СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы формирования универсальных учебных действий на уроке математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются способы и приёмы формирования универсальных учебных действий на уроке математики. Показано несколько универсальных приемов: «Кубик Блума» и «Интеллект-карта» и примеры применения данных приемов на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Способы формирования универсальных учебных действий на уроке математики.»

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ.



Гусейнова П.В.,

учитель математики первой

квалификационной категории,

МБОУ « Многопрофильный лицей г. Димитровграда Ульяновской области»



Аннотация: В статье рассматриваются способы и приёмы формирования универсальных учебных действий на уроке математики. Показано несколько универсальных приемов: «Кубик Блума» и «Интеллект-карта» и примеры применения данных приемов на уроках математики.

Ключевые слова: образовательные стандарты, универсальные учебные действия, результаты, интеллект - карта, кубик Блума.



Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием его характера и общей культуры. Поэтому приоритетной задачей реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является достижение нового современного качества и эффективности образования, что предполагает не только усвоение обучающимися суммы знаний, умений и навыков, но и формирование ключевых компетентностей [1].

Данный стандарт устанавливает новые требования к результатам, представленным описанием предметных, метапредметных и личностных результатов, которые конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и другие).

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС основаны на принципе "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Есть много методов и приемов, которые можно использовать на уроках математики и во внеурочных занятиях. Несколько приемов мною было продемонстрировано на мастер-классе в 2016 году в рамках областного семинара учителей математики по теме «Формирование личностных и метапредметных результатов средствами математики и ИКТ в условии интеграции в ядерно-инновационный кластер»

Во-первых, использование интеллект – карты. Интеллект - карта позволяет эффективно освоить материал, формирует умения переработки большего объёма информации и изображения её в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений.

Прием интеллект – карт (см. рис.1) использую при обобщении материала, при изучении новой темы, для организации и проведения контроля знаний и для создания опорного алгоритма действий (например, решение задачи) [3].

Рисунок 1 – Интеллект - карта, составленная на уроке геометрии.



Использование интеллект – карт позволяет учителю:

  • демонстрировать структуру изучаемого материала для учеников на уроке;

  • создать условия для запоминания и закрепления учащимися пройденного материала, а так же для активизации процессов мышления;

  • для контроля знаний;

  • для систематизации и повторения материала при подготовке к ГИА;

  • интеллект- карты способствует формированию у учащихся УУД;

  • интеллект-карта, составленная учеником, может продемонстрировать учителю способность учащегося оперировать учебным материалом, то есть это способ контроля.



Использование интеллект – карт позволяет ученику:

  • фиксировать затруднения в собственной деятельности;

  • осуществлять поиск необходимой информации;

  • сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве;

  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • строить логическое рассуждение;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • создавать интеллект-карты.

Ещё один из популярных приемов разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума". 

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками: "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.[2]

Кубик Блума: методика использования

Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • «Назови». Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

  • «Почему». Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

  • «Объясни». Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

  • «Предложи». Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике для решения конкретных ситуаций.

  • «Придумай». Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

  • «Поделись». Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать не только любой учитель-предметник, но и преподаватели ВУЗов, психологи, социологи.

Возможны два варианта использования:

  • Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.

  • Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует от детей определенной подготовки, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

Использовать прием «интеллект-карт» эффективно на этапе целеполагания (при формулировке темы урока). То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Таким образом, изменился характер деятельности учащихся с репродуктивного на - исследовательский, творческий, продуктивный. Повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.





Список литературы

  1. Новосибирский государственный педагогический университет [Электронный ресурс] - режим доступа:  www.studfiles.ru/preview/6018996/

  2. Интернет-ресурс: http://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/

  3. Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. / Применение методов «Mind Maps» для повышения информационной компетентности обучаемых [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://bershadskiy.ru/ 

  4. Интернет-ресурс: http://www.mind-map.ru/ 

  5. Интернет-ресурс: http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!