СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На конкретных примерах рассматриваеться развитие навыков учебной работы, которая обеспечивает способность учащихся к самостоятельному усвоению знаний и умений на уроке математики.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики"»

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики


Сегодня общество нуждается в людях творчески мыслящих, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия.

Основная цель ФГОС: раскрытие способностей у каждого ребенка, обеспечение индивидуального подхода, адаптация к коллективной работе, формирование ответственности.

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса.

Согласно новым ФГОС важная роль отводиться формированию у каждого из обучающихся универсальных учебных действий, создающих условия для развития умения учиться.

На конкретных примерах рассмотрим, развитие навыков учебной работы, обеспечивающих способность учащихся к самостоятельному усвоению знаний и умений на уроках математики.


Задание 1. Учащиеся самостоятельно учатся определять учебную задачу.
Посмотрите на слайды. Что они демонстрируют? В чем различие?



Задание 2. Учащиеся самостоятельно учатся определять тему урока.

Разгадайте ребус. Что закодировано?

,,, , ,,,

П

Универсальные учебные действия связаны с изменением важнейшей задачи современного образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития и саморазвития личности учащегося при их освоении. Образовательный результат учащихся зависит от видов универсальных учебных действий.

 

Рассмотрим основные виды универсальных учебных действий и их применение на уроках математики:

Личностные

Функции

Состав

«Простой процентный рост», математика 6 класс

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия

этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся


Квартплата за месяц, руб.

Просрочка, дней

Пеня за каждый день просрочки, %

2000

20

1

Какую сумму необходимо заплатить за квартиру за месяц?

Учащиеся для себя «открывают» понятие «пеня», затем рассматриваются следующие вопросы:

1) Для чего нужна квартплата?

2) К чему приводит несвоевременная оплата коммунальных услуг?

3) Можно ли не платить за услуги вовремя?

4) Почему за несвоевременную оплату назначается пеня?»

Происходит осмысление экономического и нравственного аспектов ситуации, складывается еще один фрагмент миропонимания. Формируется видение того, зачем необходимо решение подобных задач, дальнейшая работа становится осознанной.

Развиваются действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания поведения.

Регулятивные

Функции

Состав

«Простой процентный рост», математика 6 класс

Обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности

Целеполагание;

планирование; составление плана и

последовательности

действий;

прогнозирование; контроль;

коррекция;

оценка;

элементы волевой саморегуляции как способности    к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

Используется предыдущий фрагмент урока.

Запишите в тетради известные Вам формулы задач на проценты

% от числа

число от %

% отношения чисел

b=a·p:100

a=b:p:100

p=b:a ·100

построить алгоритм решения задачи

На первый план выходят: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Ученики подводятся к выводу о том, что им необходима новая формула.

Учащиеся объединяются в группы с заданием сформулировать цель деятельности и составить план работы. Вариант, представленный одной из групп, берётся за основной (п: найти быстрый способ решения задач на %, вывести алгоритм решения задач на % предложенного типа, «построить» формулу) остальные работают на коррекцию и дополнение. Далее учащиеся анализируют и обобщают полученные сведения.

Вывод: итоговую сумму, первоначальную сумму, количество дней и количество % можно заменить буквами и  соответственно, а 1% необходимо записать обыкновенной дробью. Формула простого % роста - фиксируется на доске и в тетрадях учащихся:

А=(1+рп :100) ·В

Саморегуляции способствует: фиксация нового содержания, изученного на уроке, рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся, оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.


Познавательные

Функции

Состав

«Простой процентный рост», математика 6 класс

Обеспечивают развитие когнитивной компетенции

Общеучебные действия, включая

знаково-символические; логические учебные

действия;

действия постановки и решения проблемы

Применение формулы простого процентного роста.

Начальная сумма составляет 20 тыс. рублей и ежегодно увеличивается на 15% от начальной суммы. Какая сумма накоплений будет через 2 года.

Заполнить пустые клетки, пользуясь данными задачи:


А

конечная сумма, руб.

Р

ставка, %

П

период времени, дней

В

начальная сумма, руб.






Учащиеся должны полностью аргументировать свою гипотезу решения задачи.

Коммуникативные

Функции

Состав

«Простой процентный рост», математика 6 класс

Обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, партнера по общению или деятельности

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владение монологической и диалогической формами

речи

Работа в командах (группах)

Каждой группе предлагаются одинаковые задачи

В бочке объемом 200 литров перевозили масло. На станции отлили 60 литров. Сколько процентов от объема осталось?


К сплаву массой 600 грамм, содержащему 12 % серебра, добавили 60 г серебра. Какое содержание серебра в новом сплаве?


За два дня был проложен кабель. За первый день проложили 56% кабеля, а за другой - на 132 метра меньше, чем первого. Сколько всего метров кабеля было проложено за два дня?

При таком способе организации урока отрабатываются навыки планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение целей, функций участников, способов взаимодействия, позволяют ученикам отрабатывать навыки учёта позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

После завершения соревновательного этапа команды получают эталоны решений всех задач, что позволяет проверить правильность своих решений внутри команды и обсудить трудные места с учителем.

Побеждает та команда, лидер которой представит большее число правильных ответов учителю.


Освоение учебного материала на уроках математики напрямую связано с развитием познавательных универсальных учебных действий, грамотно подобранные учителем задания дают учащимся возможность:

- отрабатывать логические, знаково-символические действия, работать с информацией;

- обнаруживать в тексте новую информацию, создавать схемы и таблицы;

- проверять выдвигаемые гипотезы;

- аргументировано опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос;

- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким основаниям, критериям и т. п.

Уровень умственного развития человека проявляется в умении использовать знания в новых нестандартных ситуациях, в готовности к самостоятельному решению учебных проблем и, конечно же, применение полученных знаний в повседневной жизни.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!