СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных универсальных учебных действий

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование познавательных универсальных учебных действий

Для современного школьника крайне важно умение ориентироваться в потоке информации, которую он получает в ходе обучения. Для эффективного приобретения знаний необходимо переработать и усвоить материал, выполнить поиск недостающих сведений, осмыслить тексты. Школьник должен уметь выбирать наиболее результативные методы решения задач, контролировать итоги своей деятельности. Осуществлять рефлексию, а также формулировать и ставить проблемы. 

Формирование познавательных универсальных учебных действий

Для современного школьника крайне важно умение ориентироваться в потоке информации, которую он получает в ходе обучения. Для эффективного приобретения знаний необходимо переработать и усвоить материал, выполнить поиск недостающих сведений, осмыслить тексты. Школьник должен уметь выбирать наиболее результативные методы решения задач, контролировать итоги своей деятельности. Осуществлять рефлексию, а также формулировать и ставить проблемы.

Познавательные универсальные учебные действия

Включают

  • действия исследования;
  • поиска и отбора необходимой информации;
  • ее структурирования;
  • моделирования изучаемого содержания;
  • логические действия и операции;
  • способы решения задач.

Выделяют три основных вида познавательных универсальные учебных действия:

 

  • общеучебные действия; 
  • логические действия; 
  • действия постановки и решения проблем.

общеучебные действия

  1. формулирование познавательной цели;
  2.  поиск и выделение информации;
  3.  структурирование знаний;
  4.  знаково- символические действия;
  5. моделирование;

 

логические действия

  1. анализ с целью выделения признаков объектов;
  2. синтез  
  3. выбор оснований и критериев для сравнения;
  4.   подведение под понятие, выведение следствий;
  5. установление причинно-следственных связей;
  6. построение логической цепочки рассуждений;
  7.  доказательство;
  8.   выдвижение гипотез и их обоснование;

 Действия постановки и решения проблемы:

  1. формулирование проблемы;
  2.  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3.  

 

Познавательные УУД на уроках предполагают следующие умения:

  1. Читать и слушать, отбирая нужные сведения, находить их в дополнительных источниках, и материалах учебников.
  1. Осознавать задачу.
  2. Выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции, формулировать причинно-следственные связи, делать выводы.
  1. Осуществлять познавательные УУД в устной и письменной формах. Понимать сведения, представленные модельном, схематичном, изобразительном видах, использовать знаковые и символичные средства при решении задач.

      Какие же технологии можно применять на уроках, чтобы формировать познавательные универсальные учебные действия у школьника?

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность;
  • повысить объем выполняемой работы на уроке;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным ресурсам;

ВИДЕО: А.С. на своих уроках показывает, как ориентироваться в огромном потоке информации. У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений.

Использование мультимедийных пособий).  Все электронные дидактические средства обучения можно разделить на три большие группы

  • электронные учебники и энциклопедии,
  •  медиатеки цифровых образовательных ресурсов;
  • электронные тренажеры, тесты;

Эти группы средств могут выступать в качестве источника знаний, а также в качестве средства по формированию умений и навыков учащихся. (Виктория Валерьевна систематически грамотно и продуманно пользуется электронными средствами на своих уроках)

Технология организации проектной деятельности:

  • позволяет охватить всех учащихся;
  • не вызывает перегрузки учащихся;
  • придает образовательному процессу характер сотрудничества между учителем и учеником;
  • значительно повышает мотивацию учебной деятельности.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей учащихся. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Е А

Успешная исследовательская деятельность в старших классах возможна лишь при условии начала формирования исследовательских умений и навыков в начальной и среднем звеньях обучения. Пример такой работы участие наших детей ежегодной школьной конференции. В этом году она проходит 8 раз с 18 по 21 апреля по теме «этот УДИВИТЕЛЬНЫЙ КРЫМ»

Хоть выйди ты не в белый свет,

 А в поле за околицей,

Пока идешь за кем-то вслед,

 Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

 И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется. М.Ю. 8А

 

Проблемное обучение предполагает активную «исследовательскую» деятельность ученика, весь путь познания от начала до получения результата он проходит сам (естественно с помощью педагога). Поэтому каждое достижение становится для него личностно важным. Школьник не только приобретает новые знания и умения, но становится инициативной, самостоятельной, творческой личностью. Обучение школьников ставить вопросы (проблемы) – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду. Видео 9а

 

Виды заданий, формирующие познавательные УУД:

  • «Найди отличия» (можно задать их количество);
  • «На что похоже?»;
  • Поиск лишнего 
  • «Лабиринты»;
  • Упорядочивание;
  • «Цепочки»;
  • Хитроумные решения;
  • Составление схем-опор; алгоритмов;
  • Работа с разного вида таблицами;
  • Составление и распознавание диаграмм;
  • Работа со справочниками, словарями;
  • Изготовление моделей.

 

Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД на уроках математики:

1.Озаглавьте каждый столбик и добавьте в каждый из них по одному своему примеру:

2.Вставьте пропущенные числа в верных равенствах:

3.Используя исходные данные, укажите диаграмму площадей океанов

4.  Различные игровые задания.

