СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование универсальных учебных действий через смысловое чтение"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автором статьи рассмотрена проблема обучения учащихся смысловому чтению, обоснована актуальность проблемы, описаны затруднения учащихся, связанные с пониманием текста, раскрыты понятия  грамотность чтения,функциональное чтение, описаны основные технологические приемы, используемые в технике активно - продуктивного чтения. Приведены примеры разработанных автором литературных викторин по разным произведениям

Просмотр содержимого документа
«"Формирование универсальных учебных действий через смысловое чтение"»

Круглова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ СШ № 1 г. Михайловска

Формирование универсальных учебных действий через смысловое чтение.

Навык чтения – это фундамент всего последующего образования.

С этими словами трудно не согласиться. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В.А Сухомлинский утверждал: «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить». Особенно актуально это звучит в век современных коммуникационных технологий и научно – технического прогресса. Современное общество находится под влиянием телевидения, компьютеров и видеоигр, и дети потеряли интерес к чтению. Иоганн Вольфганг Гете когда –то говорил: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели.» Но современные дети не чувствуют прелести и увлекательности этого процесса, изменился сам характер чтения – «деловое» чтение преобладает над «свободным», многие обучающиеся ограничиваются чтением литературы только по школьной программе.

Актуальность темы обусловлена необходимостью перестроения современной школы с учетом возрастающей потребности воспитания и обучения высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто, если ребенок не будет обучен технике активно – продуктивного чтения. Сегодняшние школьники испытывают множественные проблемы и затруднения, связанные с пониманием текста:

  • не понимают смысла прочитанного;

  • общение строят при помощи отдельных слов, словосочетаний, коротких фраз;

  • ограниченный словарный запас;

  • ученики не ставят знаки препинания, не используют заглавных букв, что ведет к неумению структурировать информацию, непониманию.

  • пользуются чужими мыслями, фразами, часто просто их переписывая, не понимая смысла;

  • не владеют приемами сжатия информации: исключения, обобщения, упрощения, то есть приемами передачи смысла информации своими словами.

  • ученики даже не пытаются прочитать текст полностью, делают вывод о содержании текста по первым фразам, остальное домысливают сами по «шаблонным» представлениям о данной теме;

  • стараются запомнить информацию слово в слово (без понимания), что невозможно.

«Читается трояким образом: первое – читать и не понимать, второе – читать и понимать, третье – читать и понимать даже то, что не написано», - писал Я.Б. Княжнин. Достичь третьего уровня понимания текста и позволяет смысловое чтение.

Техника активно-продуктивного чтения – это отнюдь не скорочтение, скорее чтение с остановками Она основана на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации, в том числе и печатной. Это тем более важно, когда современный школьный учебник переполнен содержанием.

Что же такое смысловое чтение, нужно ли учить ему? Как учить? Какие приемы использовать? На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить в этой статье.

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. Разработана междисциплинарная программа развития универсальных учебных действий «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Выпускник основной школы должен научиться:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому;

  • интерпретировать текст;

  • откликаться на содержание и форму текста;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).


Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»?

Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский).

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

Что такое грамотность чтения?

В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.

На сколько уровней можно подразделить грамотность чтения?

В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни:

 поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);

 поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;

 поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;

 поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;

 понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование

 выводов и гипотез относительно содержания текста.


Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения?

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев).

Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.

Цель смыслового чтения - формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлечённую информацию).

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.

Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.

При обучении ребят смысловому чтению активно применяю всем знакомые и часто используемые в технике активно-продуктивного чтения технологические приёмы:

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает уди­вительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традици­онно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…»

Оценка текста

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:

Задай вопрос

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.

Составь задание

Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.

Кубик Блума

О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Аналитик

Более сложной может стать работа учени­ков не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.

Драмогерменевтика

Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» можно назвать ещё «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже.

Пометки на полях

Ещё один вариант самостоятельного изу­чения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.

