К
омитет образования и науки администрации Новокузнецкого городского округа
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №99"
654086, Россия, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Монтажная,35
т/ф. 31-16-77, 31-20-44, 31-00-54; e-mail: [email protected], www.school-mmm.ucoz.ru
Формирование у учащихся интереса к изучению национальной культуры через проектную деятельность при изучении программы «Разговор о правильном питании»
Автор: Пышнова А.В.
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
Новокузнецк, 2019
Для того, чтобы ребенок гармонично развивался, он, конечно, должен быть здоров. Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего состоит питание ребенка с первых дней жизни, а также от режима питания. Давно известен тот факт, что неправильное питание не только нарушает нормальное течение процессов роста и развития детей, но и способствует возникновению многих заболеваний. Очень хорошо сказал о роли питания виднейший специалист в этой области академик А. А. Покровский:
«Питание является основным фактором внешней среды, оказывающим самое непосредственное влияние на жизнедеятельность живого организма».
Правильное рациональное питание удовлетворяет физиологические потребности человека в основных пищевых веществах и энергии, обеспечивает поддержание здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, устойчивости к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам.
Программа «Разговор о правильном питании»(М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, А. Г. Макеевой) реализует множество задач, направленных на формирование у каждого ребенка навыка здорового образа жизни. Одной из задач, которые программа ставит перед педагогом, реализующим программу, является пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов. Именно на этом направлении я и хочу сегодня остановиться.
Одним из принципов построения программы является культурологическая сообразность – в содержании программного материала учитываются исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;
В ходе реализации программы я использую различные формы организации работы с детьми, что позволяет не только заинтересовать детей, но и поддерживать постоянную активность детей, желание участвовать в работе, не просто узнавать новое, но и быть распространителем
Одной из форм организации деятельности детей являются проекты. Именно эту форму я считаю наиболее оптимальной, т.к. роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
В рамках программы мы с детьми реализовали несколько проектов. Одним из таких проектов стал проект «Как правильно есть», в процессе реализации которого учащиеся не только изучили правила питания, подготовки места для приема пищи, познакомились с особенностями быта русской семьи и семей малых народов Кузбасса в прошлом, но и изготовили плакаты по правилам питания и разместили их в школьной столовой.
Еще одним проектом, который знакомит детей с историей питания русского народа и малых народов Кузбасса, особенностями приготовления блюд в различные исторические эпохи, является проект «Каша-матушка наша». Реализуя этот проект, дети не просто собирали нужную информацию, но и провели исследование, какие каши ели люди раньше, какие едят сейчас, собрали большой материал по организации питания в школьной столовой, сделали выводы о том, какие каши лучше едят дети нашей школы, а потом познакомили с этой информацией учащихся начальной школы. Результатом данной работы стало создание книга рецептов каш. Я считаю, что такая работа имеет большое воспитательное значение,
Другим проектом, тесно связанным с национальной культурой, являлся проект «Старинные русские напитки», реализованный при изучении темы «Как утолить жажду». В ходе исследования дети опрашивали бабушек и дедушек, стараясь узнать, какие напитки были популярными в их детстве, находили информацию в различных источниках, в том числе и в русских народных сказках. Результат работы – книга «Старинные русские напитки», которую создали ученики 4 класса.
С большим удовольствием дети участвуют в кулинарных конкурсах. Для этого им приходится проводить не только поисковую работу, но и готовить различные блюда, при этом опираясь на традиции приготовления блюд в своей семье. В этой работе большую помощь оказывают родители. Так, участвуя в конкурсе «Пишем кулинарную книгу», участники кружка совместно с родителями готовили традиционное блюдо своей семьи, а затем доказывали, почему это блюдо является не только вкусным, но и полезным.
В настоящее время дети работают над проектом «За чаем не скучаем». Этот проект позволит детям провести поисковую работу и узнать, какой чай был самым популярным на Руси, когда в России появился импортный чай, как сделать чай вкуснее и много другое.
Таким образом, работая по программе «Разговор о правильном питании, я пришла к выводу, что это интересная, своевременная программа, которая позволяет вырастить поколение, ориентированное на здоровый образ жизни, на продолжение традиций питания своего народа, своей семьи, так как именно в младшем школьном возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого.