Формирование умений обучающихся в условиях реализации ФГОС.
В результате реализации Федерального стандарта, одним из главных требований становится достижение метапредметных результатов выпускниками школы, формированию у них учебных действий., ключевых компетенций. Роль общественных наук заметно возрастает, на первое место выдвигается необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Федеральный стандарт определяет основные метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления.
Таким образом, в требованиях к выпускникам ключевое значение приобретают умения, а также способы деятельности, связанные с продуктивными методами обучения (устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов, различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения и др.).
Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства. Информационно-компьютерные технологии помогают не только повысить качество и эффективность образовательного процесса, но и предоставляют богатейшие возможности для формирования ключевых компетенций и надпредметных умений и навыков обучающихся.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии в различных ситуациях.
В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают:
• ключевые метапредметные компетенции (самые общие понятия);
• общепредметные (касающиеся нескольких предметов);
• предметные (касающиеся одного предмета) компетенции.
Обратимся к основным понятиям. Компетенция – заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность – владение учеником соответствующей компетенцией, включающая его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Ключевая компетенция, совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной, продуктивной деятельности в определенной сфере.
Применительно к школьникам ключевые компетенции - это такие функциональные умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей. Это наиболее универсальные компетенции, необходимые человеку, как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сфере, являющиеся для него как бы «ключом к успеху» в современном мире. На уроках истории происходит формирование ценносто-смысловой компетенции, информационной, коммуникативной, учебно-познавательной и компетенции саморазвития. Остановимся на некоторых из них.
Информационная компетентность – умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать и передавать ее.
Информационная компетентность включает в себя умения:
самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи,
делать аргументированные выводы,
использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации,
структурировать имеющуюся информацию,
представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.
Значимая роль отводится комплексным умениям по поиску и анализу исторической информации, представленной в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации исторической информации, а также умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста. Возрастает познавательная активность ученика, большой упор делается на самостоятельную работу, возрастает значение мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе применение деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, исследовательской, проектной работы.
Как организовать занятие, на котором каждый ученик активно участвует в процессе познания, анализирует факты, делает выводы? Эти вопросы волнуют любого преподавателя. И каждый по-своему старается ответить на них. В основе формирования основных компетенций - деятельностный подход к обучению (овладение знаниями, умениями, навыками и способами их применения в процессе активной деятельности по разрешению приближенных к жизненной реальности ситуаций). В качестве непосредственной цели для учащихся выступает разрешение ситуации (проблемы). Однако решая ее, учащиеся на практике осваивают способ действий, необходимый для решения определенного класса проблем.
В учебных программах, составленных с позиций деятельностного подхода, акцентируется внимание:
- на способах деятельности, умениях и навыках, которые необходимо сформировать у учащихся,
- на опыте деятельности, который должен быть ими накоплен и осмыслен,
- на учебных достижениях как результате осуществления деятельности.
Рассмотрим методы формирования информационной компетенции.
1. Поиск и сбор информации:
- задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;
- задания с избытком информации;
- задания с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).
2. Обработка информации:
- задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование);
- составление планов к тексту;
- подготовка вопросов к тексту;
- составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;
- задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной - из первоисточников или из учебных материалов;
- задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.
3. Передача информации:
- подготовка докладов, сообщений по теме;
- подготовка плакатов, компьютерных презентаций к учебному материалу;
- подготовка «учебных пособий» по теме;
- подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.
4. Комплексные методы:
- составление и защита рефератов (включая составление плана, выводы, оформление библиографии);
- информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые), например проекты типа «Социологический опрос» с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов;
- телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте;
- учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.;
-выпуск ученических СМИ — печатных, электронных.