет послушать ваши секреты». Объяснить 1-й вариант упражнения, обращая вни­мание детей на то, как следует выполнять жест шептания, и на то, что важно вслушиваться в музыку и быть готовым про­шептать Петрушке свой «секрет».

3. Варьирование плясовых движений с элементом «каб­лучка»: рус. Нар. Мелодия «Полянка», обр. Н. Мет лова.

— Вспомнить и повторить с музыкой известные вариан­ты с «каблучками».

- Спросить детей, что получится, если вместо полупри­седания с «каблучками» исполнить глубокое приседание с тем же элементом. (Присядка.) Дети пробуют выполнить дви­жения. «Какое настроение может выражать присядка?» (Ловкость, веселую задорную удаль.)

— Обратить внимание детей на способы исполне­ния присядки и показать их (прямая спина; при приседа­нии опора на полупальцы обеих ног и разведение колен в сто­роны; руки на пояс).

4.Сотворчество детей и педагога в свободной пляске:

Запись.

  • Танцевать вместе с детьми, побуждая их исполь­зовать различные движения (с элементами «носочков», «каб­лучков», приседаний, прыжков, с различными положения­ми и движениями рук, поворотами корпуса).

  • Дети импровизируют пляску самостоятельно. Можно предложить им использовать платочки, плясать не только по одному, но и парами (но не увлекаться кружением в парах). Подсказать, что кружение можно использовать в конце пляски и закончить ее поклоном.

5.Отработка танца «Веселые зайцы»

(Прощание.)

Занятие № 31

(Приветствие.)

1.Разминка.

2.Повторение жестов шептания и прислушивания: упр.«Пошепчемся», латв. Нар. Полька.

  • Повторить упражнение, исполняя его то в одном, то в другом варианте. Отметить выразительность детей, обращая на это внимание остальных, побуждая их к более выразительному исполнению.

  • «Петрушка хочет немного передохнуть и посмотреть, как мы играем без него». Упражнение повторяется без иг­рушки. В пляске (при смене ведущих) побуждать детей использовать разные известные им движения и при­думывать новые.

3.Разучивание и повторение плясовых движений со сме­ной «открытых» и «закрытых» положений ног: «гармошка» рус. Нар. Мел. «Камаринская», обр. Е. Тиличеевой; притопы — рус. Нар. Мел. «Из-под дуба», обр. Н. Метлова; «ковырялочка» — рус. Нар. Мел., обр. Е. Тиличеевой.

  • «В народном танце есть движения, которые выражают юмор, добрую шутку. Это получается потому, что ноги пово­рачиваются коленями то внутрь, то наружу». При этом без музыки показать элемент «гармошки»: то, слег­20и приседая, поворачивает стопы носками внутрь, то, «вы­растая», разворачивает их носками наружу (пятки вместе); руки «на пояс ».

  • Дети пробуют исполнить это движение сначала без му­зыки, а затем с музыкой.

  • Предложить детям вспомнить и повторить (с музыкой) уже известные им движения со сменой «откры­тых» и «закрытых» положений ног: притопы с разворотом колена — «ковырялочка», а также попытаться придумать другие аналогичные движения.

4.Отработка танца «Веселые зайцы»

(Прощание.)

Занятие 32

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Составление и разучивание композиции этюда «Сек­рет».

  • Предложить детям послушать музыку. После слушания провести краткую беседу о характере музыки. При этом он побуждать детей обратить внимание на отдельные музыкальные интонации и соотнести с ними определенные жесты из числа известных (шептания, прислушивания, «тихо») и движения (осторожный шаг и бег). На этой основе дети (под руководством педагога) составляют короткий сю­жет— план этюда.

  • Под руководством педагога дети выстраивают последо­вательность движений, соотнося их с музыкой.

  • Отрабатывать музыкальность исполнения жестов шеп­тания и прислушивания (1—8 такты). Закреплять способы выразительного исполнения этих жестов, в том числе вы­полнение их партнерами на выпаде навстречу друг другу.

3.Освоение способов исполнения «гармошки»: рус. Нар. Мел. «Камаринская», обр. Е. Тиличеевой.

