О.В. Хмельницкая,
педагог-психолог высшей кв.категории
Выступление на педсовете по теме:
«Формирование у ребенка потребности в саморазвитии»,
Лицей №9 им. А.С. Пушкина
Саморазвитие
– обогащение своих знаний путём самостоятельных занятий;
– это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха.
Словарь темы саморазвития: потребность, цели, мотивация, уверенность, разрешение внутриличностных конфликтов, воля, планирование, творчество.
Если мы говорим о потребности (тема нашего разговора), то главный вопрос: Зачем? (мотивация).
Маленький ребенок в каком-то смысле в постоянном саморазвитии: он любопытен, легко реагирует на новые стимулы, у него просто уже заложена потребность к физическому и психическому развитию. Конечно, он еще не владеет знаниями, целеполаганием, планированием и многими другими «взрослыми» навыками, позволяющими заниматься саморазвитием в его истинном смысле.
И очень часто вместо того, чтобы направить ребенка по пути развития, взрослые люди совершают 2 наиболее распространенные ошибки: либо ограничивают движение (не правильно, не достаточно хорошо, не сможешь, и т.п.), либо направляют ребенка по пути желаемого для них самих развития (подгоняют ребенка под свою «модель»).
Что происходит в процессе такого развития, наглядно показано в притче:
Притча о глухой лягушке
Однажды лягушки решили посоревноваться между собой, кто первый взберется на вершину высокой скалы. Лягушек, желающих поучаствовать в этом соревновании оказалось не мало. Со всего леса собрались его обитатели, чтобы посмотреть, как лягушки потерпят фиаско и посмеяться над ними, так как задание казалось невыполнимым.
Соревнование началось и лягушки ринулись взбираться на вершину. И тут же начались насмешки со стороны лесных гостей:
- «Ты посмотри на них, они же сейчас упадут все!»
- «Это же невозможно, что они о себе вообразили!»
- «Вам никогда не достигнуть вершины!»
Лягушки начали падать с горы одна за другой.
Звери продолжали кричать:
- «Вы посмотрите, как высоко, а Вы такие маленькие и слабые!»
- «Это же тяжело, а у Вас такие маленькие лапки!»
- «Вы же лягушки, а не орлы!»
Слыша эти насмешки, все больше лягушек сходило с дистанции. Прошло еще немного времени, и все лягушки попадали и отказались от своей цели. Только одна лягушка упорно карабкалась на вершину. Несмотря на насмешки, громкие высказывания «невозможно» и тяжелый путь она взбиралась все выше и выше. И вот настал тот миг, когда лягушка-победитель была уже на вершине горы, добралась до своей цели. Все были удивлены и даже шокированы: «Как же эта маленькая лягушка могла вскарабкаться на вершину такой большой и плоской горы?»
Когда она спустилась, то к ней подошли участники соревнования и наблюдатели и спросили: «Как тебе это удалось? Какой у тебя секрет?»
А она просто была глухая! Она не слышала, что это «невозможно»...
- - - - - - -
Вот почему нередко дети достигают чего-то не «благодаря», а «вопреки» (мы знаем достаточно примеров успешных «троечников» и совершенно не состоявшихся «отличников»).
…Мы рассуждаем, как сформировать потребность в саморазвитии?
Ответ очень прост: поддержать природную потребность ребенка в развитии, направить по пути его развития и снабдить необходимыми инструментами для достижения целей (сформировать базовые компетенции).
Невозможно – это всего лишь громкое слово.
Невозможно – это не факт. Это только мнение.
Невозможно - это не приговор. Это вызов.
Невозможно - это шанс проверить себя.
Невозможно – это не навсегда.
Невозможное – возможно!