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика

  • выделять тип задач и способы их решения;
  •  осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
  • различать обоснованные и необоснованные суждения;
  • обосновывать этапы решения учебной задачи;
  • производить анализ и преобразование информации;

 

Заключение

   К. Д. Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных универсальных учебных действий»

Формирование познавательных универсальных учебных  действий.

Формирование познавательных универсальных учебных

действий.

Регулятивные Личностные УУД Познавательные Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

УУД

Познавательные

Коммуникативные

Выделяются: общеучебные действия; логические действия; действия постановки и решения проблем.

Выделяются:

  • общеучебные действия;
  • логические действия;
  • действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:  формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации;  структурирование знаний; знаково-символические действия; моделирование;

Общеучебные универсальные действия:

  • формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • структурирование знаний;
  • знаково-символические действия;
  • моделирование;
Логические универсальные учебные действия: анализ объектов;  синтез — составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения;  подведение под понятие; выведение следствий;

Логические универсальные учебные действия:

  • анализ объектов;
  • синтез — составление целого из частей;
  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • подведение под понятие;
  • выведение следствий;
Логические универсальные действия: установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений,  доказательство;  выдвижение гипотез и их обоснование.

Логические универсальные действия:

  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепочки рассуждений,
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Действия постановки и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные УУД на уроках предполагают следующие умения: читать и слушать, отбирая нужные сведения, находить их в дополнительных источниках материалах учебника; осознавать задачу;

Познавательные УУД на уроках предполагают следующие умения:

  • читать и слушать, отбирая нужные сведения, находить их в дополнительных источниках материалах учебника;
  • осознавать задачу;
Познавательные УУД на уроках предполагают следующие умения: выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции, формулировать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения;

Познавательные УУД на уроках предполагают следующие умения:

  • выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции, формулировать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения;
Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках: активизировать познавательную деятельность; повысить объём выполняемой работы на уроке; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным ресурсам ;(видео А.С)

Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках:

  • активизировать познавательную деятельность;
  • повысить объём выполняемой работы на уроке;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным ресурсам ;(видео А.С)
Использование мультимедийных пособий. электронные учебники ; электронные энциклопедии; медиатеки цифровых образовательных ресурсов; электронные тренажеры, тесты ;(видео В.В )

Использование мультимедийных пособий.

  • электронные учебники ; электронные энциклопедии;
  • медиатеки цифровых образовательных ресурсов;
  • электронные тренажеры, тесты ;(видео В.В )
Технологии организации проектной деятельности . позволяет охватить всех учащихся; не вызывает перегрузки учащихся ; придаёт образовательному процессу характер сотрудничества между учителем и учеником; значительно повышает мотивацию учебной деятельности ;

Технологии организации проектной деятельности .

  • позволяет охватить всех учащихся;
  • не вызывает перегрузки учащихся ;
  • придаёт образовательному процессу характер сотрудничества между учителем и учеником;
  • значительно повышает мотивацию учебной деятельности ;
Исследовательская деятельность . «Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, - Пока идешь за кем –то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал,   Вовек не позабудется.»  видео Н. Рыленков.

Исследовательская деятельность .

«Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем –то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

  Вовек не позабудется.»

видео Н. Рыленков.

Технологии проблемного обучения Обучение школьников ставить вопросы (проблемы) – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.

Технологии проблемного обучения

Обучение школьников ставить вопросы (проблемы) – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к

творчеству, труду.

Виды заданий, формирующие познавательные УУД: « сравни;» «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»;

Виды заданий, формирующие познавательные УУД:

  • « сравни;»
  • «найди отличия» (можно задать их количество);
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
«цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм.
  • «цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм.
Примеры заданий формирования познавательных УУД на уроках математики:

Примеры заданий формирования

познавательных УУД на уроках математики:

1. Озаглавьте каждый столбик и добавьте в каждый из них по одному своему примеру:                   

1. Озаглавьте каждый столбик и добавьте в каждый из них по одному своему примеру:

 

 

 

2. Вставьте пропущенные числа в верных равенствах: 1) 12 – ( - 5) = 12 + … = …  2) … - 6 = … + (-6) = -3  3) 12 – (…) = 12 + (-21) = …  4) -76 – (-79) = … + … = …  5) -32 - … = … + … = -5

2. Вставьте пропущенные числа в верных равенствах:

1) 12 – ( - 5) = 12 + … = …

2) … - 6 = … + (-6) = -3

3) 12 – (…) = 12 + (-21) = …

4) -76 – (-79) = … + … = …

5) -32 - … = … + … = -5

3. Тихий океан – 179 млн.    Атлантический океан – 93 млн.  Индийский океан – 75 млн.  Северный Ледовитый океан – 13 млн. Используя исходные данные, укажите диаграмму площадей океанов

3. Тихий океан – 179 млн.

 

Атлантический океан – 93 млн.

Индийский океан – 75 млн.

Северный Ледовитый океан – 13 млн.

Используя исходные данные, укажите диаграмму площадей океанов

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика выделять тип задач и способы их решения; осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач; различать обоснованные и необоснованные суждения; обосновывать этапы решения учебной задачи;

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика

  • выделять тип задач и способы их решения;
  • осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
  • различать обоснованные и необоснованные суждения;
  • обосновывать этапы решения учебной задачи;
К. Д. Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»

К. Д. Ушинский писал:

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!