СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий»

"Формирование универсальных учебных действий"

Под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному
учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета».
(Ю.В. Громыко)

Психолого-педагогические основы возникновения понятия УУД

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.

В данном подходе  наиболее полно на сегодняшний день раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Универсальные учебные действия

«Универсальные учебные действия» в широком значении означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

«Универсальные учебные действия» в более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно - смысловых и операциональных характеристик. 

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 

  1. познавательные и учебные мотивы; 

  2. учебную цель; 

  3. учебную задачу; 

  4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). 

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

  1. носят  надпредметный и метапредметный характер;

  2. обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

  3. обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;

  4. лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания;

  5. обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Представление о функциях, содержании и видах универсальных учебных действий должно быть положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор  методов,  определение форм обучения должны учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий.

  • Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами.

  • Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.

  • Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.

  • Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.

  • Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

  • Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.

  • Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.

  • Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.

  • Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

  • Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

  • Учитель находит способ увлечь детей знаниями.

  • Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.

  • Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка –это нормально –главное –уметь учиться на ошибках.

  • Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

  • Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

  • Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что –то делать.

  • Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости.

  • Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

  • Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.