ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПОНИМАТЬ ИСПОЛЬЗОВАНННЫЕ В ТЕКСТЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Королькова Т.В.,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ №13 с углубленным изучением предметов
эстетического цикла»,
г. Ноябрьск,
Аннотация:
В статье раскрываются приемы работы в начальной школе над формированием умений понимать и использовать в речи средства художественной выразительности на уроках литературного чтения. Представлены дидактические игры, задания, позволяющие развивать речь, читательскую компетентность, а так же повысить интерес обучающихся к чтению и русскому языку.
Ключевые слова: средства художественной выразительности, сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, фразеологизмы, синонимы, антонимы, омонимы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает требования, направленные на формирования основ читательской компетентности в начальном звене общеобразовательной школы, что подтверждает актуальность данной темы как важной проблемы обучения.
Конечная цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – литературное развитие обучающихся, предполагает решение двух основных задач, а именно: во-первых, это совершенствование навыка чтения во всех его качествах и формирование полноценного типа читательской деятельности, подразумевающего развитие читательских умений, привитие интереса и любви к чтению; во-вторых, это подготовка к изучению литературы в среднем звене школы.
Решение этих задач предполагает обучение не просто чтению, но и пониманию, осмыслению и переосмыслению прочитанного, то есть анализу художественного произведения. Следовательно, необходимо выделять на уроках достаточное количество времени на усвоение литературоведческих понятий, сведений, средств.
Усвоение младшими школьниками происходит в процессе работы над художественным произведением, когда на уроке выделяются в тексте образные выражения. Важно научить детей видеть изученные литературные приемы в тексте и понимать цель, которую преследовал автор, используя в своем произведении тот или иной прием.
Понятно, что полноценная деятельность учащихся в этом направлении возможна, начиная с 3 класса, т.к. урок литературного чтения в 1-2 классах – это, в основном, обучение выразительному чтению.
В начальной школе мы работаем с такими средствами художественной выразительности – сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, фразеологизмы, синонимы, антонимы, омонимы.
Сначала вся работа в начальных классах проводится в практическом плане, без называния терминов, позже вводятся и сами термины. На доске и у ребят есть памятки, которыми они пользуются на уроке. (Приложение 1)
Для запоминания терминов используем стихотворения:
Дождик тихо плачет,
Солнышко смеется.
Явление это
Олицетворением зовется.
Великолепный, лучезарный,
Быть может, чуточку коварный.
Его назвать вы все хотите -
Неподражаемый эпитет.
Находить изобразительные средства в читаемом тексте – сложная, но увлекательная работа, раскрывающая секреты мастерства писателя, какими изобразительными средствами пользовался автор для создания столь яркого образа.
Так, благодатным материалом для знакомства со сравнениями являются загадки, которые помогают детям понять, как с помощью сравнения емко и красочно создается образ. «Круглый как мяч, сладкий как мед. Кто его ел, тот сразу поймет…» (арбуз)
Сначала выясняем, какие слова помогли отгадать загадку, с чем сравнили отгадываемый предмет.
Чтобы вызвать в воображении учащихся картины, образы, предлагаем представить, как тихо - тихо летят снежинки, обгоняют друг дружку... , на что они похожи, рассказать кто видел такой легкий снег. Дети сравнивают снег с лёгкими пушинками, с тополиным пухом, с лебяжьим, они порхают, кружатся, витают в воздухе. Потом пробуем сами сочинить загадки.
Игру «Загадайка» можно проводить по группам. Несколько предметов или их изображений на карточках складываются в коробочку, вынимая по одной, дети об этом предмете придумывают сравнение, описывают его или сочиняют загадку.
Как трава зеленый, играет, как на скрипке, прыгает, как лягушка. (Кузнечик)
С хвостиком, как поросенок, полосатый, как зебра, с семечками, как подсолнух. (Арбуз)
При работе над стихотворениями хорошо показать детям, как сравнение помогает лучше понять и ярче представить то, что изображает автор.
