«Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников на уроке географии на примере 5 класса»
Я хотел бы продемонстрировать важность формирования и развития познавательных универсальных учебных действий именно на примере 5 класса потому, что именно в 5-м классе появляется география .Нужно формировать и развивать к ней интерес потому, что если упустить момент, то развить интерес к предмету будет достаточно проблематично. К тому же, важно не только развить, но и удержать интерес к познанию географии у школьников. Благо география обладает огромными возможностями для привлечения и удержания интереса к познанию. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса.
Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать различные методы и методические приемы обучения и воспитания. Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса.
Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные логические действия, а также постановки и решения проблемы:
- Синтезирование, сравнение, классификация объектов по выделенному признаку.
- Подведение под понятие, выведение следствий.
- Установление причинно – следственных связей.
- Построение логической цепи рассуждений.
- Доказательство, выдвижение гипотез.
- Постановка и решение проблемы.
В своей педагогической практике я использую множество разнообразных приёмов и я бы хотел рассказать про них поподробнее.
Название приёма
|
Сущность приёма
|
«Географический лабиринт»
|
Данный приём представляет собой особый вид текста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью «ДА» и «НЕТ». Если утверждение истинно, то следует идти по стрелке «ДА», а если ложно – по стрелке «НЕТ».
|
«Парадокс»
|
Суть приёма сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала учитель приводит детям некую проблему. Учителю необходимо отметить, что при всей удивительности этого явления его можно объяснить с точки зрения науки и содержание данного урока в этом поможет. После изложения нового материала учитель просит учеников объяснить парадокс.
|
Географические кроссворды
|
Они вызывают у школьников интерес к изучаемой теме, вносят занимательность, заставляют глубже вникать в предмет, самостоятельно мыслить и работать с картой. Отвечая на вопросы кроссвордов, школьники лучше усваивают научные термины, запоминают названия географических объектов.
|
Географические ребусы
|
Развитие и логического образного мышления, нестандартного мышления, зрительной памяти и правописания .
|
«Вспомни силуэт»
|
Заключается он в том, что ученик должен узнать географический объект по его силуэту. В последнее время подобные задания входят в материал единого государственного экзамена, Всероссийской олимпиады школьников по географии.
|
«Что это? Кто это?»
|
Суть приёма состоит в том, что называются признаки какой-либо территории или явления, а ученик должен определить, о чем (или о ком) идет речь.
|
«Найди ошибку»
|
Предлагается распознать географические ошибки (можно сообщить учащимся о количестве ошибок – это упростит работу).
|
«Да-нет»
|
Учитель загадывает какого-либо путешественника или объект, а ученики ложны его отгадать. Они могут задавать наводящие вопросы, но учитель имеет право отвечать только «да» или «нет». Здесь задача ученика сводится к нахождению наиболее короткой цепочки вопросов для локализации загаданного объекта, то есть проверяется его способность обобщать и конкретизировать.
|
«Что общего?»
|
Даются два случайно выбранных географических объекта. Ученик должен найти как можно больше их общих признаков. Например: п-ов Калифорния – г. Волгоград. На первый взгляд ничего общего между ними нет. Но при более тщательном размышлении можно найти несколько общих признаков:
|
«Географические крестики-нолики»
|
Играть можно индивидуально или командами. Игра идет по правилам обыкновенных «крестиков – ноликов», но чтобы поставить крестик или нолик в выбранную клеточку нужно ответить на вопрос учителя или команды-соперника. В принципе, этот прием учитель может использовать при обычном устном опросе, такой опрос по качеству ничем не уступает обыкновенному, но проходит гораздо интереснее.
|
Синквейн
|
Стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому – либо поводу.
|
«Сделай открытие»
|
Обучающимся необходимо подготовить
рассказ о великом географическом
открытии от лица первооткрывателя.
|
«Жизнь на Земле»
|
Обосновать свою точку зрения по вопросу «Была бы возможна жизнь на Земле, если бы она двигалась по орбите Венеры?»
|
«Составление плана местности»
|
Учащимся предлагается составить рассказ из десяти предложений на тему «Путешествие сказочного героя» (учащиеся сами выбирают сказочного героя). Затем на листе бумаги формата А 4 изобразите план местности, на котором отметьте маршрут придуманного в рассказе путешествия героя сказки.
|
География - удивительный учебный предмет, позволяющий преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде. Это особенно важно в настоящее время, когда негативные последствия деятельности человека и общества в окружающей среде очевидны. Поэтому выбор форм, видов, методов, способов и приемов, используемых мною на уроках, помогает более эффективному и мотивированному усвоению знаний. А знания являются результатом познавательной деятельности человека.
Таким образом, возможности школьной географии воспитывать учащихся коренятся как в содержании изучаемого географического материала, так и в способах его передачи учащимся: в системе разнообразных форм и приемов работы, в правильной организации познавательной деятельности школьников.
