СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения через творческие задания"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Технологическая карта урока

1. Ф. И. О. студента:

2. Класс:      4 «А»      Дата:  24.04.2024       Предмет: литературное чтение.

3. Тема  «Г.Х.Андерсен «Русалочка». Характеристика героев».

4. Тип урока: урок закрепления.

5. Цель: совершенствование навыков смыслового чтения у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".

6.Задачи:

7.Планируемые результаты (ПР):

Дз

Формировать навыки выразительного и осознанного чтения.

Пр1

Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей.

Рз

Развивать речь, мышление.

К

Корректно и аргументировано высказывают своё мнение.

Рз

Развивать умение объективной самооценки.

Р

Устанавливают причины успеха/неудач учебной деятельности.

 

Рз

Развивать умении классифицировать произведения.

П

Определяют существенный признак для классификации произведений по жанрам.

Вз

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Л

Прослеживается потребность в самостоятельной читательской деятельности.

8. Средства обучения: Л.Ф. Климанова и др. М.: Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 /  Просвещение, 2020. – 161 с. Компьютер, проектор, раздаточный материал, проектор.

Структура урока

Дидактические средства (ДС)

Задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФОУД

ПР

Оргмомент.

Проверить готовность к уроку (психологический настрой).

-Здравствуйте.

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны.

А ещё старательны.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу. Теперь тихо, как мышки сядут девочки и ещё тише мальчики.

Приветствуют.

Ф

Л

Актуализация знаний.

Мотивационный этап.

ДС: презентация, раздаточный материал.

Показать необходимость/значимость изучения материала, спланировать деятельность.

Речевая разминка(стих вынесен на слайд)

-Прочитайте стихотворение про себя.

Пусть сказка - вымысел и ложь,

Но здесь прочтете между строк,

Что в жизнь уверенно войдешь

Лишь через школьный ты порог.

Прозрачным солнечным лучом

Проложится твой путь на свете,

И жизнь основана на чём,

Поймёшь, проснувшись на рассвете!

- Прочитайте медленно, вслух, вместе со мной, четко проговаривая каждый звук. Три - четыре.

- Как вы поняли строчки этого стихотворения?

 

 

-Давайте составим план урока (собирают пазл с иллюстрацией сказки, переворачивают, а там план).

Повторение

Работа по теме

Подведение итогов

-Какой будет первый этап?

Читают про себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают.

-Что хоть сказка это вымысел, но в ней есть много смысла, полезной информации.

Составляют план.

 

 

 

 

-Повторение.

Ф

Л

Пр1

Подготовка обуч-ся к учебной деятельности на уроке.

ДС: презентация.

Повторить материал изученный.

- Отлично! Вспомните, с каким автором и произведением мы знакомились на прошлом уроке?

Проверка домашнего задания

 - Вашим домашним заданием было подготовить пересказ прочитанного произведения. Один ученик начнёт пересказ, второй продолжает, третий заканчивает.

-Не забываем, что пересказ у нас не обычный, а творческое.

-Что это значит?

-Верно. Кто начнёт первый?

 

 

-Г.Х.Андерсен «Русалочка».

 

Пересказывают.

 

 

-Пересказ выполняется от лица героя.

 

Ф

Пр1

 

 

П

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

-А теперь ребята встали,

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперёд, на пояс.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

 

Ф

 

Работа по теме урока.

 

Постановка учебной задачи.

ДС: презентация.

Сформулировать  тему урока, поставить цель.

- Вспомните, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке. Какое произведение читали?

- Верно.

- Скажите, как будет звучать тема урока?

 - Верно, сегодня мы поработаем с произведением и дадим характеристику героям.

 - Какую цель на урок мы поставим?

 

 

 

 

 

-Какой пункт плана мы прошли?

-К какому перейдём?

- Мы читали произведение Г.Х. Андерсона "Русалочка".

- Г.Х.Андерсон "Русалочка".

 - Вспомнить произведение Г.Х.Андерсона "Русалочка", выполнить задания по произведению.

-Повторение.

-Работа по теме.

 

 

 

 

Учебное действие.

ДС: раздаточный материал, презентация.

Формировать умения и навыки по теме урока.

- Волшебный мир сказок датского сказочника завораживающий и прекрасный. Его сказочное волшебное творчество посвящено всем людям, независимо от возраста. Произведения Ганса Христиана Андерсена наполнены глубоким философским смыслом, дающим пищу для размышления. Одной такой сказкой является «Русалочка», главная мысль которой заключается в самопожертвовании ради любви. Главные герои «Русалочка» – морские обитатели и живые люди, автор показывает их сходство и различие в поведении и чувствах. «Русалочка» – трогательная сказка о том, как сбываются и разбиваются мечты.

- Расскажите о жизни русалочки во дворце у принца?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Любил ли принц русалочку? Мог ли он на ней жениться?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Назовите героев сказки.

 

 

-А теперь перечислите главных героев сказки.

-Верно. Сейчас поработаем в группах. Сейчас мы с вами будем давать характеристику героям произведения. (деление на группы)

- У каждой группы будет свой герой. Вам нужно будет описать героя (дать краткую характеристику).

1. Русалочка.

2. Принц.

3. Бабушка Русалочки.

4.Морская ведьма.

5.Морской царь.

6.Принцесса.

- На работу у вас будет 10 минут. Далее каждая группа представит нам своих героев.

-Вспомним правила работы в группе.

-Время вышло. Давайте послушаем каждую группу.

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

- Принц принял русалочку в свой мир. Она жила рядом с ним, во дворце, разодетая в шелках[1]прекрасная девушка с дивной походкой, которой все восхищались. Все были в восхищении особенно принц. Но она оставалась несчастной, ведь принц любил её лишь по[1]дружески.

- Несмотря на все её достоинства и преданность, он был влюблён в другую, которую видел лишь однажды. Возможно, ему ценно то, что его спасли, и любовь во многом обусловлена благодарностью. Если бы у русалочки сохранился голос, она могла бы завоевать настоящую любовь принца.

-Бабушка Русалочки, морская ведьма, морской царь, принц, Русалочка, принцесса.

-Русалочка, принц.

 

 

 

Выполняют работу в группе.

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

Пр1

 

 

П

 

К

 

 

 

П

Действия контроля.

ДС: раздаточный материал, презентация.

Выявить уровень усвое­ния учебного материала. Форма контроля: письменная.

Действие самоконтроля.

ДС: раздаточный материал, презентация.

Развивать способности к оце­ночным действиям. Форма самоконтроля: устная.

- Сейчас я вам раздам небольшой тест по произведению. В каждом вопросе один вариант ответа. Каждый решает самостоятельно.

1. Кто живёт на дне глубокого моря?

А. акулы Б. морское чудище В. подводный народ

2. Что растёт на дне глубокого моря?

 А. невиданные деревья и цветы Б. колючки В. красивые лилии

3. Что стоит в самом глубоком месте?

А. замок морского дракона Б. дворец морского царя В. избушка ведьмы

4. Кто заправлял хозяйством морского царя?

А. любимая жена Б. старуха мать В. старший сын

5. Сколько дочерей было у морского царя?

А. 3 Б. 8 В. 6

 6. Сколько лет должно исполниться русалочке, чтобы ей разрешили всплыть на поверхность?

А. 15 Б. 18 В. 16

7. Что надела бабушка на голову русалочке?

 А. корону из белого золота Б. венок из белых лилий В. диадему

8. Что увидела русалочка, когда поднялась на поверхность первый раз?

 А. утренний рассвет Б. чудесный остров В. трёхмачтовый корабль

9. Что случилось с кораблём принца?

 А.развалился во время бури Б. сел на мель В. причалил к берегу

10. Какова продолжительность жизни подводного народа?

