СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование учебной мотивации на уроках русского языка для детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация - это самая сложная проблема, с которой приходится работат всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Формирование учебной мотивации на уроках русского языка для детей с ОВЗ.»

Формирование учебной мотивации на уроках русского языка

для детей с ОВЗ.

Новикова И.А.,

учитель начальных классов

Василий Андреевич Сухомлинский писал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». В связи с этим вопрос о формировании мотивов учебной деятельности звучит наиболее остро и актуально. В настоящее время большинство педагогов рассматривают мотивацию как одну из основных движущих сил учения ребенка с ОВЗ. Педагоги, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе таких детей важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. Учитывая ослабленность мотивационной сферы, мы должны решать одну из основных педагогических задач на уроке – формирование учебных мотивов.

Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Обратимся к понятию мотива. Мотив (от французского motif) – побудительная сила, причина; от латинского – приводить в движение, толкать. Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности.

Все мотивы учения подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. Это – внутренние мотивы. Другие связаны – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Это – внешние мотивы.

Факторы, влияющие на учебную мотивацию:

- образовательное учреждение;

- организация учебного процесса;

- особенности учащегося (интеллектуальное развитие, способности, самооценка);

- специфика учебного предмета;

- особая роль учителя.

Для формирования положительного отношения к учебе можно выделить следующие направления в работе учителя:

1. Развитие самостоятельности, самоконтроля, предоставление свободы выбора. Конкретные действия на уроке, такие как самостоятельные упражнения и практические работы, учащиеся выполняют охотнее, чем познавательные задачи. Урок тогда будет эффективен, когда будет построен на учительско - ученической деятельности. Это достигается практическими самостоятельными методами и приемами. Не случайно новые стандарты перешли от общеучебных умений и навыков к универсальным учебным действиям. Обратите внимание на виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий). Что должен ученик с ОВЗ делать на уроке? Он, как и все, должен анализировать, характеризовать, сравнивать, осуществлять, иметь представление, овладевать, передавать, излагать, создавать, отбирать, систематизировать, оценивать, исправлять и т.д. Ученик должен захотеть усваивать учебный материал. Нужно втянуть его в образовательный процесс, чтобы он не мог не работать.

2. Задачи обучения должны исходить из запросов и интересов самого ученика. Для того чтобы учащийся по - настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

3. Занимательность учебного материала.

Мне хочется обратить внимание на некоторые этапы урока. Любой урок начинаем с точной формулировки темы, так как это очень важный его элемент. Чем конкретнее сформулирована тема, тем легче отбирать материал и строить его. Наряду с академическими темами урока не нужно бояться и необычных формулировок, которые привлекут внимание обучающихся. Например, при изучении имени существительного «Имя существительное – хлеб русского языка», «Эти трудные – трудные безударные гласные», при повторении изученного «В стране выученных уроков», «Покажи умение употреблять местоимения».

Начало урока выступает как момент, от которого зависит в значительной степени успех всего урока. Оно должно чем - то удивить, обрадовать, над чем - то задуматься. Это могут быть пятиминутные разминки для развития сообразительности. В течение пяти минут нужно решить словесную задачу, ответить на вопрос кратко, точно, с необходимым объяснением. Это могут быть шутливые загадки, игры, ребусы, словесные лабиринты, «перевертыши», слова с «зашумлением». Например, при изучении раздельного написания предлогов послушайте шутливое выражение: «Не вертись с подносом у меня под носом». Какие слова обыграны в этом предложении? Почему это оказалось возможным? Также в начале урока мы проводим эмоциональные зарядки. Это могут быть небольшие стихотворения, высказывания о русском языке, пословицы. Такие разговорные формы работы должны проводиться регулярно, чтобы ученик увидел в учителе человека, который хочет с ними общаться не только по поводу того, что изучается на уроке, но и по поводу того, что происходит в жизни. Обратите внимание на погоду, вспомните народные приметы, прочитайте стихотворение, тем самым создайте доверительные и доброжелательные отношения. Без этого общение не состоится.

Стоит ли специально включать в урок занимательный материал? Да, стоит, но делать, это нужно осмотрительно и дозировано. Игровые технологии представляют особую ценность при работе с детьми с ОВЗ. Игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого - педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие и выполнять, коммуникативную, диагностическую, игротерапевтическую функции, функцию самореализации, коррекции в игре.

