Формирование
универсальных учебных действий
на уроках русского языка
в рамках реализации ФГОС
МБОУ «Новолядинская СОШ»
Тамбовского района
Тамбовской области
Сурова Галина Федоровна,
учитель русского языка и литературы
Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике…
?
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
способность субъекта
к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
совокупность способов действий ребенка, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения
Универсальные учебные действия
Личностные: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные: компетентность и учет позиции других партнеров по общению, умение слушать, вступать в диалог, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
действия, обеспечивающие целеполагание, планирование, контроль, коррекция и оценка, прогнозирование
общеучебные, включая логические, знаково-символические и действия постановки и решения проблем
4
Постановка учебной цели
регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать тему деятельности на уроке с помощью учителя; определение цели учебной деятельности
коммуникативные : умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; умение учитывать разные мнения
ПРИМЕР:
Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока:
- Дать определение глаголу.
- Мне нравится искать глаголы в тексте.
- Научиться определять глаголы неопределенной формы, запомнить, какие окончания может иметь неопределенная форма.
Прогнозирование результата и уровня усвоения
ПРИМЕР (фрагмент урока русского языка «Сложноподчиненное предложение» )
- «Лучше быть уверенным в хорошем результате, чем надеяться на отличный» Уоррен Баффет
А какого результата вы хотите достичь? Попробуйте спрогнозировать его, выразив цветом:
7
ПРИМЕР: Сейчас вы должны оценить свою работу на данном этапе урока. У вас в рабочих листах есть графа «Оцени себя». Познакомьтесь со шкалой (критериями) самооценки и оцените вашу работу.
7
Коммуникативные
Познавательные
Личностные
Применение знаний в новой ситуации
Работа в группе – совместная деятельность, которая формирует умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные
Работа в группе
9
Задание с использованием знаково-символических средств, схемы
Пример
Прочитайте п.91 и составьте алгоритм «Гласная в личных окончаниях глаголов». Для этого в нужной последовательности расположите карточки с описанием действий при выборе гласной в окончании.
9
9
Смысловое чтение
Виды работы с текстом
- Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
- Составления плана к тексту.
- Анализ информации, представленной в тексте.
Диалог с текстом
Знаковая форма
Символическая форма
- это новая информация
В - вопрос, задать вопрос к тексту;
+ уже знакомо
О - ответ, дать ответ на поставленный вопрос;
! уже знакомо, но на это надо обратить внимание
П - проверь себя, т.е. сравнить свой ответ с текстом.
З! является самым главным, надо запомнить
Р – рассказ, расскажи об этом другу
Коммуникативные УУД
Общение и взаимодействие : слушать и слышать речь других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической речью.
Способность действовать с учетом позиции другого и умение согласовывать свои действия : готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей групповой позиции, умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.
Организация и планирование учебного сотрудничества: планирование общих способов работы, обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, способность брать инициативу на себя в организации совместного действия
Этап контроля усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция
СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ
- Получение независимой оценки
Этап контроля усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция
СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ
2. Оценивание в соответствии с критериями
Этап контроля усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция
СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ
3. Самостоятельное оценивание
- что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно;
- мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца;
- чтобы не испытывать затруднение в дальнейшей работе, я обязательно должен сделать…
+ - ?
Не в количестве знаний заключается образование,
а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. Г. Гегель
ФГОС
текстовая, графическая, иллюстративная, методическая информация, материалы электронных ресурсов
формирование метапредметных результатов
носитель базовых знаний, способный к саморазвитию
Информационные источники
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
- Аксомолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – М. : Просвещение, 2013
- Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника . -Молодой ученый, 2011
- Мишакина, Т.Л., Гладкова С.А. Формирование универсальных учебных действий.– М.: Ювента, 2012.
- Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – М.: Просвещение, 2016.
- Карабанова О.А. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Электронный ресурс]: http://www.prosv.ru/umk/ perspektiva / info.aspx?ob_no =12250 . Корчагина М. В.
- Значение универсальных учебных действий для успешности изучения литературы. // Первое сентября. [Электронный документ]: http://festival.1september.ru/articles/625419/ .
- Лысиченкова С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию [Текст] / С. А. Лысиченкова // Молодой ученый. — документ]: http://www.moluch. ru/archive/39/4654/ .
- Белова Н. Ю., Чибрина С. Д., Василовская Л.А. От ОУУН к УУД. // Первое сентября. [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/ articles /627401/ .
- https://youtu.be/DXltrC-XtT4
16