А. 600 лет Б. 100 лет В. 300 лет

 - Обменяйтесь листами с соседом по парте и выполните проверку по эталону на доске. Поставьте оценку.

Критерии

"5" - 0-1 ошибка

"4" - 2-3 ошибки

"3" - 4-5 ошибок

 "2" - 6 и больше ошибок

-Сдайте карточки.

Ответы:

1. В

2. А

3. Б

 4. Б

 5. В

6. А

7. Б

8. В

9. А

10. В

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

Рефлексия познавательная.

Действия оценки.

ДС: презентация.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обуч-ся.

Форма оценки: устная.

-Давайте вспомним, как звучала тема нашего урока?

 

 

-Какую цель мы ставили? Мы её достигли?

 

 

-«Г.Х.Андерсен «Русалочка». Характеристика героев».

- Вспомнить произведение Г.Х.Андерсона "Русалочка", выполнить задания по произведению.

 

 

 

 

Рефлексия личностная.

Действия самооценки.

ДС: раздаточный материал.

Формировать умение оценивать результаты своей деятельности.

Форма самооценки: устная.

-Вот урок подходит к концу. Давайте оценим свою деятельность на занятии.

-У вас на парте есть лесенка. Нарисуйте человечка на верхней ступеньке, если на уроке у вас не возникало трудностей. На средней, если были трудности, но вы с ними справились. На нижней, если с трудностями не удалось справиться и остались вопросы.

-Покажите свои лесенки.

 

ДЗ иллюстрация.

Рисуют.

 

 

 

 

Показывают.

 

 

 

Ф

Р

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения через творческие задания"»


Технологическая карта урока

1. Ф. И. О. студента:

2. Класс: 4 «А» Дата: 24.04.2024 Предмет: литературное чтение.

3. Тема «Г.Х.Андерсен «Русалочка». Характеристика героев».

4. Тип урока: урок закрепления.

5. Цель: совершенствование навыков смыслового чтения у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".

6.Задачи:

7.Планируемые результаты (ПР):

Дз

Формировать навыки выразительного и осознанного чтения.

Пр1

Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей.

Рз

Развивать речь, мышление.

К

Корректно и аргументировано высказывают своё мнение.

Рз

Развивать умение объективной самооценки.

Р

Устанавливают причины успеха/неудач учебной деятельности.


Рз

Развивать умении классифицировать произведения.

П

Определяют существенный признак для классификации произведений по жанрам.

Вз

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Л

Прослеживается потребность в самостоятельной читательской деятельности.

8. Средства обучения: Л.Ф. Климанова и др. М.: Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Просвещение, 2020. – 161 с. Компьютер, проектор, раздаточный материал, проектор.

Структура урока

Дидактические средства (ДС)

Задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФОУД

ПР

Оргмомент.

Проверить готовность к уроку (психологический настрой).

-Здравствуйте.

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны.

А ещё старательны.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу. Теперь тихо, как мышки сядут девочки и ещё тише мальчики.

Приветствуют.

Ф

Л

Актуализация знаний.

Мотивационный этап.

ДС: презентация, раздаточный материал.

Показать необходимость/значимость изучения материала, спланировать деятельность.

Речевая разминка(стих вынесен на слайд)

-Прочитайте стихотворение про себя.

Пусть сказка - вымысел и ложь,

Но здесь прочтете между строк,

Что в жизнь уверенно войдешь

Лишь через школьный ты порог.

Прозрачным солнечным лучом

Проложится твой путь на свете,

И жизнь основана на чём,

Поймёшь, проснувшись на рассвете!

- Прочитайте медленно, вслух, вместе со мной, четко проговаривая каждый звук. Три - четыре.

- Как вы поняли строчки этого стихотворения?



-Давайте составим план урока (собирают пазл с иллюстрацией сказки, переворачивают, а там план).

Повторение

Работа по теме

Подведение итогов

-Какой будет первый этап?

Читают про себя.









Читают.

-Что хоть сказка это вымысел, но в ней есть много смысла, полезной информации.

