Просмотр содержимого документа
«"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики"»
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Сегодня общество нуждается в людях творчески мыслящих, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия.
Основная цель ФГОС: раскрытие способностей у каждого ребенка, обеспечение индивидуального подхода, адаптация к коллективной работе, формирование ответственности.
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса.
Согласно новым ФГОС важная роль отводиться формированию у каждого из обучающихся универсальных учебных действий, создающих условия для развития умения учиться.
На конкретных примерах рассмотрим, развитие навыков учебной работы, обеспечивающих способность учащихся к самостоятельному усвоению знаний и умений на уроках математики.
Задание 1. Учащиеся самостоятельно учатся определять учебную задачу.
Посмотрите на слайды. Что они демонстрируют? В чем различие?
Задание 2. Учащиеся самостоятельно учатся определять тему урока.
Разгадайте ребус. Что закодировано?
,,, , ,,,
П
Универсальные учебные действия связаны с изменением важнейшей задачи современного образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития и саморазвития личности учащегося при их освоении. Образовательный результат учащихся зависит от видов универсальных учебных действий.
Рассмотрим основные виды универсальных учебных действий и их применение на уроках математики:
Личностные
Функции | Состав | «Простой процентный рост», математика 6 класс |
Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях | Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся | Квартплата за месяц, руб. | Просрочка, дней | Пеня за каждый день просрочки, % | 2000 | 20 | 1 | Какую сумму необходимо заплатить за квартиру за месяц? | Учащиеся для себя «открывают» понятие «пеня», затем рассматриваются следующие вопросы: 1) Для чего нужна квартплата? 2) К чему приводит несвоевременная оплата коммунальных услуг? 3) Можно ли не платить за услуги вовремя? 4) Почему за несвоевременную оплату назначается пеня?» Происходит осмысление экономического и нравственного аспектов ситуации, складывается еще один фрагмент миропонимания. Формируется видение того, зачем необходимо решение подобных задач, дальнейшая работа становится осознанной. Развиваются действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания поведения. |
Регулятивные
Функции | Состав | «Простой процентный рост», математика 6 класс |
Обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности | Целеполагание; планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий | Используется предыдущий фрагмент урока. Запишите в тетради известные Вам формулы задач на проценты | % от числа | число от % | % отношения чисел | b=a·p:100 | a=b:p:100 | p=b:a ·100 | построить алгоритм решения задачи | На первый план выходят: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Ученики подводятся к выводу о том, что им необходима новая формула. Учащиеся объединяются в группы с заданием сформулировать цель деятельности и составить план работы. Вариант, представленный одной из групп, берётся за основной (п: найти быстрый способ решения задач на %, вывести алгоритм решения задач на % предложенного типа, «построить» формулу) остальные работают на коррекцию и дополнение. Далее учащиеся анализируют и обобщают полученные сведения. Вывод: итоговую сумму, первоначальную сумму, количество дней и количество % можно заменить буквами и соответственно, а 1% необходимо записать обыкновенной дробью. Формула простого % роста - фиксируется на доске и в тетрадях учащихся: А=(1+рп :100) ·В Саморегуляции способствует: фиксация нового содержания, изученного на уроке, рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся, оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. |
Познавательные
Функции | Состав | «Простой процентный рост», математика 6 класс |
Обеспечивают развитие когнитивной компетенции | Общеучебные действия, включая знаково-символические; логические учебные действия; действия постановки и решения проблемы | Применение формулы простого процентного роста. Начальная сумма составляет 20 тыс. рублей и ежегодно увеличивается на 15% от начальной суммы. Какая сумма накоплений будет через 2 года. Заполнить пустые клетки, пользуясь данными задачи: А конечная сумма, руб. | Р ставка, % | П период времени, дней | В начальная сумма, руб. | | | | | Учащиеся должны полностью аргументировать свою гипотезу решения задачи. |
Коммуникативные
Функции | Состав | «Простой процентный рост», математика 6 класс |
Обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, партнера по общению или деятельности | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи | Работа в командах (группах) Каждой группе предлагаются одинаковые задачи В бочке объемом 200 литров перевозили масло. На станции отлили 60 литров. Сколько процентов от объема осталось? | К сплаву массой 600 грамм, содержащему 12 % серебра, добавили 60 г серебра. Какое содержание серебра в новом сплаве? | За два дня был проложен кабель. За первый день проложили 56% кабеля, а за другой - на 132 метра меньше, чем первого. Сколько всего метров кабеля было проложено за два дня? | При таком способе организации урока отрабатываются навыки планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение целей, функций участников, способов взаимодействия, позволяют ученикам отрабатывать навыки учёта позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. После завершения соревновательного этапа команды получают эталоны решений всех задач, что позволяет проверить правильность своих решений внутри команды и обсудить трудные места с учителем. Побеждает та команда, лидер которой представит большее число правильных ответов учителю. |
Освоение учебного материала на уроках математики напрямую связано с развитием познавательных универсальных учебных действий, грамотно подобранные учителем задания дают учащимся возможность:
- отрабатывать логические, знаково-символические действия, работать с информацией;
- обнаруживать в тексте новую информацию, создавать схемы и таблицы;
- проверять выдвигаемые гипотезы;
- аргументировано опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос;
- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким основаниям, критериям и т. п.
Уровень умственного развития человека проявляется в умении использовать знания в новых нестандартных ситуациях, в готовности к самостоятельному решению учебных проблем и, конечно же, применение полученных знаний в повседневной жизни.