З. Александрова "Снежок"
Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В прозрачное стекло. | Где летом пели зяблики, Сегодня – посмотри! – Как розовые яблоки, На ветках снегири. | Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух. И ловит кошка рыжая Веселых белых мух. |
Сначала ребята работают с картинками, на что похож лед, снегири, почему кошка ловит снежинки, на что похож снег. Потом читают стихотворение, выясняют, как автор с помощью слов изобразил картину. Выясняем с чем сравнил лед, снегирей, снег. Упражнения в самостоятельном подборе сравнений помогают в дальнейшем использовать сравнения в устных рассказах и письменных сочинениях.
Эпитет - это художественное определение, дающее яркое, образное представление о предмете или явлении. Работа над эпитетом начинается с выяснения, почему так, а не иначе определен предмет. Чаще всего эпитет - прилагательное, но он может быть выражен именем существительным: Идет волшебница зима. (А. Пушкин.) или наречием:
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит. (А. Пушкин.)
Очень важно, чтобы дети поняли поэтичность образов. В стихотворении С. Есенина «Береза» дети встречаются с такими определениями - эпитетами: «на пушистых ветках», «сонная тишина», «золотой огонь». Объясняя смысл этих словосочетаний, дети говорят: «Ветки пушистые потому, что они в инее, в снегу. Сонная тишина - очень тихо кругом, как будто все спит, береза стоит в сонной тишине. А когда поднялось солнце, то снежинки заблестели. Они как будто горят в золотом огне». Подобные ответы школьников свидетельствуют о поэтическом восприятии стихотворного текста, помогают представить картину, описанную поэтом.
Использую прием «Нарисуй картину», но не на бумаге, а в своем воображении.
Дети опускают голову на парту, закрывают глаза и представляют то, о чем читаю. Затем использую прием "словесное рисование". Дети рассказывают какие картины они нарисовали в воображении, стараясь использовать сравнения, эпитеты, олицетворения и другие средства выразительности.
Очень важно, чтобы образные средства языка были использованы детьми в собственной речи.
Проводятся специальные упражнения по подбору эпитетов. Работа состоит в следующем. Учащимся предлагается подумать, как можно сказать о хорошо знакомом предмете, например: о вечернем небе, о разбушевавшемся море, о теплом ветерке. Ребята на уроке подобрали эпитеты: небо огненное, пылающее, багровое, теплое, спокойное; море грозное, свирепое, могучее, жестокое, величественное; ветерок - ласковый, мягкий, нежный.
Если постоянно обращать внимание на эпитеты, то у учащихся накопится некоторый опыт их применения. Школьники начинают употреблять эпитеты в пересказах, рассказах, сочинениях.
Огромной изобразительной силой обладает метафора. Объяснение метафор (без термина) начинается в I классе. Метафоричность речи свойственна младшему школьному возрасту. «Солнышко спать ушло», «Собака любит загорать», «Травка пить хочет» - такие выражения часты в речи дошкольников. Дети, взрослея, становятся реалистами и постепенно отказываются от поэтического, сказочного восприятия мира. Поэтому в I классе уже можно сказать, что такие хитрости используют писатели для создания образов. Сами дети уже способны объяснить смысл словосочетания "золотые руки", это может послужить отправной точкой к работе на уроке знакомства с метафорой.
Перед учащимися III, IV классов следует иногда ставить вопрос: «Почему писатель сказал именно так?» Это поможет детям почувствовать эмоциональные оттенки, которыми окрашена метафора.
Нередко встречаются такие метафоры, в которых явления природы, неживые предметы уподобляются живым существам (олицетворения). Очень нравится детям работа с олицетворениями.
К.Бальмонт
…Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
-Действительно ли солнце может смеяться?Почему? (неживой предмет) Кто может смеяться? (Человек-живое существо)
«Черемуха душистая/С весною расцвела...» (С.Есенин).
Черемуха, будто девушка, завила свои ветки... Ручей поёт черемухе песню.И черемуха, и ручей воспринимаются детьми, как живые действующие лица, они живут подобно людям. Ребята без особого труда сами находят олицетворения.
Игра «Оживи предмет»: называю слово солнышко-«радуется», месяц- «спит»; ветер- «воет»; небо- «хмурится», дерево- «печалится», туча- «плачет».
Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Школьник приобщается, таким образом, к стилистике художественной речи, сам овладевает простейшими изобразительно-выразительными средствами.
Этим же целям служат и работа: с синонимами, антонимами, фразеологизмами, многозначностью слов. Уже в букваре начинается эта работа. Работа с антонимами начинается с анализа пословиц: Труд кормит, а лень портит. Лето собирает, а зима подъедает.
Затем вводятся и специальные упражнения. Народные сказки содержат, как правило, противопоставление добра и зла, безобразия и красоты, ненависти и любви, правды и лжи.
Практическая работа с синонимами, наблюдения над ними с определением различных оттенков и вариантов одного явления, формируют у учащихся понятие о синонимах. Например, дети читают предложение: «Все они хотят счастья, светлого, солнечного неба» .Обращаем внимание на то, что слово «солнечный» усиливает значение слова «светлый».
Работая с пословицами, часто приходится спрашивать толкование слова (Как сказать по-другому?) или пояснять значение путем подбора синонимов: Согласие крепче каменных стен (согласие- взаимопонимание); Терпенье и труд всё перетрут (перетрут-преодолеют); Счастье без ума — дырявая сума (дырявая-пустая).
Игра «Загадочные синонимы-рифмы» позволяет детям развивать умение различать и подбирать синонимы:
Шум – грохот,
Смех – ... (хохот).
Хвала – одобрение,
Удача –- ... (везение).
Здесь – тут,
Работа – ... (труд).
Силач – атлет,
Тайна – ... (секрет).
Отчий – родной,
Жара – ... (зной).
Внезапно – вдруг,
Товарищ – ... (друг).
Идти – шагать,
Плясать – ... (танцевать).
Верный – надёжный,
Трудный – ... (сложный).
Волшебник – маг,
Знамя – ... (флаг).
(М. Дружинина)
Любят дети упражнения на подбор пар антонимов по картинкам:
Большой интерес вызывает работа с шарадами:
Я синоним осьминога, а без «с» в метле нас много. (прут)
Я-антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна, называюсь …(тишина)
Знакомство с многозначностью слова происходит в I классе на примере предложений, или небольших рассказов, или стихотворений. Дети поясняют о каких предметах идет речь, какие картинки подходят к данному предложению. Узнают, что такие слова называются многозначными. А потом и сами называют такие слова. Составляют с ними предложения.
От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно им даются в занимательных, игровых материалах:
Снег засыпает дороги, зверь засыпает в берлоге.
Не хочет косой косить, косой говорит: «Коса коса».
Выделяем омонимы цветными карандашами.
В текстах учебников начальных классов встречается очень много фразеологических единиц - в баснях, в народных сказках, в стихотворениях и идет непосредственная работа над фразеологизмами и объяснением фразеологических единиц.
Глеб у доски повесил нос
Краснеет до корней волос
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чем же думал он вчера, когда баклуши бил с утра?
Большой интерес у детей вызывает информация о происхождении фразеологизмов, например «бить баклуши», «знать назубок», «спустя рукава», «засучив рукава».
Ребятам очень нравится строить предложения или придумывать истории, где уместно употребить фразеологический оборота. Очень нравится рисовать картинки к фразеологизмам или отгадывать фразеологизм по картинкам.
Начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер. Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка:
а) обнаружение в тексте «образных» слов;
б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем;
в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?
г) использование проанализированных и понятных образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;
д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;
е) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов и т.д.
1. Допиши о ком
1. Голоден как ________________ 2. Хитер как ___________________
3. Труслив как ________________ 4. Здоров как _____________________
2. Выдели эпитет синим цветом, сравнение- зеленым, олицетворение - красным.
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя;
То как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый, к нам в окошко постучит.
3. Соедини название средства выразительности и его определения.
олицетворение | Художественное определение |
эпитет | Переносное значение слова, указывающее на сходство сравниваемых предметов или явлений |
метафора | Наделение предметов, явлений чувствами, настроением, способностями, характером человека. |
4. Что обозначают фразеологизмы?
на краю света
зарубить на носу
кот наплакал
баклуши бить
5. Прочитайте предложения. Выделите фразеологизмы . Замените их синонимичными фразами.