Составляют план.





-Повторение.

Ф

Л

Пр1

Подготовка обуч-ся к учебной деятельности на уроке.

ДС: презентация.

Повторить материал изученный.

- Отлично! Вспомните, с каким автором и произведением мы знакомились на прошлом уроке?

Проверка домашнего задания

- Вашим домашним заданием было подготовить пересказ прочитанного произведения. Один ученик начнёт пересказ, второй продолжает, третий заканчивает.

-Не забываем, что пересказ у нас не обычный, а творческое.

-Что это значит?

-Верно. Кто начнёт первый?



-Г.Х.Андерсен «Русалочка».


Пересказывают.



-Пересказ выполняется от лица героя.


Ф

Пр1



П





Физминутка.



-А теперь ребята встали,

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперёд, на пояс.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.


Ф


Работа по теме урока.


Постановка учебной задачи.

ДС: презентация.

Сформулировать тему урока, поставить цель.

- Вспомните, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке. Какое произведение читали?

- Верно.

- Скажите, как будет звучать тема урока?

- Верно, сегодня мы поработаем с произведением и дадим характеристику героям.

- Какую цель на урок мы поставим?






-Какой пункт плана мы прошли?

-К какому перейдём?

- Мы читали произведение Г.Х. Андерсона "Русалочка".

- Г.Х.Андерсон "Русалочка".

- Вспомнить произведение Г.Х.Андерсона "Русалочка", выполнить задания по произведению.

-Повторение.

-Работа по теме.





Учебное действие.

ДС: раздаточный материал, презентация.

Формировать умения и навыки по теме урока.

- Волшебный мир сказок датского сказочника завораживающий и прекрасный. Его сказочное волшебное творчество посвящено всем людям, независимо от возраста. Произведения Ганса Христиана Андерсена наполнены глубоким философским смыслом, дающим пищу для размышления. Одной такой сказкой является «Русалочка», главная мысль которой заключается в самопожертвовании ради любви. Главные герои «Русалочка» – морские обитатели и живые люди, автор показывает их сходство и различие в поведении и чувствах. «Русалочка» – трогательная сказка о том, как сбываются и разбиваются мечты.

- Расскажите о жизни русалочки во дворце у принца?



















- Любил ли принц русалочку? Мог ли он на ней жениться?



















-Назовите героев сказки.





-А теперь перечислите главных героев сказки.

-Верно. Сейчас поработаем в группах. Сейчас мы с вами будем давать характеристику героям произведения. (деление на группы)

- У каждой группы будет свой герой. Вам нужно будет описать героя (дать краткую характеристику).

1. Русалочка.

2. Принц.

3. Бабушка Русалочки.

4.Морская ведьма.

5.Морской царь.

6.Принцесса.

- На работу у вас будет 10 минут. Далее каждая группа представит нам своих героев.

-Вспомним правила работы в группе.

-Время вышло. Давайте послушаем каждую группу.

Слушают учителя









- Принц принял русалочку в свой мир. Она жила рядом с ним, во дворце, разодетая в шелкахпрекрасная девушка с дивной походкой, которой все восхищались. Все были в восхищении особенно принц. Но она оставалась несчастной, ведь принц любил её лишь подружески.

- Несмотря на все её достоинства и преданность, он был влюблён в другую, которую видел лишь однажды. Возможно, ему ценно то, что его спасли, и любовь во многом обусловлена благодарностью. Если бы у русалочки сохранился голос, она могла бы завоевать настоящую любовь принца.

-Бабушка Русалочки, морская ведьма, морской царь, принц, Русалочка, принцесса.

-Русалочка, принц.




Выполняют работу в группе.

Ф













































Г






К





Пр1



П


К




П

Действия контроля.

ДС: раздаточный материал, презентация.

Выявить уровень усвое­ния учебного материала. Форма контроля: письменная.

Действие самоконтроля.

ДС: раздаточный материал, презентация.

