СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у ребенка потребности в саморазвитии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое "саморазвитие"? Откуда черпать потребность у ребенка развиваться? Выступление перед учителями приглашает к рассуждению на заданные вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у ребенка потребности в саморазвитии»

О.В. Хмельницкая,

педагог-психолог высшей кв.категории

Выступление на педсовете по теме:

«Формирование у ребенка потребности в саморазвитии»,

Лицей №9 им. А.С. Пушкина



Саморазвитие

– обогащение своих знаний путём самостоятельных занятий;

– это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха.

Словарь темы саморазвития: потребность, цели, мотивация, уверенность, разрешение внутриличностных конфликтов, воля, планирование, творчество.

Если мы говорим о потребности (тема нашего разговора), то главный вопрос: Зачем? (мотивация).

Маленький ребенок в каком-то смысле в постоянном саморазвитии: он любопытен, легко реагирует на новые стимулы, у него просто уже заложена потребность к физическому и психическому развитию. Конечно, он еще не владеет знаниями, целеполаганием, планированием и многими другими «взрослыми» навыками, позволяющими заниматься саморазвитием в его истинном смысле.

И очень часто вместо того, чтобы направить ребенка по пути развития, взрослые люди совершают 2 наиболее распространенные ошибки: либо ограничивают движение (не правильно, не достаточно хорошо, не сможешь, и т.п.), либо направляют ребенка по пути желаемого для них самих развития (подгоняют ребенка под свою «модель»).

Что происходит в процессе такого развития, наглядно показано в притче:

Притча о глухой лягушке

Однажды лягушки решили посоревноваться между собой, кто первый взберется на вершину высокой скалы. Лягушек, желающих поучаствовать в этом соревновании оказалось не мало. Со всего леса собрались его обитатели, чтобы посмотреть, как лягушки потерпят фиаско и посмеяться над ними, так как задание казалось невыполнимым.

Соревнование началось и лягушки ринулись взбираться на вершину. И тут же начались насмешки со стороны лесных гостей:

- «Ты посмотри на них, они же сейчас упадут все!»

- «Это же невозможно, что они о себе вообразили!»

- «Вам никогда не достигнуть вершины!»

Лягушки начали падать с горы одна за другой.

Звери продолжали кричать:

- «Вы посмотрите, как высоко, а Вы такие маленькие и слабые!»

- «Это же тяжело, а у Вас такие маленькие лапки!»

- «Вы же лягушки, а не орлы!»

Слыша эти насмешки, все больше лягушек сходило с дистанции. Прошло еще немного времени, и все лягушки попадали и отказались от своей цели. Только одна лягушка упорно карабкалась на вершину. Несмотря на насмешки, громкие высказывания «невозможно» и тяжелый путь она взбиралась все выше и выше. И вот настал тот миг, когда лягушка-победитель была уже на вершине горы, добралась до своей цели. Все были удивлены и даже шокированы: «Как же эта маленькая лягушка могла вскарабкаться на вершину такой большой и плоской горы?»

Когда она спустилась, то к ней подошли участники соревнования и наблюдатели и спросили: «Как тебе это удалось? Какой у тебя секрет?»

А она просто была глухая! Она не слышала, что это «невозможно»...

- - - - - - -

Вот почему нередко дети достигают чего-то не «благодаря», а «вопреки» (мы знаем достаточно примеров успешных «троечников» и совершенно не состоявшихся «отличников»).

…Мы рассуждаем, как сформировать потребность в саморазвитии?

Ответ очень прост: поддержать природную потребность ребенка в развитии, направить по пути его развития и снабдить необходимыми инструментами для достижения целей (сформировать базовые компетенции).



Невозможно – это всего лишь громкое слово.

Невозможно – это не факт. Это только мнение.

Невозможно - это не приговор. Это вызов.

Невозможно - это шанс проверить себя.

Невозможно – это не навсегда.

Невозможное – возможно!