СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование учебной деятельности как желания и умения учиться. Контрольно-оценочная самостоятельность ребёнка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается вопрос рефлексивного качественного  самооценивания,  разработанный ещё Ш.А. Амоношвили , критериальное  оценивание, различные приёмы безотметочного  оценивания, оценивание учащихся по результатам их  собственного продвижения.  

Просмотр содержимого документа
«Формирование учебной деятельности как желания и умения учиться. Контрольно-оценочная самостоятельность ребёнка»

Методическое объединение учителей начальных классов гимназии работает над темой «Образовательная среда начальной школы как условие и ресурс развития творческих способностей педагогов и обучающихся в условиях реализации ФГОС второго поколения и постепенного перехода к ФГОС третьего поколения»"

Анализируя свою работу перед собой поставила цель - "Изучить вопросы формирования учебной деятельности как желания и умения учиться. Контрольно-оценочная самостоятельность ребёнка."

Актуальность данного вопроса в том, что система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Она направлена на внешний контроль, преимущественно проверяется репродуктивный уровень усвоения знаний и умений, навыков, где учитель является последней инстанцией в оценивании работы ученика, и в результате у многих учащихся падает интерес к учёбе, возникает чувство неприязни к учителю, пренебрежение к качеству получаемых знаний, т.е оценивание не поддерживает ученика, а отрицательно влияет на обучение. Роль оценки сводится к принуждению. А моя задача создать условия , обеспечивающие поддержку улучшения результата.

В своей работе часто задаю вопрос, что я могу сделать как педагог , чтобы помочь каждому ребёнку получить знания , овладеть умениями , стать компетентным в разных областях своей деятельности. Уже несколько десятилетий идёт поиск новых способов оценивания учебных результатов. И этот поиск привёл к появлению таких интересных и эффективных подходов к оцениванию , как рефлексивное качественное самооценивание, введённое ещё Ш.А. Амоношвили , критериальное оценивание, различные приёмы безотметочного оценивания, оценивание учащихся по результатам их собственного продвижения.

В систему оценивания стараюсь заложить механизм поощряющий и развивающий самооценивание учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. Мои учащиеся имеют возможность сопоставлять результаты , к которым он пришёл с оценкой учителя. Такая прозрачность системы оценивания уже является фактором , подталкивающим к самооцениванию. Такая форма работы обеспечивает постоянный контакт между учителем, учеником, родителями.

Единое образовательное пространство для учащегося организуется через единую систему оценивания для моего класса. Так как я преподаю в своём классе только русский язык и математику вот уже 2 года, поэтому работаю по системе оценивания в тесном контакте с другими преподавателями, обеспечивающих единые требования к принципам оценивания.

Работая по новым требованиям, я поняла важность значения в формировании и воспитании оценочной самостоятельности ребёнка. Полностью согласна с тем, что только человек, умеющий контролировать, оценивать свою деятельность, действия окружающих людей, события, может отвечать за свои поступки, самостоятельно выполнять корректировку своих действий и организовывать свою деятельность. Мои выпускники мотивированы к обучению, понимают и знают, для чего они учатся. Я уверена, что в этом огромную роль и помощь играет формирующее оценивание.

Формирующее оценивание служит не столько для повышения успеваемости учащихся, а позволяет сформировать навыки самостоятельного обучения, ориентировано на конкретного ученика, поддерживает обратную связь ученика и учителя, помогает ученику обнаруживать пробелы в знаниях и ликвидировать их, заставляет концентрироваться, сосредотачиваться на уроке, быть собранным, внимательным, чтобы в конце урока получить положительную оценку не только от учителя и одноклассников, но и провести самооценку, которая вызовет самоудовлетворение ученика, в чём и заключается важность оценивания.

Я стала на уроках использовать Листы самооценок индивидуальной работы на уроке, в течение изучения темы, в конце четверти и года, выполнять взаимооценку работы в парах, в группе. Использую педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе: 

- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);

- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей);

- прием «задания-ловушки» (на рефлексию освоения способа действия);

- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение сопоставлять свои действия по образцу);

- прием «составление задачи, подобной данной»;

- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);

- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение обучающихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);

- прием  «составление заданий» (выделение критериев и на их основе разработка аналогичных заданий);

- прием «права выбора» (работа с вариантами «заданий»);

- прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть ошибочное рассуждение при решении той или иной задачи);

- прием «умные вопросы»  (определять «дефицит» своих знаний).

Приведу некоторые примеры видов оценивания, которые оказались наиболее удачными:



Оценка

да

нет


Причины, по которым я плохо выполняю домашнее задание

Я считаю, что сделал(а) домашнее задание по всем предметам на «5»




Я сразу понял(а), что требуется сделать.




У меня не возникало трудностей при выполнении




Выполнил(а) все грамматические задания.




Выделил(а) орфограммы.




Проверил(а) свою работу, исправил(а) ошибки.




Все записи сделал(а) старательно, аккуратно




Выполнил(а) работу над ошибками.




Подготовил(а) грамотный пересказ, ответы на вопросы.




Мне не стыдно за мою учёбу.




Лист самооценки выполнения домашнего задания ученика(цы )_________

Лист самооценки работы в паре

Оцени свою работу в паре:

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий





При разногласиях я принимаю другое решение





Большинство решений предложено мной





Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение





Работать в паре труднее, чем одному





Мне интереснее и полезнее работать в паре






Лист самооценки

У каждого ученика лист с двумя шкалами










Интересный урок Моё участие

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.

А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) ____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) ____________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать _________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше __________________

6. Осталось непонятным _________________________________________________

Методическое объединение учителей начальных классов работает в тесном сотрудничестве с МО учителей математики и русского языка.