Егор сидел ни жив, ни мертв, ожидая наказания.
Его сестра делала уроки спустя рукава.
Разговор о походе они отложили в долгий ящик.
6. Из слов правой и левой колонок составьте словосочетания.
Луч Замок Луна Сон Тайна Возглас | Неприступный Бледный Ликующий Роковой Страшный Золотой |
7. Подберите к данным словам эпитеты
Вода ___________________________________________
Туман ____________________________________________
Огонь ____________________________________________
Свет _____________________________________________
Лес ___________________________________________
8. Подбери синонимы к словам.
отважный
веселый
9. Подбери антонимы
великолепный
небрежный
10. Прочитай, найди и подчеркни антонимы.
Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно. Хороша вещь, когда новая, а друг – когда старый.
11. Из перечисленных синонимов выбери нужный.
Даже в самый____________________ (жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или берёзы, клёна или дуба, то почувствуешь, что он прохладный.
12. Укажите ряд антонимов:
А) Горячий, тёплый; В) Вражда, ненависть; С) Добро, сочувствие;
Д) Соединение, разъединение; Е) Истина, правда.
13. Определите антоним к словосочетанию бедная растительность:
А) Убогая растительность; В) Пышная растительность; С) Небогатая
растительность; Д) Ничтожная растительность; Е) Скудная растительность.
14. Какая пара слов не является синонимами
1) белый-светлый
2) колоссальный - огромный
3) мчаться - идти
4) глаза – очи
15.Найдите лишнее слово в ряду синонимов:
1) маленький,
2) мизерный,
3) крохотный,
4) небольшой,
5)пушистый.
16. Найдите многозначные слова.
Удивительные вещи
Странные вещи в природе бывают.
Ножки у стула, а стул не шагает.
Часто часы бьют. Но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
«Слон затрубил», - говорят. Интересно!
Что-то слона я не вижу в оркестре?
(Карол Корд)
Умение отобрать и употребить слово в свойственном ему значении в зависимости от темы высказывания - один из первых и важных шагов в развитии лексической культуры и вообще речевой культуры детей. Школьники впервые начинают понимать, что значит говорить или писать на ту или иную тему, пользуясь богатством языка.
Приложение 1
Памятка
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
ГИПЕРБОЛА | Намеренное преувеличение с целью усиления выразительности. | я говорил это тысячу раз |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ | Приписывание неодушевлённым предметам свойств и признаков одушевлённых. | небо плачет |
МЕТАФОРА | Слово или выражение, употребляемое в переносном значении. | золотые руки каменное сердце |
ЭПИТЕТ | Слово или целое выражение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление, которое помогает обрести красочность. Выражается обычно именем прилагательным. | горячо любить грустная береза |
ИРОНИЯ | Тонкая насмешка, употребление не в прямом, а противоположном смысле. | -Ты получил двойку? Молодец! |
СРАВНЕНИЕ | Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. | Есть слова, что жгут, как пламя. Снегири, будто красные яблоки на ветке. |
ФРАЗЕОЛОГИЗМ | Фраза, имеющая особый смысл. | Белая ворона. Повесить нос. |
Литература:
-
Агейкина З.А. Формирование у младших школьников умения выразительно читать: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. 18 с.
-
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.3 класс. Гуман.изд.центр. Владос.Дрофа, 1999г.-224с.
-
Галиуллина Н.К., Сухарева Е.В. Учебно-методическое пособие с
аудиоприложением для формирования у учащихся начальной школы навыка
выразительного чтения. Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1», Челябинск. – 45 с.
-
Зинина, Е.А. Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры / Роды литературы. Способы изображения действительности. Жанровая система. Плакат / Е.А. Зинина. - М.: Дрофа, 2007.
-
Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях/Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. – М.:Просвещение, 2023 г.
-
Капацинская Е.В. Определение выразительности и способы ее усиления /
Е.В. Капацинская // Проблемы экспрессивной стилистики: (сб. науч. ст.). -
Ростов н/Д., 2009. - С. 24-30.
-
Оморокова М.И. Учимся читать выразительно / М.И. Оморокова. - М.:
Академия, 2001. - 312 с.