СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

1Современный урок  – это урок и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам человека, живущего сегодня. Поэтому  развитие личности в системе образования в условиях реализации ФГОС обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка»

  Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС МБОУ «Новолядинская СОШ» Тамбовского района Тамбовской области Сурова Галина Федоровна, учитель русского языка и литературы

Формирование

универсальных учебных действий

на уроках русского языка

в рамках реализации ФГОС

МБОУ «Новолядинская СОШ»

Тамбовского района

Тамбовской области

Сурова Галина Федоровна,

учитель русского языка и литературы

 Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике… ?

Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике…

?

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта совокупность способов действий ребенка, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

способность субъекта

к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

совокупность способов действий ребенка, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения

Универсальные учебные действия Личностные: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: компетентность и учет позиции других партнеров по общению, умение слушать, вступать в диалог, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми действия, обеспечивающие целеполагание, планирование, контроль, коррекция и оценка, прогнозирование общеучебные, включая логические, знаково-символические и действия постановки и решения проблем

Универсальные учебные действия

Личностные: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные: компетентность и учет позиции других партнеров по общению, умение слушать, вступать в диалог, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

действия, обеспечивающие целеполагание, планирование, контроль, коррекция и оценка, прогнозирование

общеучебные, включая логические, знаково-символические и действия постановки и решения проблем

4

4

Постановка учебной цели регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать тему деятельности на уроке с помощью учителя; определение цели учебной деятельности коммуникативные : умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; умение учитывать разные мнения ПРИМЕР: Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока: Дать определение глаголу. Мне нравится искать глаголы в тексте. Научиться определять глаголы неопределенной формы, запомнить, какие окончания может иметь неопределенная форма.

Постановка учебной цели

регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать тему деятельности на уроке с помощью учителя; определение цели учебной деятельности

коммуникативные : умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; умение учитывать разные мнения

ПРИМЕР:

Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока:

  • Дать определение глаголу.
  • Мне нравится искать глаголы в тексте.
  • Научиться определять глаголы неопределенной формы, запомнить, какие окончания может иметь неопределенная форма.

Прогнозирование  результата и уровня усвоения ПРИМЕР (фрагмент урока русского языка «Сложноподчиненное предложение» ) «Лучше быть уверенным в хорошем результате, чем надеяться на отличный» Уоррен Баффет А какого результата вы хотите достичь? Попробуйте спрогнозировать его, выразив цветом: 7

Прогнозирование результата и уровня усвоения

ПРИМЕР (фрагмент урока русского языка «Сложноподчиненное предложение» )

  • «Лучше быть уверенным в хорошем результате, чем надеяться на отличный» Уоррен Баффет

А какого результата вы хотите достичь? Попробуйте спрогнозировать его, выразив цветом:

7

ПРИМЕР: Сейчас вы должны оценить свою работу на данном этапе урока. У вас в рабочих листах есть графа «Оцени себя». Познакомьтесь со шкалой (критериями) самооценки и оцените вашу работу. 7

ПРИМЕР: Сейчас вы должны оценить свою работу на данном этапе урока. У вас в рабочих листах есть графа «Оцени себя». Познакомьтесь со шкалой (критериями) самооценки и оцените вашу работу.

7

Коммуникативные Познавательные Личностные Применение знаний в новой ситуации Работа в группе – совместная деятельность, которая формирует умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные Работа в группе 9

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Применение знаний в новой ситуации

Работа в группе – совместная деятельность, которая формирует умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные

Работа в группе

9

Задание с использованием знаково-символических средств, схемы       Пример Прочитайте п.91 и составьте алгоритм «Гласная в личных окончаниях глаголов». Для этого в нужной последовательности расположите карточки с описанием действий при выборе гласной в окончании.  9 9

Задание с использованием знаково-символических средств, схемы

Пример

Прочитайте п.91 и составьте алгоритм «Гласная в личных окончаниях глаголов». Для этого в нужной последовательности расположите карточки с описанием действий при выборе гласной в окончании.

