Существенные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества предъявляют новые требования к уровню подготовки школьников. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы становления творческой, социальной активности личности, развития умения оперативно и рационально перерабатывать информацию, находить нестандартные способы решения различных проблем, сотрудничать и ответственно действовать в личных и коллективных интересах. Решение указанных задач неразрывно связано с развитием учебной самостоятельности индивида. Динамичный процесс взаимодействия обучаемого с объектами познания, направленный на овладение системой знаний и ценностных отношений, формирует учебную самостоятельность, определяет готовность и способность ребенка к интеллектуальной и преобразовательной деятельности. Слабая изученность проблемы, а также потребность практики в развитии учебной самостоятельности младших школьников послужили основанием для выбора темы исследования: «Формирование учебной самостоятельности младших школьников (на примере дисциплины «Русский язык»)».
Согласно Государственному стандарту (2004) основным новообразованием младших школьников является учебная деятельность. В ряде публикаций (А.Б. Воронцов, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается, что в учебной деятельности происходит формирование фундаментальной способности самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, которая позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности, формы общения с другими людьми.
Учебная деятельность есть форма активного отношения к изучаемому материалу. Она возникает на основе мотивации ученика и предполагает наличие таких моментов, как избирательность подхода к объектам познания, цели, задачи, которые надо решать, преобразование объекта в последующих действиях, направленных на решение проблемы.
Но помимо того, что необходимо прививать навыки учебной деятельности, нужно также формировать умения самоконтроля и самопроверки. Умения самопроверки и самоконтроля – контрольно-оценочного звена учебной деятельности – составляет основу будущей учебной самостоятельности ученика, которая постепенно перерастает в личную самостоятельность, являющуюся и основным вектором взросления и состоящую в ответственном, инициативном поведении, осуществляющуюся в конечном итоге без посторонней помощи, собственными силами.
Учебную самостоятельность мы рассматриваем как качество личности, проявляющееся у школьников в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем умения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами учебной деятельности, совершенствовать их и творчески применять в различных ситуациях. Учебная самостоятельность является не просто суммой психических функций школьника, а выступает как интегративное качество его личности, то есть она связана с формированием системы знаний и способов деятельности, направленных на применение усвоенных знаний, а также с напряжением волевых усилий. Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя.
Учебная самостоятельность включает в себя следующие составляющие:
Самостоятельность учащихся в учебной деятельности проявляется:
– в решении познавательных задач оригинальными способами;
– в формулировке выводов и обобщений, не предложенных в готовом виде ни в учебной литературе, ни в изложении учителя;
– в оценке изучаемых фактов и явлений с точки зрения личностных установок;
– в применении соответствующих мыслительных операций при анализе и синтезе фактического и теоретического материала, отличающегося от ранее изученного.
Подлинная самостоятельность предполагает сознательную мотивированность действий и их обоснованность, неподверженность другим влияниям.
Проблема и необходимость стимулирования развития учебной самостоятельности учащихся при изучении курса «Русский язык» в общеобразовательной школе объясняется несколькими причинами:
1. Активизация учебной деятельности является объективным условием сознательного и прочного усвоения школьниками лингвистических знаний, умений и навыков.
2. Изучение дисциплины «РЯ» дает школьникам представление о роли и значении языковых единиц, их строении и употреблении в речи.
3. Практика обучения, педагогические, психологические и методические исследования убеждают, что глубокое и прочное усвоение основ школьной лингвистики предполагает обязательную актуализацию самостоятельных учебных действий по выявлению существенного в изучаемом материале.
Формирование учебной самостоятельности младших школьников требует так организовать процесс обучения, чтобы целенаправленно приобщать учащихся к добыванию знаний, вырабатывать у них способность и потребность действовать независимо.