Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
Краснодарский педагогический колледж
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Преподаватель математики
Степанян Л.
Краснодар - 2021
Главной сегодняшней задачей образования является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и … чья основная компетентность заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей жизни.
М. Ноулз
В Концепции модернизации Российского образования в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, может стать востребованным в любой стране мира.
Большая роль при этом отводится математике. Перед учителем математики остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения предмету, которые позволят выпускнику школы получить систему знаний соответствующую современным Российским и международным требованиям.
Объективно во всем мире падает средний уровень математической образованности. Новые поколения студентов многого не знают и, к сожалению, некоторые из них даже не хотят знать. Важнейшей целью образования студентов-гуманитариев в области математики является воспитание у них определенной математической культуры и привития конкретных методологических навыков использования современных математических методов в практической деятельности. Учитывая психологические особенности мышления людей «гуманитарного склада ума», эти цели можно реализовать, не навязывая им исключительно формально-логические способы изложения. Одной из основных трудностей является явное предубеждение значительной части студентов-гуманитариев против изучения математики.
Именно в наше время, несмотря на явный информационный бум, настойчиво заговорили о «кризисе образования». В частности, причина кризиса математического образования состоит в том, что интеллектуальная среда, которая формирует математическое сознание учащихся, не дает им деятельностной основы для опыта, на который могли бы накладываться математические абстракции. Интерес к математической науке побуждается не рассуждениями о математике, а решением задач и приложениями. Математика всегда была привлекательной как область мышления, которая более, чем какая-либо другая, тренирует человеческий ум и демонстрирует возможность неоспоримых выводов.
Большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний в жизненных ситуациях, т.е. имеют недостаточный уровень сформированности ключевых компетенций.
Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности. Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий.
Необходимо строить обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения; мотивировало учащихся к более высоким достижениям и интеллектуальному росту.
В начале XXI в. в отечественном образовании закрепляется компетентностный подход. В конце прошлого века ЮНЕСКО очерчивает круг компетенций, которые должны рассматриваться как желаемый результат образования третьего тысячелетия. Это «четыре столпа», на которых оно должно основываться: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить, – определив тем самым основные глобальные компетентности в мировом образовательном пространстве. Главная задача компетентностного подхода – усилить практическую ориентацию образования, выйдя за пределы ограничений «зуновского» образовательного пространства. Компетентностный подход не отрицает накопления знаний, но в то же время сами по себе знания не являются целью обучения, они – лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности школьника в мире.
Актуальной проблемой современного общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.
Такие ключевые компетенции, как компетенция личностного самосовершенствования, социально-трудовая, коммуникативная, информационная, учебно-познавательная, ценностно-смысловая, общекультурная могут реализовываться силами математики.
1. Коммуникативная – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
2. Информационная – владение информационными технологиями
3. Социально-трудовая – умение жить и работать в коллективе.
4. Личностное совершенствование – способность к самоопределению и самообразованию.
5. Общекультурная – способность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Формирование учебно–познавательной компетенции может происходить по двум основным каналам: само содержание учебного предмета и путем определенной организации познавательной деятельности.
Формирование учебно–познавательной компетенции через содержание учебного предмета. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображения, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. И здесь мне на помощь приходят занимательные задачи. Ученики испытывают удивление, когда решают или составляют сами (с опорой на данные) такие задачи.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Новое и неожиданное всегда в предмете выступает на фоне уже известного и знакомого. Поэтому для поддержания познавательного интереса нужно научить умению в знакомом видеть новое, помочь прийти к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках.
И здесь на помощь приходят игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
Не последнюю роль в формировании учебно-познавательной компетенции играет развитие творческих способностей учащихся..
Готовясь к уроку, я подбираю материал к нему, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту. В этом мне помогают нестандартные, логические задачи, задачи – головоломики, на соображение и догадку. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач считается гимнастикой ума. Такие задачи включаю в урок ежедневно и результат: дети перестают бояться незнакомых задач и с удовольствием участвуют в олимпиадах различного уровня. Это приобщает учащихся к творческому поиску, активизирует их самостоятельную исследовательскую деятельность.
Формирование учебно–познавательной компетенции путем определенной организации познавательной деятельности.
Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ученик хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация - средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий сознательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
Итак, при определении нового понятия учащимся предлагаю только объект мысли и его название. Ученики самостоятельно определяют новое понятие, затем с помощью учителя уточняют это определение и закрепляют его.
Другой способ создания проблемной ситуации – изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос (столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием).
