СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование умений понимать использованнные в тексте средства художественной выразительности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются приемы работы в начальной школе над формированием умений понимать и использовать в речи средства художественной выразительности на уроках литературного чтения. Представлены дидактические игры, задания, позволяющие развивать речь, читательскую компетентность, а так же повысить интерес обучающихся к чтению и русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Формирование умений понимать использованнные в тексте средства художественной выразительности»

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПОНИМАТЬ ИСПОЛЬЗОВАНННЫЕ В ТЕКСТЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ


Королькова Т.В.,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №13 с углубленным изучением предметов

эстетического цикла»,

г. Ноябрьск,

Аннотация:

В статье раскрываются приемы работы в начальной школе над формированием умений понимать и использовать в речи средства художественной выразительности на уроках литературного чтения. Представлены дидактические игры, задания, позволяющие развивать речь, читательскую компетентность, а так же повысить интерес обучающихся к чтению и русскому языку.

Ключевые слова: средства художественной выразительности, сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, фразеологизмы, синонимы, антонимы, омонимы.


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает требования, направленные на формирования основ читательской компетентности в начальном звене общеобразовательной школы, что подтверждает актуальность данной темы как важной проблемы обучения.

Конечная цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – литературное развитие обучающихся, предполагает решение двух основных задач, а именно: во-первых, это совершенствование навыка чтения во всех его качествах и формирование полноценного типа читательской деятельности, подразумевающего развитие читательских умений, привитие интереса и любви к чтению; во-вторых, это подготовка к изучению литературы в среднем звене школы.

Решение этих задач предполагает обучение не просто чтению, но и пониманию, осмыслению и переосмыслению прочитанного, то есть анализу художественного произведения. Следовательно, необходимо выделять на уроках достаточное количество времени на усвоение литературоведческих понятий, сведений, средств.

Усвоение младшими школьниками происходит в процессе работы над художественным произведением, когда на уроке выделяются в тексте образные выражения. Важно научить детей видеть изученные литературные приемы в тексте и понимать цель, которую преследовал автор, используя в своем произведении тот или иной прием.

Понятно, что полноценная деятельность учащихся в этом направлении возможна, начиная с 3 класса, т.к. урок литературного чтения в 1-2 классах – это, в основном, обучение выразительному чтению.

В начальной школе мы работаем с такими средствами художественной выразительности – сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, фразеологизмы, синонимы, антонимы, омонимы.

Сначала вся работа в начальных классах проводится в практическом плане, без называния терминов, позже вводятся и сами термины. На доске и у ребят есть памятки, которыми они пользуются на уроке. (Приложение 1)


Для запоминания терминов используем стихотворения:

Дождик тихо плачет,

Солнышко смеется.

Явление это

Олицетворением зовется.

 

Великолепный, лучезарный,

Быть может, чуточку коварный.

Его назвать вы все хотите -

Неподражаемый эпитет.


Находить изобразительные средства в читаемом тексте – сложная, но увлекательная работа, раскрывающая секреты мастерства писателя, какими изобразительными средствами пользовался автор для создания столь яркого образа.

Так, благодатным материалом для знакомства со сравнениями являются загадки, которые помогают детям понять, как с помощью сравнения емко и красочно создается образ. «Круглый как мяч, сладкий как мед. Кто его ел, тот сразу поймет…» (арбуз)

Сначала выясняем, какие слова помогли отгадать загадку, с чем сравнили отгадываемый предмет.

Чтобы вызвать в воображении учащихся картины, образы, предлагаем представить, как тихо - тихо летят снежинки, обгоняют друг дружку... , на что они похожи, рассказать кто видел такой легкий снег. Дети сравнивают снег с лёгкими пушинками, с тополиным пухом, с лебяжьим, они порхают, кружатся, витают в воздухе. Потом пробуем сами сочинить загадки.


Игру «Загадайка» можно проводить по группам. Несколько предметов или их изображений на карточках складываются в коробочку, вынимая по одной, дети об этом предмете придумывают сравнение, описывают его или сочиняют загадку.

