Выступление на педсовете по теме:
” Формирование учебных универсальных действий в проектной деятельности учащихся ”
Учитель технологии Школа № 63 г. Ульяновск
Илларионова Г.Г.
Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию способностей учащихся по разным предметам; снижение перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение их в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
Сегодня в центре внимания педагогов-практиков находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать использовать новые знания; развитие критического мышления.
Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.
Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач - от постановки проблемы до представления результата.
Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; проектирование может быть индивидуальным и групповым; общешкольным, межшкольным по составу участников; в проекте могут участвовать дети разного возраста; проекты могут быть предназначены для изучения разных тем предмета, а могут быть надпредметными, межпредметными, внепредметными. Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения. Проекты создаются в самых разных областях человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся могут приобретать знания в процессе использования информации при решении практических задач, в процессе оценки результативности и навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека и природы. Через приобретаемые опыт происходит знакомство с производством, миром профессий, с традициями и обычаями народов мира, с достижениями науки; достигается связь теории с практикой.
Можно выделить несколько типов проектов: - по числу учащихся (индивидуальный, парный, групповой);
- по доминирующему методу (игровой, исследовательский, творческий);
- по предметным областям (межпредметный, монопредметный, надпредметный);
- по продолжительности (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный). В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, каждый тип проекта имеет свои сроки исполнения, этапность, количество участников.
Как показывает опыт, деятельностный подход к обучению и метод проектов как нельзя лучше решают задачи новой школы. Учащиеся должны прочувствовать, пропустить через себя весь учебный материал, а для этого прекрасно подходит обучение через проектную работу. Программа “Технология”, разработанная с учетом требований представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Программой предусмотрено выполнение в каждом учебном году нескольких творческих проектов. Методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой деятельности с начала учебного года. Количество учебных часов на творческую проектную деятельность в 5 классе ранее составляло 10 учебных часов, теперь увеличено до 21 часа. Выполняются проекты по разделам: ”Кулинария”, ”Технология ведения дома”, ”Создание изделий из текстильных материалов”, ”Художественные ремесла”. Проектная деятельность учащихся, направленная на становление личности ребенка через активные способы действия. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий. Где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта. «Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических данных, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования)».
Основная цель, которую преследует метод проектов: научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний; научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить; сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию; получить навыки обработки информации; сформировать навыки проведения исследований; сформировать навыки работы и делового общения в группе; сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Формирование универсальных учебных действий учащихся в их метапредметной деятельности при выполнении творческих проектов: на каждом этапе проекта в зависимости от поставленных целей и задач формируются определенные универсальные учебные действия. К ним можно отнести:
*личностные – формирование учебно-познавательного интереса, понимание причин успешности, способность к самооценке (действие самоопределения),
*регулятивные, позволяющие организовать учащимся свою деятельность по работе над проектом - умение отобрать и проанализировать информацию-умение преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры в проектной деятельности –умение вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, *познавательные – умение осуществлять поиск необходимой информации –устанавливать причинно-следственные связи – умение выделить главное- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения творческих задач- умение прогнозировать результат – умение осуществлять синтез , как составление целого из частей. Важную роль играют
*коммуникативные УУД, формирующие умение взаимодействовать и сотрудничать как с учащимися, так и с учителем, полно и точно выражать свои мысли, умение учитывать разные мнения и интересы, обосновывать свою позицию, умение приходить к общему решению в совместной работе при выполнении коллективных проектов.
Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, позволяют каждому самостоятельно осваивать культурные ценности. Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности.