Методическое объединение учителей начальных классов гимназии работает над темой «Образовательная среда начальной школы как условие и ресурс развития творческих способностей педагогов и обучающихся в условиях реализации ФГОС второго поколения и постепенного перехода к ФГОС третьего поколения»"
Анализируя свою работу перед собой поставила цель - "Изучить вопросы формирования учебной деятельности как желания и умения учиться. Контрольно-оценочная самостоятельность ребёнка."
Актуальность данного вопроса в том, что система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Она направлена на внешний контроль, преимущественно проверяется репродуктивный уровень усвоения знаний и умений, навыков, где учитель является последней инстанцией в оценивании работы ученика, и в результате у многих учащихся падает интерес к учёбе, возникает чувство неприязни к учителю, пренебрежение к качеству получаемых знаний, т.е оценивание не поддерживает ученика, а отрицательно влияет на обучение. Роль оценки сводится к принуждению. А моя задача создать условия , обеспечивающие поддержку улучшения результата.
В своей работе часто задаю вопрос, что я могу сделать как педагог , чтобы помочь каждому ребёнку получить знания , овладеть умениями , стать компетентным в разных областях своей деятельности. Уже несколько десятилетий идёт поиск новых способов оценивания учебных результатов. И этот поиск привёл к появлению таких интересных и эффективных подходов к оцениванию , как рефлексивное качественное самооценивание, введённое ещё Ш.А. Амоношвили , критериальное оценивание, различные приёмы безотметочного оценивания, оценивание учащихся по результатам их собственного продвижения.
В систему оценивания стараюсь заложить механизм поощряющий и развивающий самооценивание учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. Мои учащиеся имеют возможность сопоставлять результаты , к которым он пришёл с оценкой учителя. Такая прозрачность системы оценивания уже является фактором , подталкивающим к самооцениванию. Такая форма работы обеспечивает постоянный контакт между учителем, учеником, родителями.
Единое образовательное пространство для учащегося организуется через единую систему оценивания для моего класса. Так как я преподаю в своём классе только русский язык и математику вот уже 2 года, поэтому работаю по системе оценивания в тесном контакте с другими преподавателями, обеспечивающих единые требования к принципам оценивания.
Работая по новым требованиям, я поняла важность значения в формировании и воспитании оценочной самостоятельности ребёнка. Полностью согласна с тем, что только человек, умеющий контролировать, оценивать свою деятельность, действия окружающих людей, события, может отвечать за свои поступки, самостоятельно выполнять корректировку своих действий и организовывать свою деятельность. Мои выпускники мотивированы к обучению, понимают и знают, для чего они учатся. Я уверена, что в этом огромную роль и помощь играет формирующее оценивание.
Формирующее оценивание служит не столько для повышения успеваемости учащихся, а позволяет сформировать навыки самостоятельного обучения, ориентировано на конкретного ученика, поддерживает обратную связь ученика и учителя, помогает ученику обнаруживать пробелы в знаниях и ликвидировать их, заставляет концентрироваться, сосредотачиваться на уроке, быть собранным, внимательным, чтобы в конце урока получить положительную оценку не только от учителя и одноклассников, но и провести самооценку, которая вызовет самоудовлетворение ученика, в чём и заключается важность оценивания.
Я стала на уроках использовать Листы самооценок индивидуальной работы на уроке, в течение изучения темы, в конце четверти и года, выполнять взаимооценку работы в парах, в группе. Использую педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:
- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей);
- прием «задания-ловушки» (на рефлексию освоения способа действия);
- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение сопоставлять свои действия по образцу);
- прием «составление задачи, подобной данной»;
- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение обучающихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
- прием «составление заданий» (выделение критериев и на их основе разработка аналогичных заданий);
- прием «права выбора» (работа с вариантами «заданий»);
- прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть ошибочное рассуждение при решении той или иной задачи);
- прием «умные вопросы» (определять «дефицит» своих знаний).
Приведу некоторые примеры видов оценивания, которые оказались наиболее удачными:
Оценка | да | нет | Причины, по которым я плохо выполняю домашнее задание |
Я считаю, что сделал(а) домашнее задание по всем предметам на «5» | | | |
Я сразу понял(а), что требуется сделать. | | | |
У меня не возникало трудностей при выполнении | | | |
Выполнил(а) все грамматические задания. | | | |
Выделил(а) орфограммы. | | | |
Проверил(а) свою работу, исправил(а) ошибки. | | | |
Все записи сделал(а) старательно, аккуратно | | | |
Выполнил(а) работу над ошибками. | | | |
Подготовил(а) грамотный пересказ, ответы на вопросы. | | | |
Мне не стыдно за мою учёбу. | | | |
Лист самооценки выполнения домашнего задания ученика(цы )_________
Лист самооценки работы в паре
Оцени свою работу в паре:
Утверждение | Полностью согласен | Частично согласен | Не согласен | Затрудняюсь ответить |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий | | | | |
При разногласиях я принимаю другое решение | | | | |
Большинство решений предложено мной | | | | |
Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение | | | | |
Работать в паре труднее, чем одному | | | | |
Мне интереснее и полезнее работать в паре | | | | |
Лист самооценки
У каждого ученика лист с двумя шкалами
Интересный урок Моё участие
- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.
А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) ____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) ____________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать _________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше __________________
6. Осталось непонятным _________________________________________________
Методическое объединение учителей начальных классов работает в тесном сотрудничестве с МО учителей математики и русского языка.