СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование умений школьников

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование умений школьников»

Формирование умений обучающихся в условиях реализации ФГОС.


В результате реализации Федерального стандарта, одним из главных требований становится достижение метапредметных результатов выпускниками школы, формированию у них учебных действий., ключевых компетенций. Роль общественных наук заметно возрастает, на первое место выдвигается необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Федеральный стандарт определяет основные  метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления.

Таким образом, в требованиях к выпускникам ключевое значение приобретают умения, а также способы деятельности, связанные с продуктивными методами обучения (устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов, различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения и др.).

Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства. Информационно-компьютерные технологии помогают не только повысить качество и эффективность образовательного процесса, но и предоставляют богатейшие возможности для формирования ключевых компетенций и надпредметных умений и навыков обучающихся.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии в различных ситуациях.

В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают:

• ключевые метапредметные компетенции (самые общие понятия);

• общепредметные (касающиеся нескольких предметов);

• предметные (касающиеся одного предмета) компетенции.

Обратимся к основным понятиям. Компетенция – заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность – владение учеником соответствующей компетенцией, включающая его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Ключевая компетенция, совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной, продуктивной деятельности в определенной сфере.

Применительно к школьникам ключевые компетенции - это такие функциональные умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей. Это наиболее универсальные компетенции, необходимые человеку, как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сфере, являющиеся для него как бы «ключом к успеху» в современном мире. На уроках истории происходит формирование ценносто-смысловой компетенции, информационной, коммуникативной, учебно-познавательной и компетенции саморазвития. Остановимся на некоторых из них.

Информационная компетентность – умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать и передавать ее.

Информационная компетентность включает в себя умения:

  • самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи,

  • делать аргументированные выводы,

  • использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации,

  • структурировать имеющуюся информацию,

  • представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

Значимая роль отводится комплексным умениям по поиску и анализу исторической информации, представленной в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации исторической информации, а также умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста. Возрастает познавательная активность ученика, большой упор делается на самостоятельную работу, возрастает значение мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе применение деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, исследовательской, проектной работы.

Как организовать занятие, на котором каждый ученик активно участвует в процессе познания, анализирует факты, делает выводы? Эти вопросы волнуют любого преподавателя. И каждый по-своему старается ответить на них. В основе формирования основных компетенций - деятельностный подход к обучению (овладение знаниями, умениями, навыками и способами их применения в процессе активной деятельности по разрешению приближенных к жизненной реальности ситуаций). В качестве непосредственной цели для учащихся выступает разрешение ситуации (проблемы). Однако решая ее, учащиеся на практике осваивают способ действий, необходимый для решения определенного класса проблем.

В учебных программах, составленных с позиций деятельностного подхода, акцентируется внимание:

- на способах деятельности, умениях и навыках, которые необходимо сформировать у учащихся,

- на опыте деятельности, который должен быть ими накоплен и осмыслен,

- на учебных достижениях как результате осуществления деятельности.

Рассмотрим методы формирования информационной компетенции.

1. Поиск и сбор информации:

- задания на поиск информации в справочной литерату­ре, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;

- задания с избытком информации;

- задания с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).

2. Обработка информации:

- задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хроноло­гическое упорядочение, ранжирование);

- составление планов к тексту;

- подготовка вопросов к тексту;

- составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;

- задания, связанные с интерпретацией, анализом и обоб­щением информации, полученной - из первоисточников или из учебных материалов;

- задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.

3. Передача информации:

- подготовка докладов, сообщений по теме;

- подготовка плакатов, компьютерных презентаций к учебному материалу;

- подготовка «учебных пособий» по теме;

- подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.

4. Комплексные методы:

- составление и защита рефератов (включая составление плана, выводы, оформление библиографии);

- информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые), например проекты типа «Социологический опрос» с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов;

- телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте;

- учебно-исследовательская работа, предполагающая раз­личные методы исследования, а также грамотное представление полученных резуль­татов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.;

-выпуск ученических СМИ — печатных, электронных.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!