СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках физики.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физика как учебный предмет располагает достаточными возможностями для формирования ключевых компетенций учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках физики.»

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках физики.

Подготовила: учитель физики Яковлева М.А.

15.01.2018г.

Когда учителя перестанут учить,

ученики, наконец, смогут учиться.

Ф. де Ларошфуко

Физика как учебный предмет располагает достаточными возможностями для формирования ключевых компетенций учащихся. Этому способствует, например, разнообразие видов учебно – познавательной деятельности учащихся на уроках, политехническая направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике.

В ходе усвоения физики ребёнок вовлекается во все этапы научного познания (наблюдение → гипотеза → эксперимент → анализ и обобщение результатов), обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей.

Одной из основных составляющих образовательной компетенции является учебно-познавательная, формирование которой является необходимым условием эффективности учебной деятельности в школе, а затем и в ВУЗе, что позволяет рассматривать формирование учебно-познавательной компетенции как приоритетную задачу современной школы.

Планируя систему уроков по физике, я использую такие средства, формы и приёмы обучения, которые обеспечивают достижение общеобразовательных целей:

  • Умение адаптироваться к жизни;

  • Развитие интереса к непрерывному образованию и самообразованию;

  • Развитие мышления и самостоятельности в принятии решений;

  • Воспитание ответственности.

Обеспечить качественное усвоение стандарта образования, и вместе с тем учебно-познавательной компетенции возможно только через специально организованную работу учащихся.

При рассмотрении курса физики, возможно рассмотрение следующих способов формирования учебно-познавательной компетенции:

1. Обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины в ходе экспериментальной деятельности.

Ученикам даётся возможность самостоятельно делать выводы при проведении опытов. Получая задания, они проверяют гипотезу, выдвинутую в начале урока. Например:

  • все вещества состоят из частиц;

  • между частицами есть силы притяжения и отталкивания;

  • в жидкости и газе существует выталкивающая сила;

  • кристаллическое тело имеет постоянную температуру плавления;

  • выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и объёма тела;

В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, анализировать, делать публичное сообщение о проделанной работе.

2. Составление кроссвордов, сообщений, написание сочинений к изученной теме. Данная форма обучения предполагает нестандартное использование полученных знаний, позволяет ученикам проявить свои творческие способности.

3. Создание электронных презентаций. Формирование умения использовать информационные технологии в процессе обучения, открывает перед учащимися огромные возможности самостоятельного поиска информации, стимулирует развитие творческого мышления учащихся, развивает способность решать различные ситуации в реальной жизни, повышает интерес к физике.

4. Вывод учащихся на новое понятие.

Данная форма обучения представляет некое подобие мозгового штурма. Ученики получают задание практического характера. Например, учащимся 8 класса можно предложить перечислить материалы, используемые при строительстве дома перед началом изучения понятия теплопроводность. Сделать обоснованный вывод в пользу того или иного материала. Такой подход к изучению физики делает её наиболее приближенной к реальной жизни.

5.Создание проблемной ситуации.

Деятельность учителя по использованию проблемных ситуаций на уроках физики возможна:

а) при объяснении нового материала.

б) при использовании физического эксперимента.

в) при проведении фронтальной лабораторной работы

г) при использовании мысленного эксперимента.

Для создания проблемных ситуаций на уроках физики необходимо выявить возможные типы противоречий, которые могут возникать в ходе изучения физики. Преодоление трудного и непонятного материала на уроке становится возможным, когда учебные задания вызывают интерес или увлекают доступными, жизненными проблемами. Рассматривая специфику создания учебных проблемных ситуаций, следует обратить внимание на тот факт, что они создаются проблемным вопросом, который служит ядром урока.

Проблемный вопрос должен содержать противоречивость информации и вызывать необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, обобщать их, т. е. искать закономерность. Так, например: “Почему тонет брошенный в воду гвоздь, а тяжелое судно плавает?” будет проблемным, а вопрос: “Почему тела плавают?” будет информационным, поскольку он требует для ответа лишь знаний.

Таким образом, создание проблемных ситуаций на уроках, делает урок более значимым, так как это следует логике процесса научного познания.