  • Без музыки показать детям, как выполняется перекат стоп (без разворота): а) левая стопа опирается на пятку (но­сок чуть приподнят над полом), правая — на полупальцы (пятка чуть приподнята над полом); б) перекатом положе­ние меняется на противоположное (левая опирается на полупальцы, правая — на пятку); в) перекатом положение ме­няется на первоначальное и т. Д. Это же упражнение выпол­нить с разворотом стоп (см. «Гармошка» — п. 2, п. 3).

  • Без музыки дети осваивают выполнение «гармошки» в спокойном темпе.

  • «Гармошка» исполняется в спокойном темпе под му­зыку.

4.Отработка танца «Веселые зайцы»

(Прощание.)

Занятие 33

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Разучивание этюда «Секрет».

— Вспомнить и повторить с инструментальным сопровож­дением первую половину этюда (1—8 такты).

- Отрабатывать музыкальность и выразительность испол­нения движений второй половины этюда (9—16 такты): ос­торожного бега с остановками, осторожного шага и быстро­го мелкого бега, оканчивающегося жестом «тихо».

— Повторить этюд от начала до конца, закрепляя точное соотнесение движений с определенными музыкальными ин­тонациями.

  1. Разучивание плясового движения «гармошка»: рус. Нар. Мел. «Камаринсткая, обр. Е. Тиличеевой.

  • Повторить движение с музыкой, исполняя его в спо­койном темпе то в одну, то в другую стороны.

  • Исполнить «гармошку», добавляя движения рук, плеч, головы, стараясь передать юмор, шутливое настроение; ис­пользовать при этом соответствующую мимику.

  1. Сотворчество детей в пляске.

  • Танцуя все вместе, дети импровизируют различные плясовые движения.

  • Предложить детям использовать различные дви­жения и их варианты, в том числе — поклоны, повороты; напомнить, что кружение лучше использовать в конце пляс­ки. В паузах между повторными попытками исполнения отметить удачные находки детей. В случае необходимости можно включиться в совместную импровизацию, соб­ственным образцом побуждать детей к танцевальному взаи­модействию.

3.Отработка танца «Веселые зайцы»

(Прощание.)

Занятие 34

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Повторение этюда «Секрет».

  • Повторить этюд, отрабатывая выразительность и му­зыкальность его исполнения.

  • Предложить лучшим парам исполнителей «выступить» перед остальными детьми, побуждая «зрителей» высказы­вать свои впечатления о выразительности и музыкальности движений «артистов».

3.Свободная импровизация в пляске.

  • Перед началом можно вспомнить вместе с детьми, ка­кие плясовые движения им известны, предложить на основе этих движений придумывать новые, напомнить, что надо танцевать «всем телом».

  • Дети импровизируют в пляске; в паузах педагог отме­чает удачные находки движений, выразительность исполне­ния детей.

3.Разучивание движений танца «Вальс»

(Прощание.)


Занятие № 35

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Составление и разучивание композиции этюда «Осторож­нее смелее», муз. А. Черняковой.

— Предложить детям послушать музыку. После слушания рассказать историю, которую «услышала в музыке»: «В одном доме жили мыши. Часто они выбирались из своей норки, чтобы поискать пропитания. Но мыши зна­ли, что в доме живет кот. И поэтому, выбираясь из своего домика, они двигались тихо, осторожно, чтобы кот их не ус­лышал. Впереди мышей всегда двигался предводитель, у которого были особо чуткие уши; он все время прислуши­вался к шорохам в доме. И когда он убеждался, что кота по­близости нет, он подавал мышам знак, и те начинали шумно веселиться. Но вот послышались чьи-то шаги! Почуяв опас­ность, мыши разбежались в разные стороны и потом собра­лись в своей норке». Дети повторно слушают музыку по фраг­ментам и пытаются (под руководством педагога) соотнести их с определенными эпизодами сюжета.

  • С помощью педагога дети составляют композицию этю­да. При этом можно помочь им вопросами: «Каким дви­жениями вожак может остановить мышей?» (Жест «не надо».) «Какой знак он подает, чтобы сказать, что можно идти дальше?» (Жест «иди сюда».) и т. п. Выстраивается последовательность движений, которые соотносятся с музы­кальными интонациями и фрагментами.

  • Дети исполняют под музыку (1—10 такты) 1-ю часть этюда. Работа над выразительностью и музыкальностью дви­жений.

3.Разучивание движений танца «Вальс»

(Прощание.)