Развивать способности к оце­ночным действиям. Форма самоконтроля: устная.

- Сейчас я вам раздам небольшой тест по произведению. В каждом вопросе один вариант ответа. Каждый решает самостоятельно.

1. Кто живёт на дне глубокого моря?

А. акулы Б. морское чудище В. подводный народ

2. Что растёт на дне глубокого моря?

А. невиданные деревья и цветы Б. колючки В. красивые лилии

3. Что стоит в самом глубоком месте?

А. замок морского дракона Б. дворец морского царя В. избушка ведьмы

4. Кто заправлял хозяйством морского царя?

А. любимая жена Б. старуха мать В. старший сын

5. Сколько дочерей было у морского царя?

А. 3 Б. 8 В. 6

6. Сколько лет должно исполниться русалочке, чтобы ей разрешили всплыть на поверхность?

А. 15 Б. 18 В. 16

7. Что надела бабушка на голову русалочке?

А. корону из белого золота Б. венок из белых лилий В. диадему

8. Что увидела русалочка, когда поднялась на поверхность первый раз?

А. утренний рассвет Б. чудесный остров В. трёхмачтовый корабль

9. Что случилось с кораблём принца?

А.развалился во время бури Б. сел на мель В. причалил к берегу

10. Какова продолжительность жизни подводного народа?

А. 600 лет Б. 100 лет В. 300 лет

- Обменяйтесь листами с соседом по парте и выполните проверку по эталону на доске. Поставьте оценку.

Критерии

"5" - 0-1 ошибка

"4" - 2-3 ошибки

"3" - 4-5 ошибок

"2" - 6 и больше ошибок

-Сдайте карточки.

Ответы:

1. В

2. А

3. Б

4. Б

5. В

6. А

7. Б

8. В

9. А

10. В


Ф
































П

Л











К

Рефлексия познавательная.

Действия оценки.

ДС: презентация.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обуч-ся.

Форма оценки: устная.

-Давайте вспомним, как звучала тема нашего урока?



-Какую цель мы ставили? Мы её достигли?



-«Г.Х.Андерсен «Русалочка». Характеристика героев».

- Вспомнить произведение Г.Х.Андерсона "Русалочка", выполнить задания по произведению.





Рефлексия личностная.

Действия самооценки.

ДС: раздаточный материал.

Формировать умение оценивать результаты своей деятельности.

Форма самооценки: устная.

-Вот урок подходит к концу. Давайте оценим свою деятельность на занятии.

-У вас на парте есть лесенка. Нарисуйте человечка на верхней ступеньке, если на уроке у вас не возникало трудностей. На средней, если были трудности, но вы с ними справились. На нижней, если с трудностями не удалось справиться и остались вопросы.

-Покажите свои лесенки.


ДЗ иллюстрация.

Рисуют.





Показывают.




Ф

Р

ФОУД (формы организации учебной деятельности: И - индивидуальная, Г- групповая, П - работа в паре, Ф - фронтальная).

Критерии оценки техкарты урока (занятия) студента

Баллы

1. Формулировка цели и задач соответствуют теме урока.

0, 1

2. Планируемые личностные результаты соответствуют поставленным задачам.

0, 1

3. Планируемые метапредметные результаты соответствуют поставленным задачам.

0, 1

4. Планируемые предметные результаты соответствуют поставленным задачам.

0, 1

5. Предусмотренные этапы урока отражают последовательность (логику) открытия и применения нового знания.

0, 1

6. Предусмотрено не менее трех форм организации учебной деятельности обучающихся .

0, 1

7. Предусмотрено применение интерактивного оборудования.

0, 1

8. Указаны дидактические средства обучения на каждом этапе урока.

0, 1

9. Запланированы формы контроля и оценки, самоконтроля и самооценки.

0, 1

10. Представленная технологическая карта урока (занятия) оформлена без ошибок орфографических, грамматических, пунктуационных, технических.

0, 1

Итог: максимально 10 баллов.