Стратегия «Алфавит»

На чистом листе в клетках буквы алфавита. Ребята вписывают слова, понятия, термины, ассоциации из текста на те буквы, которые могут, считают нужным. Таким образом понятно, как осмыслен текст.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Кластер (гроздь, созвездие, пучок).

Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие.

Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

«Фишбон» (рыбная кость)

Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость») или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.

Особенно рекомендуется применять для рассмотрения неявных проблем. В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяет говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.

Пирамидная история

1.Имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное, овощ, неодушевленный предмет)
2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества)
3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места)
4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить, любовь…)
5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?)
6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?)
7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?)
8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.

Номер строки обозначает количество слов, вписываемых в "Пирамиду"

РАФТ

Приём работы при создании авторского текста РАФТ (в переводе raft – «плот»). Учит критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить как индивидуально, так и в парах, малых группах сотрудничества с распределением ролей или предоставлением разных вариантов презентаций продукта.

СИНКВЕЙН

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).

  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

  4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

  5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.


Россия

Многоликая, огромная

Живи, расти, процветай

Я люблю тебя всегда

Родина

Ромашка Блума – ромашка вопросов

Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

Если мы используем «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующих «лепестках». В более старшем возрасте можно просто оставить саму классификацию и тогда задание может выглядеть следующим образом: «Перед тем, как мы прочтем текст о кактусах, сформулируйте индивидуально по одному практическому и одному оценочному вопросам. Возможно, текст поможет нам на них ответить».

«Шесть шляп мышления»

Учитель предлагает каждой группе (или отдельному ученику) выбрать свой цвет шляпы и соответственно цвету свое задание:

белый нейтральная позиция: группа (или учащийся) излагает название темы, говорит о главных идеях, констатирует факты, события,

черный позиция "против": группа (или учащийся) говорит об ошибках и противоречиях (о своем несогласии с тем, что изложено в тексте),

желтый – позиция "за": говорит о том, что положительного они вынесли для себя из текста (события),

синий – позиция "размышления": в чем сущность, с чем связано то, о чем пишут, в чем сущность события, свидетелями которого они стали,

красный – позиция "отношения", эмоций: высказывают свое отношение к тому, о чем прочитали (свидетелем каких событий стали), и объясняют его,

зеленый – позиция "творческая": говорят, как можно развить идею, как можно использовать то, о чем написано, что можно изменить, улучшить.


Из личного опыта хотелось бы рассказать о приеме, который я называю «Литературный блиц – опрос». Включаю в него 10 – 15 вопросов по содержанию текста от простых к более сложным. Использую этот прием уже много лет, обычно после первичного знакомства учащихся с текстом, до совместного анализа произведения. Моим ученикам по душе такие уроки. Проводим их по – разному, иногда в виде письменной работы, чаще в виде литературной игры, разделившись на команды, конкурса «Самый внимательный читатель» и т.д. Ребятам очень нравится находить исчерпывающую информацию и дополнять ответы друг друга. Цель этого приема – внимательное прочтение произведения, выбор нужной информации, формирование первичного мнения о героях, их судьбах, поступках, собственной читательской позиции. Представляю вашему вниманию несколько таких вопросников, составленных мною по разным произведениям.


Литературный Блиц – опрос по повести И.С.Тургенева «Ася»


  1. Что такое коммерш? (торжественный пир студентов)

  2. С кем сравнивает господин Н. Асю? («что за хамелеон эта девушка»)

  3. Сколько дней Н. провел в горах? (3 дня)

  4. Где Ася сначала назначила свидание господину Н.? (У каменной часовни на дороге возле развалин)

  5. Где они встретились? (у фрау Луизы)

  6. Полное имя и отчество Аси? (Анна Николаевна)

  7. Куда уехали Гагины? (В Кельн, потом в Лондон)

  8. Что хранит господин Н. в память об Асе? (ее записки и цветок гераниума)

  9. Как звали мать Аси? (Татьяна Васильевна)