Как трава зеленый, играет, как на скрипке, прыгает, как лягушка. (Кузнечик)

С хвостиком, как поросенок, полосатый, как зебра, с семечками, как подсолнух. (Арбуз)


При работе над стихотворениями хорошо показать детям, как сравнение помогает лучше понять и ярче представить то, что изображает автор.

З. Александрова "Снежок"

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух.
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Сначала ребята работают с картинками, на что похож лед, снегири, почему кошка ловит снежинки, на что похож снег. Потом читают стихотворение, выясняют, как автор с помощью слов изобразил картину. Выясняем с чем сравнил лед, снегирей, снег. Упражнения в самостоятельном подборе сравнений помогают в дальнейшем использовать сравнения в устных рассказах и письменных сочинениях.

Эпитет - это художественное определение, дающее яркое, образное представление о предмете или явлении. Работа над эпитетом начинается с выяснения, почему так, а не иначе определен предмет. Чаще всего эпитет - прилагательное, но он может быть выражен именем существительным: Идет волшебница зима. (А. Пушкин.) или наречием:

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит. (А. Пушкин.)

Очень важно, чтобы дети поняли поэтичность образов. В стихотворении С. Есенина «Береза» дети встречаются с такими определениями - эпитетами:  «на пушистых ветках», «сонная тишина», «золотой огонь». Объясняя смысл этих словосочетаний, дети говорят: «Ветки пушистые потому, что они в инее, в снегу. Сонная тишина - очень тихо кругом, как будто все спит, береза стоит в сонной тишине. А когда поднялось солнце, то снежинки заблестели. Они как будто горят в золотом огне». Подобные ответы школьников свидетельствуют о поэтическом восприятии стихотворного текста, помогают представить картину, описанную поэтом.

Использую прием «Нарисуй картину», но не на бумаге, а в своем воображении.

Дети опускают голову на парту, закрывают глаза и представляют то, о чем читаю. Затем использую прием "словесное рисование". Дети рассказывают какие картины они нарисовали в воображении, стараясь использовать сравнения, эпитеты, олицетворения и другие средства выразительности.

Очень важно, чтобы образные средства языка были использованы детьми в собственной речи.

Проводятся специальные упражнения по подбору эпитетов. Работа состоит в следующем. Учащимся предлагается подумать, как можно сказать о хорошо знакомом предмете, например: о вечернем небе, о разбушевавшемся море, о теплом ветерке. Ребята на уроке подобрали эпитеты: небо огненное, пылающее, багровое, теплое, спокойное; море грозное, свирепое, могучее, жестокое, величественное; ветерок - ласковый, мягкий, нежный.

Если постоянно обращать внимание на эпитеты, то у учащихся накопится некоторый опыт их применения. Школьники начинают употреблять эпитеты в пересказах, рассказах, сочинениях.


Огромной изобразительной силой обладает метафора. Объяснение метафор (без термина) начинается в I классе. Метафоричность речи свойственна младшему школьному возрасту. «Солнышко спать ушло», «Собака любит загорать», «Травка пить хочет» - такие выражения часты в речи дошкольников. Дети, взрослея, становятся реалистами и постепенно отказываются от поэтического, сказочного восприятия мира. Поэтому в I классе уже можно сказать, что такие хитрости используют писатели для создания образов. Сами дети уже способны объяснить смысл словосочетания "золотые руки", это может послужить отправной точкой к работе на уроке знакомства с метафорой.

Перед учащимися III, IV классов следует иногда ставить вопрос: «Почему писатель сказал именно так?» Это поможет детям почувствовать эмоциональные оттенки, которыми окрашена метафо­ра.

Нередко встречаются такие метафоры, в которых явления природы, неживые предметы уподобляются живым существам (олицетворения). Очень нравится детям работа с олицетворениями.

К.Бальмонт

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

-Действительно ли солнце может смеяться?Почему? (неживой предмет) Кто может смеяться? (Человек-живое существо)

«Черемуха душистая/С весною расцвела...» (С.Есенин).

Черемуха, будто девушка, завила свои ветки... Ручей поёт черемухе песню.И черемуха, и ручей воспринимаются детьми, как живые действующие лица, они живут подобно людям. Ребята без особого труда сами находят олицетворения.

Игра «Оживи предмет»: называю слово солнышко-«радуется», месяц- «спит»; ветер- «воет»; небо- «хмурится», дерево- «печалится», туча- «плачет».


Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Школьник приобщается, таким образом, к стилистике художественной речи, сам овладевает простейшими изобразительно-выразительными средствами.

Этим же целям служат и работа: с синонимами, антонимами, фразеологизмами, многозначностью слов. Уже в букваре начинается эта работа. Работа с антонимами начинается с анализа пословиц: Труд кормит, а лень портит. Лето собирает, а зима подъедает.

Затем вводятся и специальные упражнения. Народные сказки содержат, как правило, противопоставление добра и зла, безобразия и красоты, ненависти и любви, правды и лжи.

Практическая работа с синонимами, наблюдения над ними с определением различных оттенков и вариантов одного явления, формируют у учащихся понятие о синонимах. Например, дети читают предложение: «Все они хотят счастья, светлого, солнечного неба» .Обращаем внимание на то, что слово «солнечный» усиливает значение слова «светлый».

Работая с пословицами, часто приходится спрашивать толкование слова (Как сказать по-другому?) или пояснять значение путем подбора синонимов: Согласие крепче каменных стен (согласие- взаимопонимание); Терпенье и труд всё перетрут (перетрут-преодолеют); Счастье без ума — дырявая сума (дырявая-пустая).

Игра «Загадочные синонимы-рифмы» позволяет детям развивать умение различать и подбирать синонимы:
Шум – грохот,
Смех – ... (хохот).
Хвала – одобрение,
Удача –- ... (везение).
Здесь – тут,
Работа – ... (труд).
Силач – атлет,
Тайна – ... (секрет).
Отчий – родной,
Жара – ... (зной).
Внезапно – вдруг,
Товарищ – ... (друг).
Идти – шагать,
Плясать – ... (танцевать).
Верный – надёжный,
Трудный – ... (сложный).
Волшебник – маг,
Знамя – ... (флаг).

(М. Дружинина)


Любят дети упражнения на подбор пар антонимов по картинкам:

Большой интерес вызывает работа с шарадами:

Я синоним осьминога, а без «с» в метле нас много. (прут)

Я-антоним шума, стука.

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна, называюсь …(тишина)


Знакомство с многозначностью слова происходит в I классе на примере предложений, или небольших рассказов, или стихотворений. Дети поясняют о каких предметах идет речь, какие картинки подходят к данному предложению. Узнают, что такие слова называются многозначными. А потом и сами называют такие слова. Составляют с ними предложения.

От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно им даются в занимательных, игровых материалах:

Снег засыпает дороги, зверь засыпает в берлоге.

Не хочет косой косить, косой говорит: «Коса коса».

Выделяем омонимы цветными карандашами.

В текстах учебников начальных классов встречается очень много фразеологических единиц - в баснях, в народных сказках, в стихотворениях и идет непосредственная работа над фразеологизмами и объяснением фразеологических единиц.

Глеб у доски повесил нос

Краснеет до корней волос

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чем же думал он вчера, когда баклуши бил с утра?


Большой интерес у детей вызывает информация о происхождении фразеологизмов, например «бить баклуши», «знать назубок», «спустя рукава», «засучив рукава».

Ребятам очень нравится строить предложения или придумывать истории, где уместно употребить фразеологический оборота. Очень нравится рисовать картинки к фразеологизмам или отгадывать фразеологизм по картинкам.

Начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер. Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка:

а) обнаружение в тексте «образных» слов;

б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем;

в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?

г) использование проанализированных и понятных образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;

д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;

е) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов и т.д.

1. Допиши о ком

1. Голоден как ________________ 2. Хитер как ___________________

3. Труслив как ________________ 4. Здоров как _____________________

2. Выдели эпитет синим цветом, сравнение- зеленым, олицетворение - красным.

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя;

То как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый, к нам в окошко постучит.

3. Соедини название средства выразительности и его определения.

олицетворение

Художественное определение

эпитет

Переносное значение слова, указывающее на сходство сравниваемых предметов или явлений

метафора

Наделение предметов, явлений чувствами, настроением, способностями, характером человека.

4. Что обозначают фразеологизмы?