Просмотр содержимого документа
««Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников на уроке географии на примере 5 класса»»
«Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников на уроке географии на примере 5 класса»
Я хотел бы продемонстрировать важность формирования и развития познавательных универсальных учебных действий именно на примере 5 класса потому, что именно в 5-м классе появляется география .Нужно формировать и развивать к ней интерес потому, что если упустить момент, то развить интерес к предмету будет достаточно проблематично. К тому же, важно не только развить, но и удержать интерес к познанию географии у школьников. Благо география обладает огромными возможностями для привлечения и удержания интереса к познанию. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса.
Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать различные методы и методические приемы обучения и воспитания. Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса.
Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные логические действия, а также постановки и решения проблемы:
Синтезирование, сравнение, классификация объектов по выделенному признаку.
Подведение под понятие, выведение следствий.
Установление причинно – следственных связей.
Построение логической цепи рассуждений.
Доказательство, выдвижение гипотез.
Постановка и решение проблемы.
В своей педагогической практике я использую множество разнообразных приёмов и я бы хотел рассказать про них поподробнее.
Название приёма | Сущность приёма |
«Географический лабиринт» | Данный приём представляет собой особый вид текста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью «ДА» и «НЕТ». Если утверждение истинно, то следует идти по стрелке «ДА», а если ложно – по стрелке «НЕТ». |
«Парадокс» | Суть приёма сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала учитель приводит детям некую проблему. Учителю необходимо отметить, что при всей удивительности этого явления его можно объяснить с точки зрения науки и содержание данного урока в этом поможет. После изложения нового материала учитель просит учеников объяснить парадокс. |
Географические кроссворды | Они вызывают у школьников интерес к изучаемой теме, вносят занимательность, заставляют глубже вникать в предмет, самостоятельно мыслить и работать с картой. Отвечая на вопросы кроссвордов, школьники лучше усваивают научные термины, запоминают названия географических объектов. |
Географические ребусы | Развитие и логического образного мышления, нестандартного мышления, зрительной памяти и правописания . |
«Вспомни силуэт» | Заключается он в том, что ученик должен узнать географический объект по его силуэту. В последнее время подобные задания входят в материал единого государственного экзамена, Всероссийской олимпиады школьников по географии. |
«Что это? Кто это?» | Суть приёма состоит в том, что называются признаки какой-либо территории или явления, а ученик должен определить, о чем (или о ком) идет речь. |
«Найди ошибку» | Предлагается распознать географические ошибки (можно сообщить учащимся о количестве ошибок – это упростит работу). |
«Да-нет» | Учитель загадывает какого-либо путешественника или объект, а ученики ложны его отгадать. Они могут задавать наводящие вопросы, но учитель имеет право отвечать только «да» или «нет». Здесь задача ученика сводится к нахождению наиболее короткой цепочки вопросов для локализации загаданного объекта, то есть проверяется его способность обобщать и конкретизировать. |
«Что общего?» | Даются два случайно выбранных географических объекта. Ученик должен найти как можно больше их общих признаков. Например: п-ов Калифорния – г. Волгоград. На первый взгляд ничего общего между ними нет. Но при более тщательном размышлении можно найти несколько общих признаков: |
«Географические крестики-нолики» | Играть можно индивидуально или командами. Игра идет по правилам обыкновенных «крестиков – ноликов», но чтобы поставить крестик или нолик в выбранную клеточку нужно ответить на вопрос учителя или команды-соперника. В принципе, этот прием учитель может использовать при обычном устном опросе, такой опрос по качеству ничем не уступает обыкновенному, но проходит гораздо интереснее. |
Синквейн | Стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому – либо поводу. |
«Сделай открытие» | Обучающимся необходимо подготовить рассказ о великом географическом открытии от лица первооткрывателя. |
«Жизнь на Земле» | Обосновать свою точку зрения по вопросу «Была бы возможна жизнь на Земле, если бы она двигалась по орбите Венеры?» |
«Составление плана местности» | Учащимся предлагается составить рассказ из десяти предложений на тему «Путешествие сказочного героя» (учащиеся сами выбирают сказочного героя). Затем на листе бумаги формата А 4 изобразите план местности, на котором отметьте маршрут придуманного в рассказе путешествия героя сказки. |
География - удивительный учебный предмет, позволяющий преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде. Это особенно важно в настоящее время, когда негативные последствия деятельности человека и общества в окружающей среде очевидны. Поэтому выбор форм, видов, методов, способов и приемов, используемых мною на уроках, помогает более эффективному и мотивированному усвоению знаний. А знания являются результатом познавательной деятельности человека.
Таким образом, возможности школьной географии воспитывать учащихся коренятся как в содержании изучаемого географического материала, так и в способах его передачи учащимся: в системе разнообразных форм и приемов работы, в правильной организации познавательной деятельности школьников.
2