  10. Что Н. называет «развалиной»? (остатки феодального замка)

  11. Сколько лет Ася прожила в пансионе? (4 года с 13 до 17 лет)

  12. Какую песню напевала Ася, вышивая на пяльцах? («Матушку-голубушку)

  13. Какие литературные произведения и литературные герои упоминаются в повести И.С.Тургенева «Ася»? (Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна; французский роман, «Герман и Доротея», автор И.Гете)


Блиц – опрос по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»

  1. Что такое берендейка? (шапка)

  2. Кто такой Мизгирь? К какому сословию он принадлежал? («богатый отецкий сын, торговый гость из царского посада»)

  3. Кто отец Купавы? (Мураш)

  4. За что Солнце – Ярило сердито на берендеев? («за стужу наших чувств», за то, что «охладело сердце у людей»)

  5. Как был наказан Мизгирь? («судом народным на вечное изгнанье осужден»)

  6. Где добыл Мизгирь бесценный жемчуг, который хотел подарить Снегурочке? ( у острова Гурмыза)

  7. Какими эпитетами называет автор берендеев? (выписать из всего текста) (ленивые, честные, покорные, народ честной и добрый, государевы люди, слободские берендеи)

  8. Что более всего манит Снегурочку покинуть родительский терем, что привлекает ее у берендеев? (людские песни)

  9. Кто такой Лель (Солнца любимый сын, пастух)

  10. Как называет автор Масленицу? Почему? (честная Масленица, мокрохвостка)

  11. Какие пословицы встречаются в пьесе? (ум дороже денег, глупость мерить – напрасно труд терять, приятно ум чужой своим примерить, на веру взять и на вес; Сколько вору ни воровать – кнута не миновать; свет правдой и совестью держится; подружка есть, так сердце дома)


Блиц – опрос по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

  1. Полное имя главного героя романа? (Родион Романович Раскольников)

  2. Расскажите историю семьи Мармеладовых, назовите всех членов семьи Мармеладовых

  3. Какую статью написал Раскольников? О чём он рассуждал в ней? Где она была напечатана? (статья «О преступлении…», напечатана в «Периодической речи», рассматривает в ней психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления)

  4. Как звали следователя, который вёл дело Раскольникова? (Порфирий Петрович)

  5. Опишите каморку Раскольникова. Как интерьер раскрывает характер героя?

  6. Где и когда разворачивается действие романа? (в Петербурге, в начале июля)

  7. Полное имя матери Раскольникова и его сестры? Полное имя Разумихина? (мать Пульхерия Александровна, сестра Авдотья Романовна, Дмитрий Прокофьич)

  8. В кого был влюблён Разумихин? (в Дуню, сестру Р.)

  9. Как звали хозяйку квартиры, где жил Раскольников, сколько ей было лет? (Прасковья Павловна, 43 года)

  10. Кто такие Лужин, Свидригайлов? Какова их функция в романе? (двойники Раскольникова, через них раскрывает характер главного героя)

  11. Каков финал романа?

Литературный блиц - опрос по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

  1. Сколько лет было Евгению Онегину в момент объяснения с Татьяной в саду? (18 + 8 = 26)

  2. Сколько лет было Владимиру Ленскому? (18 лет)

  3. Назовите отчество Татьяны и Ольги Лариных. (Дмитриевна)

  4. С какой героиней В.А.Жуковского сравнивает Татьяну В. Ленский? (со Светланой)

  5. Сколько лет было няне Татьяны Лариной, когда ее обвенчали? (13 лет)

  6. Назовите отчество няни Т. Лариной? (Филипьевна)

  7. Любимый литературный жанр В. Ленского? (элегия)

  8. Любимая игра Е. Онегина (бильярд)

  9. Примеры каких примет приводит Пушкин в романе и что они означают?

  10. Что символизировал сон Татьяны?