на краю света

зарубить на носу

кот наплакал

баклуши бить

5. Прочитайте предложения. Выделите фразеологизмы . Замените их синонимичными фразами.

Егор сидел ни жив, ни мертв, ожидая наказания.

Его сестра делала уроки спустя рукава.

Разговор о походе они отложили в долгий ящик.

6. Из слов правой и левой колонок составьте словосочетания.

Луч
Замок
Луна
Сон
Тайна
Возглас

Неприступный
Бледный
Ликующий
Роковой
Страшный
Золотой

7. Подберите к данным словам эпитеты

Вода ___________________________________________
      Туман ____________________________________________
      Огонь ____________________________________________
      Свет _____________________________________________
     Лес ___________________________________________

8. Подбери синонимы к словам.

отважный

веселый

9. Подбери антонимы

великолепный

небрежный

10. Прочитай, найди и подчеркни антонимы.

Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно. Хороша вещь, когда новая, а друг – когда старый.

11. Из перечисленных синонимов выбери нужный.

Даже в самый____________________ (жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или берёзы, клёна или дуба, то почувствуешь, что он прохладный.

12. Укажите ряд антонимов:
А) Горячий, тёплый; В) Вражда, ненависть; С) Добро, сочувствие;
Д) Соединение, разъединение; Е) Истина, правда.

13. Определите антоним к словосочетанию бедная растительность:
А) Убогая растительность; В) Пышная растительность; С) Небогатая
растительность; Д) Ничтожная растительность; Е) Скудная растительность.

14. Какая пара слов не является синонимами

1) белый-светлый

2) колоссальный - огромный

3) мчаться - идти

4) глаза – очи

15.Найдите лишнее слово в ряду  синонимов:

1) маленький,

2) мизерный,

3) крохотный,

4) небольшой,

5)пушистый.

16. Найдите многозначные слова.

Удивительные вещи

Странные вещи в природе бывают.

Ножки у стула, а стул не шагает.

Часто часы бьют. Но мы не слыхали,

Чтобы кого-то они обижали.

«Слон затрубил», - говорят. Интересно!

Что-то слона я не вижу в оркестре?

(Карол Корд)

Умение отобрать и употребить слово в свойственном ему значении в зависимости от темы высказывания - один из первых и важных шагов в развитии лексической культуры и вообще речевой культуры детей. Школьники впервые начинают понимать, что значит говорить или писать на ту или иную тему, пользуясь богатством языка.


Приложение 1

Памятка

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

ГИПЕРБОЛА

Намеренное преувеличение

с целью усиления

выразительности.


я говорил это тысячу раз

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Приписывание неодушевлённым предметам

свойств и признаков одушевлённых.

небо плачет

МЕТАФОРА

Слово или выражение, употребляемое в переносном значении.


золотые руки

каменное сердце

ЭПИТЕТ

Слово или целое выражение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление, которое помогает обрести красочность.

Выражается обычно именем прилагательным.

горячо любить

грустная береза

ИРОНИЯ

Тонкая насмешка, употребление не в прямом, а противоположном смысле.

-Ты получил двойку? Молодец!

СРАВНЕНИЕ

Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.


Есть слова, что жгут, как пламя.

Снегири, будто красные яблоки на ветке.

ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Фраза, имеющая особый смысл.


Белая ворона.

Повесить нос.

Литература:

  1. Агейкина З.А. Формирование у младших школьников умения выразительно читать: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. 18 с.

  2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.3 класс. Гуман.изд.центр. Владос.Дрофа, 1999г.-224с.


  1. Галиуллина Н.К., Сухарева Е.В. Учебно-методическое пособие с

аудиоприложением для формирования у учащихся начальной школы навыка

выразительного чтения. Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1», Челябинск. – 45 с.


  1. Зинина, Е.А. Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры / Роды литературы. Способы изображения действительности. Жанровая система. Плакат / Е.А. Зинина. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях/Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. – М.:Просвещение, 2023 г.

  3. Капацинская Е.В. Определение выразительности и способы ее усиления /

Е.В. Капацинская // Проблемы экспрессивной стилистики: (сб. науч. ст.). -

Ростов н/Д., 2009. - С. 24-30.

  1. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно / М.И. Оморокова. - М.:

Академия, 2001. - 312 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!