СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у обучающихся 5 класса коммуникативных компетенций средствами технологии "Письмо"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы по созданию условий для формирования у обучающихся 5 класса коммуникативных компетенций средствами технологии "Письмо".

Просмотр содержимого документа
«Формирование у обучающихся 5 класса коммуникативных компетенций средствами технологии "Письмо"»

Поддубная Алёна Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Нижнеиртышская

СШ» имени М.Н. Макарова

Саргатского муниципального района

Омской области

Формирование у обучающихся 5 класса коммуникативных компетенций средствами технологии «Письмо»

Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующим потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку.

Цель изучения русского языка: создание условий для приобретения обучающимися коммуникативной, языковой, культуроведческой компетентностей.

Для достижения поставленной цели на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС работаю по технологии «Письмо», элементы технологии развития критического мышления.

Целевое назначение технологии «Письмо»: создание условий для развития связной речи, критического мышления, творческих способностей учащихся, их компетентностей: ценностно-смысловых, информационных, коммуникативных, умения вырабатывать своё собственное мнение, приходить к определённым умозаключениям.

Формулировка темы, целеполагание –деятельность обучающихся. Определяют сами на тему урока через выполнение заданий. Например, записывали предложения, выполняли синтаксический разбор. В итоге определили тему урока: «Синтаксический разбор предложений» и поставили цели на урок – так реализуется деятельностный подход.

В конце урока рефлексия:

  • Что изучили?

  • Что нового узнали?

  • Достигли ли поставленных целей?

  • Какие трудности возникали в ходе урока?

  • Как их преодолевали?

Обучающиеся оценивают и свою деятельность на уроке.

Общеучебные умения и действия:

  1. познавательные – знания и умения по предмету (языковые, лингвистические и литературоведческие знания, умения, навыки);

  2. регулятивные – умение регулировать свою деятельность, рефлексия, умение видеть трудности и пути их преодоления;

  3. личностные – создание условий для развития речи, мышления, положительных качеств личности обучающихся;

  4. коммуникативные - создание условий для развития умений общаться, строить монологические, диалогические высказывания, работать с текстами разных типов и жанров.

Для достижения вышеперечисленных результатов применяю технологию «Письмо», элементы технологии развития критического мышления.

В центре технологии – работа с различными текстами.

Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неоформленные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон. Письменная речь развивает любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, узнать о нём больше.

При обучении письменной речи необходимо показать учащимся как получается хороший письменный текст, показать каждый этап этого процесса:

  1. сбор информации по теме;

  2. составление чернового текста – свободное письмо (письмо на время);

  3. правка и редактирование (улучшение текста, поиск ошибок);

  4. публикация (созданные тексты могут публиковаться в письменной и устной формах: стендовая публикация, чтение в «писательском кресле» - частотные формы представления результатов.) Так, учащиеся зачитывали свои сочинения по темам «Герои, живущие среди нас», «Пионеры - герои», «Вклад моей семьи в историю Великой Победы».



Приёмы, позволяющие развить навыки письменной речи:

  • кластер – графическая организация материала, которая помогает понять, что можно сказать по теме. Кластер составляем вместе с классом. Например, по теме «Лексикология»;

  • ключевые термины – учитель выбирает из текста (новая тема в учебнике или художественное произведение) 4-5 ключевых слов, выписывает их на доску. Парам или группам учащихся отводится 5 минут на то, чтобы дать объяснение этим словам (или терминам) и предположить, как они будут применяться в контексте темы, которую им сейчас предстоит изучить;

  • концептуальная таблица – приём актуализации материала перед письменной работой, на обобщающем уроке. Лучше всего данную таблицу составлять при сравнении трёх и более персонажей, образов.

Например, на уроке литературы при изучении темы «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина» составляем таблицу:



Аспекты

Царевна

Елисей

Царица

Доброта

+

+

-

Злоба

-

-

+

Трудолюбие

+

+

-

Смелость

+

+

-

Надменность


-

-

+

  • пятиминутное эссе – этот вид письменного задания применяется в конце урока, позволяет учащимся подытожить свои знания по теме. Два задания: написать, что узнали по теме и задать один вопрос, на который не получили ответа;

  • синквэйн – стихотворение из 5 строк без рифмы. Примеры:

Царевна

добрая, красивая

расцвела, прибрала, помогала

она «нраву кроткого такого»

невеста

После написания синквэйнов переходим к сочинениям.

Таким образом, технология «Письмо» направлена на создание условий для развития основных коммуникативных компетенций: ценностно-смысловых, информационных, коммуникативных, умения вырабатывать своё собственное мнение, приходить к определённым умозаключениям,творческих способностей учащихся.Результат связан не только с созданием текстов собственного сочинения (от рассказов и сказок по определённой тематике, сказок по пословице до сочинений), но и с развитием умения высказывать свою точку зрения по определённой теме, грамотно выстраивать свою позицию по той или иной проблеме, развивает речь, мышление, творческие способности учащихся. В итоге – открытие возможности вариативности учебной деятельности, её индивидуализации, позволяют построить образовательную систему, в которой ученик - активный и равноправный участник образовательной деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!