  11. Как называлась деревня В. Ленского? (Красногорье)

  12. Назовите фамилию секунданта В. Ленского? (Зарецкий)

  13. Кто был секундантом Е. Онегина? (слуга, француз Гильо)

  14. Сколько суток добирались Ларины до Москвы? (7 суток)

  15. Какие книги предпочитал читать Онегин? (Адама Смита, Байрона, гл.35 «Стал вновь читать он без разбора. Прочел он Гиббона, Руссо, Манзони, Гердера, Шамфора, мадаме де Сталь, Биша, Тиссо, прочел скептического Беля, прочел творенья Фонтенеля, из наших кой –кого, не отвергая ничего: и альманахи, и журналы…)

  16. В каком городе родился и жил до отъезда в деревню Е.Онегин? (В Санкт – Петербурге)

  17. Почему пели служанки, собирая ягоды в барском саду? (…чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели)

  18. Когда выпал снег? (глава 5) (Снег выпал только в январе, на третье в ночь)

  19. Книгу какого поэта читает Ленский перед дуэлью? (Шиллера)

  20. Чей портрет висел в кабинете Онегина (Байрона)

  21. Как звали мать Татьяны (Пашенька, Прасковья)

  22. Кто сватался к Татьяне из деревенских помещиков и гостей их дома? (Буянов, Иван Петушков, гусар Пыхтин)

  23. Романы каких авторов любила читать Татьяна (Она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо)

  24. Кто стал мужем Татьяны? (генерал, участник войны 1812 г.)

  25. Каков финал романа?


Вопросы по повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка»

1. Имя, отчество Берестова. (Иван Петрович)

2. Как дома называл свою дочь Муромский? (Бетси)

3. Имя кузнеца, чьей дочерью назвалась Лиза при первой встрече с Алексеем? (Василий)

4. Каким именем назвалась Лиза при ее первой встрече с Алексеем? (Акулина)

5. Возраст Лизы (17 лет)

6. Что служило почтовой конторой для переписки Алексея и Лизы? (дупло дуба)

7. Как рано отправилась Лиза в лес, ища первой встречи с Алексеем? (в шестом часу)
8.Кто в повести «был в самом деле молодец»? (Алексей)

9. Это подарила Лизе мисс Жаксон в знак примирения. (пудра)

10. Кто в повести назван настоящим русским барином? (Муромский)

11. Название деревни Берестовых (Тугилово)
12. Цвет платья, в котором Алексей застал Лизу, внезапно явившись в дом Муромских и намереваясь дать отказ жениться? (белое)

13. Имя, отчество Муромского (Григорий Иванович)

14. Как звали служанку Лизы? (Настя)

15. Имя пастуха, изготовившего для Лизы лапти? (Трофим)

16. Кличка собаки Алексея (Сбогар)

17. Возраст мисс Жаксон (40 лет)

18. Во сколько отец с сыном Берестовы приехали в гости к Муромским? (в два часа ровно)

19. Сколько дней на раздумье дал Берестов-старший сыну, намереваясь женить его на дочери Муромского? (три)

20. Предмет с изображением мертвой головы, принадлежащий Алексею Берестову (кольцо)

21. Какой герой представился камердинером молодого барина? (Алексей)

22. Название деревни Муромских (Прилучино)


23. В какую игру играла Настя на дне рождения поваровой жены? (горелки)

24.Объясните причину плохих взаимоотношений соседей (Берестова и Муромского)

25.Чему учит читателя повесть «Барышня – крестьянка»?


Литературный опросник по очерку С.Т.Аксакова «Буран»

  1. В каком месяце и в какое время года происходят события в очерке? (зимой, в январе, «жестокий крещенский мороз сковал природу»)

  2. Какая народная примета предвещала хороший урожай? («иней на сучьях, а под инеем лед толщиной в руку и все к одной стороне…Это бывает после оттепелей»)

  3. В какой город ехал обоз, что вёз, сколько в нем было подвод? (в Оренбург с хлебом, 18 подвод)

  4. Продав свой товар, что хотели купить мужики? (каменной соли из Илецкой Защиты)

  5. Кто принял решение ночевать в степи? (Старик)

  6. Все ли мужики согласились с этим решением? Как разделился обоз? (Четверо остались ночевать в степи, шестеро на 12 подводах пустились далее)

  7. Сколько времени бушевал буран? (всю ночь и весь следующий день)

  8. Каков финал очерка?