Занятие № 36

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Разучивание этюда «Осторожнее смелее», муз. А. Чер­няковой.

— Повторить первую часть этюда под музыку (1—10 такт). Определить последовательность движений завершаю­щей части этюда и исполнить, ее под музыку (19—24 так­ты); обратить внимание: «испуганную беготню» врассыпную дети должны закончить, собравшись в одном месте («нор­ке»), это надо сделать точно с окончанием музыки.

  • Исполнить этюд полностью, включив фрагменты имп­ровизационной пляски. Закрепить приемы музыкального и выразительного исполнения.

3.Разучивание движений танца «Вальс»

(Прощание.)

Занятие № 37

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Составление и разучивание композиции этюда «Громко — шепотом», муз. А. Черняковой.

  • Дети слушают музыку (сначала целиком, потом по фрагментам) и под руководством педагога составляют сюжет этюда.

  • Определить последовательность движений, соотнося их с музыкальными интонациями, фрагментами. Особо обра­тить внимание на точность музыкального исполнения «ок­лика» и оборачивания на него.

  • Дети исполняют этюд сначала по фрагментам: 1—8; 9— 16 и 17—23 такты. Работа над музыкальностью и вырази­тельностью движений. Затем этюд исполняется полностью.

3.Разучивание движений танца «Вальс»

(Прощание.)

Занятие № 38

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Разучивание этюда «Громко — шепотом», муз. А. Чер­няковой.

— Вспомнить композицию этюда, исполнить его полнос­тью под музыку. Отрабатывать и закреплять приемы музы­кального и выразительного исполнения.

— Предложить детям посмотреть, как исполняют этюд
лучшие пары, и высказать свои впечатления. Все желающие
по очереди «выступают перед зрителями».

3. Разучивание движений танца «Вальс»

(Прощание.)

Занятие № 39

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Составление и разучивание композиции танца «Прияте­ли», муз. Г. Шайдуловой.

  • Дети слушают музыку и придумывают сюжет — план танца.

  • Определяется последовательность движений и их соот­несение с музыкой. Педагог предоставляет детям максималь­ную возможность в высказывании своих предложений, ко­торые обсуждаются сообща. Можно подсказать детям, на что нужно обратить внимание при отборе движений в ком­позицию (соответствие сюжету, музыке).

  • Разучивание танца по фрагментам: 1—5; 6—9 такты; затем 10—15 и 16—27. Обращать внимание на точность со­отнесения жестов и движений с музыкальными интонация­ми; работа над выразительностью игрового взаимодействия партнеров.

3. Соединение разученных движений в композицию танца «Вальс»

(Прощание.)

Занятие № 40

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Разучивание танца «Приятели», муз. Г. Шайдуловой.

  • Повторить отдельные моменты танца; вызывающие затруднения.

  • Исполнить этюд от начала до конца, продолжая отра­батывать и закреплять приемы музыкального и выразитель­ного исполнения движений и композиции в целом.

— «Выступление перед зрителями» лучших пар исполни­телей, а также всех желающих — по очереди.

3. Соединение разученных движений в композицию танца «Вальс»

(Прощание.)

Занятие 41

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Составление композиции этюда «Сорвем одуванчик»,муз. И. Энской.

  • Сообщив название музыкального произведения, прослушивают его. Дети придумывают сюжет, соотнося его эпизоды с определенными фрагментами музы­24и.

  • Определить последовательность эпизодов этюда, обра­тив особое внимание на среднюю его часть, точное соотнесе­ние в ней движений с музыкальными интонациями.

  • Исполнение этюда по фрагментам; побуждать детей к импровизации в первой и последней частях; в средней части поработать над точностью изобразительных движений: лю­бование цветком, нюхание его, срывание его и др.

3. Соединение разученных движений в композицию танца «Вальс»

(Прощание.)

Занятие 42

(Приветствие.)

1. Разминка.

2. Повторение этюда «Сорвем одуванчик», муз. И. Энской.

  • Исполнить полностью этюд, продолжая отрабатывать и закреплять приемы выразительного и музыкального ис­полнения.

  • Побуждать детей в первой и последней частях импровизировать движения по-своему, не повторяя друг дру­га. Желающие по очереди выступают перед остальными деть­ми.

3. Соединение разученных движений в композицию танца «Вальс»


(Прощание.)


10