Выделяют три основных вида творческих работ, используемых на уроках литературного чтения: иллюстрировании, рассказывание и игра, другими словами: задания творческого характера речевой, иллюстративной и игровой деятельности. Рассмотрим подробнее каждый из видов.
Задания творческого характера иллюстративной деятельности на уроках литературного чтения:
1.Сюжетные картинки.
Кроме немногих, все картины к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная.
Задания:
Составьте рассказ по иллюстрации (о герое, его состоянии, настроении и др.).
Составьте самостоятельно несколько уточняющих вопросов по иллюстрации.
Перескажите сказку с помощью иллюстрации.
Перескажите эпизод сказки, используя только сюжетную картинку.
Соотнесите иллюстрации и текст. («Найди картинку к таким словам...»).
Составьте заголовки в каждой иллюстрации.
Выберите из текста цитаты к иллюстрации, которые наиболее точно ее описывают.
Лучше всего, если учитель будет идти от текста к иллюстрации и предложит ученикам, максимально опираясь на текст, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится. Дети, опираясь на содержание произведения, иллюстрируют каждый сюжет. Затем выбирают совместно, у кого получилось лучше передать смысл текста.
2. Книжки-самоделки.
Одно из самых интересных заданий для ребят - это работа с книжками-самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Есть книжки в форме елочки, грибка, домика, кораблика и т.д. Каждая из книг посвящена определенному произведению, которое обучающиеся изучали на уроках литературного чтения.
3. Портрет героя.
Каждый ученик рисует портрет героя, затем в классе проходит конкурс «Кто точнее?». Все портреты рассматриваются, читаются соответствующие отрывки из текста, определяется победитель.
4. «Изобрази, как представляешь».
Могут быть составлены словесные портреты героев произведения (н-р, Лета, Весны и др.) Это написание сказок, стихотворений о временах года, о явлениях природы и т.д.
5. Лепка и аппликация.
Этот вид детского творчества используется чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимают еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.
Выделяют также и задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения:
1.Составление вопросов и тестов по данному тексту.
Начиная с 1-го класса учить детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).
2.Творческое пересказывание.
Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления. Существует два вида творческого пересказа. Это, во-первых, пересказ по измененному плану:
С изменением последовательности событий.
С дополнением содержания текста (это может быть включение описания места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста – предшествовавших сюжету или продолжающих его).
Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора.
Пересказ с изменением лица рассказчика.
3. «Придумай конец».
Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.
4.Творческое сочинение.
Для развития творческих способностей использую написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении.
Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д. Все сочинения с согласия авторов мы читаем вслух и обсуждаем. Зачитываются полностью сочинения, отдельные предложения, удачно подобранные слова. Главное – отметить всех. Дети с огромным вниманием слушают сочинения своих одноклассников.
5.Словотворчество.
Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.
Со 2-го класса пробуют писать стихи. Сначала это были рифмовки, продолжение поэтических строчек. Но гораздо больше ребятам самим быть в роли поэтов. На уроках литературного чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают собственные стихи.
6. Составление кроссворда.
Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.
Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.
7. Конкурс «Сами с усами».
Составление и написание рассказов о своих четвероногих друзьях, об игрушках и т.д. сочинение историй, о том, как они помогли нам.
Таким образом, творческие задания – это задания, направленные на деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творческие задания специфичны для человека, т.к всегда предполагают творца - субъекта творческой деятельности.
Задания творческого характера иллюстративной деятельности на уроках литературного чтения:
1. Драматизация.
учащиеся показывают образы произведения в действии:
− только с помощью слова, т.е. в форме чтения по ролям и коллективной декламации;
− только средствами движения, т.е. в виде пантомимы; ученики должны сочинить рифмовки.
Таким образом, как мы видим уроки литературного чтения играют значительную роль в формировании и развитии творческих способностей младших школьников. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, стремление к творчеству характерно для школ наших дней. Главное в идеях творчества – нельзя мешать развиваться таланту ребенка, нужно всячески способствовать развитию таланта.
Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка.
Одним из основных требований к организации образовательного процесса является создание условий для развития творческих способностей обучающихся. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, – значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.