  9. Как С.Т.Аксаков описывает характер русского мужика?

  10. Чему учат события очерка читателя?


Вопросы по повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота» (5 кл.)

  1. Как звали дьячка **ской церкви? (Фома Григорьевич)

  2. Что такое «страховинна казочка»? (страшная сказка)

  3. С каким поручением отправился дед из родного села? (гетман отправил его гонцом с грамотою к царице)

  4. Как дед спрятал грамоту? (зашил в шапку)

  5. Кто научил деда, как найти грамоту? (шинкарь)

  6. Какое условие должен был выполнить дед, чтобы вернуть потерянную грамоту? (сыграть три раза в дурня)

  7. Как удалось казаку одержать победу в игре? (стал под столом крестить карты)

  8. Кому доставил дед грамоту? (царице)

  9. Что удивило деда в столице?

  10. Что такое люлька? (трубка)

  11. Названия каких городов упоминается в повести? (Конотоп, Батурино)

  12. Почему повесть называется былью?

Иногда в такой форме:

Блиц-опрос по рассказу Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»


  1. Уважаемый ученик! Тебе дано начало и окончание предложений из рассказа Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце». Допиши недостающую часть текста. Поясни, как ты понимаешь смысл этих отрывков, что хотел сказать писатель, какие мысли донести до потомков?

  1. «Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе...____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ в ваших жилах…»





  1. «Напрасно вы будете искать хоть на одном лице ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ спокойно занятых будничным делом».






  1. «Вы вдруг поймете, и совсем иначе, чем понимали прежде, значение тех звуков выстрелов… __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ чувство нерешимости вдруг овладеет вами».







  1. «Вглядитесь в лица, в осанки и в движения этих людей ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ и высокой мысли и чувства».

  2. «То, что они делают, делают они так просто, так малонапряженно…________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ более властное…»







  1. «Из-за креста, из – за названия, из угрозы не могут принять люди…____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ любовь к родине.»







  1. «Вы ясно поймете, вообразите себе тех людей__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ народ русский».







  1. «По воде разносятся звуки ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ странно вторят им».





ФИО учащегося ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ___________________ класс______


М. Горький, повесть «Детство»

И.А.Бунин, рассказ «Кукушка»

А.И. Куприн, «Куст сирени», «ALEZZ!»

1. Отношение этих писателей к творчеству, что общего можете назвать










2. Назовите главных героев этих произведений, дайте краткую характеристику героев













3. Сформулируйте идею каждого из названных произведений, перечислите основные проблемы










4. Что, на ваш взгляд, объединяет эти произведения?










5. Над чем заставило задуматься прочитанное произведение, какие мысли возникли после прочтения?













Список литературы:

  1. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом “Первое сентября” http://rus.1september.ru/article.php?ID=200501401

  2. . Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред И.В. Усачевой. М., 2002.

3.Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. – Тлн.: Арго, 2010

4.Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2010

5.Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. ,Рождественская Л.В. Есть «Надежда»! Итоги сетевого образовательного проекта., «Русский язык за рубежом». 2009. № 4., стр. 48-56 10. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Cанкт-Петербург, 21-22.04.2011. Сборник тезисов и докладов

6. Поварнин C. B. Как читать книги. 1970 г. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm 12. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Cанкт-Петербург, 21-22.04.2011. Сборник тезисов и докладов

7.Сметанникова Н.Н. Грамотность Единственное или множественное число? // Школьная библиотека, 2001.

8.Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных технологий учащихся, «Учебная литература» 2007



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!