C помощью игры активизируется мыслительная деятельность, развивается внимание и познавательный интерес к предмету, развивается творческое воображение. Игровая деятельность на уроке снимает утомление у детей. На уроках русского языка возможно применение игр различного типа. Есть темы – «подарки», которые можно проводить в форме викторин, конкурсов, путешествий. Используя игру, как метод создания психологической комфортности на уроках русского языка, удаётся решить задачу, которую ставит каждый учитель: снять страх, напряжение, комплекс неуспеха у ученика, сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а способствовала возникновению интереса к учению. Разумно использовать игру с традиционными формами, так как она увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия сложного материала.

При использовании игровых технологий можно было заметить, что учащиеся проявляли большую активность. Большее оживление наступало тогда, когда на уроках присутствовали интерактивные игры. Во время проведения таких игр учащиеся работали с удовольствием, от своей деятельности они получали удовольствие, старались выполнить задание как можно лучше. На уроках, в содержание которых входило такое средство обучения, как игра, повышалась активность учащихся, повышался их интерес к уроку.

4. Создание ситуации успеха. Два важных мотива обучения – это радость, успех, испытываемые обучающимися в процессе учения, удовлетворение его результатами. Для возникновения у ребенка стойкой мотивации – « хочу учиться, хочу учиться хорошо » - необходимо формировать в нем уверенность в своих силах. Чтобы потом, по прошествии некоторого времени, робкое « могу » превратилось в радостное « хочу ». «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, создающий желание учиться», - В.А.Сухомлинский. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является похвала ученика. Учителю необходимо быть очень внимательным к успеху обучающегося. Успех надо сразу же заметить, оценить. Практически каждого можно за что – либо похвалить: за внешний вид, красивый почерк, аккуратность, весёлый нрав, находчивость. Ученик, которого хвалят, испытывает к учителю особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают в ребёнке чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту. Она может быть вербальной и не вербальной: улыбка, жесты, мимика. Похвалу учитель может выразить в раздаточных жетонах, карточках, оценивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ.

5. Личность учителя. Интерес обучающегося к предмету зависит также от личности учителя, от его собственного интереса к делу и к детям. Интерес к учению в значительной степени зависит у обучающегося от убеждённости, что он делает важное, нужное дело.

6. При выполнении заданий обучающимся учителю следует напоминать об аналогичных заданиях, выполненных ранее, о правилах необходимых при выполнении упражнения, предложить ученику примерный план ответа, предупредить о возможных затруднениях в выполнении задания, использовать наглядные пособия с направляющим планом действий. Воизбежании усталости необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно или письменно), интерактивные задания, творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

Таким образом: формировать учебную мотивацию – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию.


Список литературы

1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности/ В.Г.Асеев.-М.:Педагогика,1984.-64с.
2. Дорсман Е.М. Занимательные игры на уроках русского для учащихся начальных классов. Дидактические материалы. - Пермь,2006.-119 с.
3. Коджаспарова, Г.М.Педагогический словарь/Г.М.Коджаспарова Г.М., А.Ю.Коджаспаров.-М.:Академия,2000.-176с.
4. Кудрявцева Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора. – 2011. – №4. – С.13-27.

5. Маркова, А.К.Формирование мотивации учения/А.К.Маркова, Т. А. Матис, А.Б.Орлов. -М.:Просвещение,1990.-192с.
6. Мельникова Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе // Образовательная система «Школа 2100». Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов. – М., Баласс, 2009. – С. 164-283.
7. Сказки учат грамоте: Диктанты и изложения в курсе морфологии Учебно-методическое пособие /Сост. М.П.Абашеева, В.Е. Кайгородова, М.А.Лебедева и др.; ПГПУ –Пермь ,2001.-115 с.
8. Скороходова Н. Мотивация на уроке/Н.Скороходова//Сельская школа.-2003.-№6.-с.96-103.
9. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Г.И.Щукина.-М. :Просвещение, 1998.-208с.
10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя // Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2011. – 156 с. (серия «Стандарты второго поколения»).

11. Юрьева В.А. Межпредметные связи в работе со словом на уроках русского языка. –Пермь :Изд-во ПОИПКРО,2002.-80 с.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!