9

9

Смысловое чтение Виды работы с текстом Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Составления плана к тексту. Анализ информации, представленной в тексте. Диалог с текстом Знаковая форма Символическая форма -  это новая информация В - вопрос, задать вопрос к тексту; +  уже знакомо О - ответ, дать ответ на поставленный вопрос; ! уже знакомо, но на это надо обратить внимание П - проверь себя, т.е. сравнить свой ответ с текстом. З! является самым главным, надо запомнить Р – рассказ, расскажи об этом другу

Смысловое чтение

Виды работы с текстом

  • Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
  • Составления плана к тексту.
  • Анализ информации, представленной в тексте.

Диалог с текстом

Знаковая форма

Символическая форма

- это новая информация

В - вопрос, задать вопрос к тексту;

+ уже знакомо

О - ответ, дать ответ на поставленный вопрос;

! уже знакомо, но на это надо обратить внимание

П - проверь себя, т.е. сравнить свой ответ с текстом.

З! является самым главным, надо запомнить

Р – рассказ, расскажи об этом другу

Коммуникативные УУД Общение и взаимодействие :  слушать и слышать речь других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической речью. Способность действовать с учетом позиции другого и умение согласовывать свои действия : готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей групповой позиции, умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод. Организация и планирование учебного сотрудничества: планирование общих способов работы, обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, способность брать инициативу на себя в организации совместного действия

Коммуникативные УУД

Общение и взаимодействие : слушать и слышать речь других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической речью.

Способность действовать с учетом позиции другого и умение согласовывать свои действия : готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей групповой позиции, умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

Организация и планирование учебного сотрудничества: планирование общих способов работы, обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, способность брать инициативу на себя в организации совместного действия

Этап контроля усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция  СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ Получение независимой оценки

Этап контроля усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция

СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ

  • Получение независимой оценки

Этап контроля усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция  СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ 2. Оценивание в соответствии с критериями Цветовое

Этап контроля усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция

СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ

2. Оценивание в соответствии с критериями

  • Цветовое

Этап контроля усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция  СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ 3. Самостоятельное оценивание Словесное  что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно; мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца; чтобы не испытывать затруднение в дальнейшей работе, я обязательно должен сделать…     Знаковое + - ? Цветовое

Этап контроля усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция

СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ

3. Самостоятельное оценивание

  • Словесное
  • что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно;
  • мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца;
  • чтобы не испытывать затруднение в дальнейшей работе, я обязательно должен сделать…

  • Знаковое

+ - ?

  • Цветовое

Не в количестве знаний заключается образование,  а в полном понимании  и искусном применении всего того, что знаешь.                                                                                            Г. Гегель ФГОС текстовая, графическая, иллюстративная, методическая информация, материалы электронных ресурсов формирование метапредметных результатов носитель базовых знаний, способный к саморазвитию

Не в количестве знаний заключается образование,

а в полном понимании  и искусном применении всего того, что знаешь.                                                                                           Г. Гегель

ФГОС

текстовая, графическая, иллюстративная, методическая информация, материалы электронных ресурсов

формирование метапредметных результатов

носитель базовых знаний, способный к саморазвитию

Информационные источники

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
  • Аксомолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – М. : Просвещение, 2013
  • Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника . -Молодой ученый, 2011
  • Мишакина, Т.Л., Гладкова С.А. Формирование универсальных учебных действий.– М.: Ювента, 2012.
  • Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – М.: Просвещение, 2016.
  • Карабанова О.А. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Электронный ресурс]:  http://www.prosv.ru/umk/ perspektiva / info.aspx?ob_no =12250 . Корчагина М. В.  
  • Значение универсальных учебных действий для успешности изучения литературы. // Первое сентября. [Электронный документ]: http://festival.1september.ru/articles/625419/ .
  • Лысиченкова С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию [Текст] / С. А. Лысиченкова // Молодой ученый. — документ]:  http://www.moluch. ru/archive/39/4654/ .
  • Белова Н. Ю., Чибрина С. Д.,  Василовская Л.А. От ОУУН к УУД. // Первое сентября. [Электронный ресурс]:  http://festival.1september.ru/ articles /627401/ .
  • https://youtu.be/DXltrC-XtT4

16


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!