Поисковая ситуация в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют задачу поиска. Следующий способ создания проблемной ситуации - подвожу школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения.
Следующим из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является организация исследовательской деятельности школьников на уроках математики. Для того чтобы ученик стал субъектом учения, необходимо поставить его в такие условия, в каких бывает ученый в момент открытия. Во время организации такой работы я стараюсь держать «паузу незнания», чтобы включить детей в дискуссию. Каждый из учеников имеет право на свою точку зрения, каждый ответ проверяется как возможный вариант
Нестандартные задания – исследования числовых закономерностей –это один из способов по организации творческой учебно-исследовательской деятельности. Дети, работая с числовыми закономерностями, активно сопереживают одноклассникам, создается ситуация успеха в поиске нестандартного решения. Помимо этого я отмечаю, как у ребят формируются навыки анализа полученной информации, оппонирования своим товарищам. Подобные задания могут быть использованы учителем на любом этапе урока, но наиболее удобным они на этапе устного счета, когда от каждого ребенка требуется проявить смекалку, скорость вычислительных навыков. Более того, подобные задания становятся личностно значимыми, позволяют каждому ученику почувствовать себя ученым-первооткрывателем.
Следующим методом формирования учебно-познавательной компетенции является применение информационно-коммуникативных технологий на уроках математики. Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. В последнее время очень сильно побуждает к познавательной деятельности и формирует личностные качества: творчество, самостоятельность, создает условия роста, успеха, самопознания личности - использование на уроках компьютерной техники. Самостоятельное создание презентаций к уроку, поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, компьютерное тестирование, все это изменяет процесс обучения, способствует лучшему усвоению учебного материала. В настоящее время на уроках использую следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы и тренажёры, тесты.
Такие уроки позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность ученика, стимулируют их самостоятельному приобретению знаний. На таких уроках каждый ученик работает активно и увлеченно, у учащихся развивается любознательность, познавательный интерес. В процессе интегрированных уроков вырабатывается у школьника умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно. Увлекшись, он не замечает, что учится – он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации. Одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. При компьютерном тестировании учащийся видит свой результат сразу после выполнения задания, а не по прошествии какого-либо времени, когда для него оценка теряет свою актуальность. Использую тестовые конструкции с информационно – познавательной направленностью, тестовые конструкции, содержащие задачи с пропущенными единицами измерения величин, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.
Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста. Предоставляю учащимся возможность составлять самим всевозможные тестовые конструкции. Надо отметить, что сегодня увеличивается число учащихся, имеющих дома компьютеры и подключение к Интернету. В связи с этим практикую электронные домашние задания, которые могут быть выполнены и в нашем классе, и в кабинете информатики. Например, подготовка презентации по какой-либо теме, или построение графиков, диаграмм в электронных таблицах Excel, или поиск информации в Интернете. В своей работе выработала следующие требования к электронным домашним заданиям.
Домашнее задание может быть дифференцированным.
Должен быть определён обязательный минимум выполнения, необходимо указать временные рамки.
Следует рекомендовать учащимся некоторые источники информации (например, адреса сайтов).
Должно быть оговорено место размещения выполненной работы (папка в компьютере).
Школьные учебники по математике предлагают задачи в основном текстового содержания. Поэтому при подготовке к уроку с применением ИКТ я использую задачи из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.
Вследствие чего у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливается жизненный опыт. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности.
Особое внимание я уделяю решению задач. Так как это умение обладает некоторыми особенностями:
1.Постановка учебной задачи
2.Анализ достаточности имеющихся знаний, самостоятельный поиск недостающей информации.
3.Необходимость выбора оптимального способа выполнения работы, принятия решения.
4.Обмен мнениями в группах, дискуссия.
5.Самостоятельное выполнение работы.
6.Анализ успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.
И формирует такие ключевые компетенции как:
1.Самостоятельность, способность к самообразованию.
2.Умение планировать работу по выполнению задания.
3.Умение анализировать, оценивать результаты работы.
4. Коммуникабельность, способность к общению, умение работать в коллективе.
5.Ответственность за принятое решение.
6.Самопрезентация. Творческая работа учащихся.
Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Исследования убедили меня в том, что каждому учителю необходимо выработать свою стратегию формирования учебно-познавательной компетенции. Есть стратегия, значит легче обеспечить практику, которая включает все то, что значимо в ближайшие уроки: оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и деловых ситуаций, поощрений, соревнований, различных форм сотрудничества