Ф – Г – М – Э (факты – гипотеза – модель – эксперимент)

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: отстаивать свое мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам; рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы товарищей; объяснять более слабым учащимся непонятные места; самостоятельно выбирать посильное задание; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

а) Рассмотрим пример создания проблемной ситуации на уроке физики по теме “Диффузия” в 7 классе. Учащимся предлагается определить скорость диффузии запаха духов в помещении и сравнить ее со скоростью движения молекул, которая сообщается ученикам. Скорость молекул примерно400 м/с, она соизмерима со скоростью пули. После расчета скорости диффузии учащиеся получают результат: примерно 25 см /с. Для решения им необходимо вспомнить, как рассчитать скорость, зная путь и время. Возникает проблема: почему скорость диффузии много меньше скорости молекулы? Учащиеся выдвигают свои гипотезы и пытаются объяснить данный факт, используя первоначальные сведения о строении вещества.

В данной ситуации можно подвести к правильным выводам не напрямую, а косвенно, проведя аналогию: представьте себе, что каждый из вас молекула и вам надо преодолеть расстояние от одной стены до другой, сначала вы делаете это в пустом помещении, а затем с преградами (молекулами), которые совершают хаотичное движение. После обсуждения данной проблемы совместными усилиями приходим к выводу о том, что молекула запаха преодолевает столкновения и взаимодействия с другими молекулами, при этом теряя скорость.

б) в 8 классе при изучении темы: «Делимость электрического заряда. Электрон» провожу опыт по разделению заряда и прошу ответить на вопрос: можно ли заряд делить бесконечно? После обсуждения приходим к выводу, что существует частица с наименьшим зарядом – электрон.

в) При изучении атмосферного давления в 7 классе хорошую проблемную ситуацию создает следующий занимательный опыт: сваренное вкрутую и очищенное яйцо, положенное на горлышко графина, втягивается внутрь его, если предварительно бросить в графин зажженную бумагу и быстро закрыть графин яйцом. Проблемная ситуация рождается в силу того, что яйцо втягивается в графин «само», якобы без внешнего воздействия.

Проблемные ситуации возникают в ходе познавательной деятельности человека. Поэтому для введения в проблемную ситуацию нельзя (недостаточно) просто указать учащимся на противоречие. Необходимо так организовать их деятельность, чтобы они сами натолкнулись на некоторое несоответствие познаваемого с имеющейся у них системой знаний.

Еще один способ активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся

Измерение длины проволоки

Приборы и материалы: моток тонкой медной проволоки, который нельзя размотать, весы, гири, карандаш, линейка, образец проволоки 15-20 см.

Указания по выполнению работы:

1. Определить массу мотка на рычажных весах.

2. Намотать 30-40 витков образца проволоки на карандаш и измерить длину намотанной части.

3. Определить диаметр проволоки ,

где l – длина намотанной части, N – количество витков.

4. Определить площадь сечения проволоки

5. Из формулы плотности определить объем

6. Найти длину проволоки

Особый интерес у учащихся при изучении физики вызывает привлечение художественной литературы, которая стимулирует процесс творческого поиска, даёт пути самореализации личности учащихся, возможность ощутить полную гармонию личности и окружающего мира. При изучении темы «Диффузия» обращаюсь к отрывку из произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца» с вопросом: как собака нашла хозяина?

При объяснении темы «Воздухоплавание» зачитываю отрывок из произведения Н.Н. Носова «Приключения Незнайки». Учащиеся объясняют почему «тёплый воздух легче холодного».

Любые физические понятия и любая физическая теория становятся для ребят сознаваемыми, когда они подтверждены конкретными, понятными и близкими примерами.

Решение проблемы формирования учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе обучения физики является весьма сложным процессом. Внедрение в учебный процесс комплекса методик и технологий, способствует результативности. Мной приведены лишь некоторые, активно используемые методики и технологии. Только деятельностный характер обучения, на уроках позволяет формировать учебно-познавательные компетенции на материале содержания учебного предмета физики.


Литература

1. Болотова В.С. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физики. http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html.

2. Ивашкин Д.А. Освоение метода познания на уроках физики: журн. Физика в школе / Изд. Первое сентября, № 14, с. 23-25, 2011.

3. Урок физики в современной школе: творческий поиск учителей: кн. Для учителя / Сост. Э.М. Брамерман; Под редакцией В.Г. Разумовского. – М.: Просвещение, 1993.

4. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.

5. Р. И. Малафеев «Проблемное обучение физике в средней школе»

М., «Просвещение», 1980 г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!