СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способы формирования универсальных учебных действий

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках математики»

Иванова Галина Григорьевна ,

учитель математики

ГБОУ СОШ№2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино

муниципального района Клявлинский Самарской области




Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов


Когда - то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования - это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться

Для формирования УУД на уроках математики, достаточно эффективным, является метод проектов, который применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление метапредметных связей, к которым по праву можно отнести математику. Метод проектов это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале – продукте проекта.

Как использование метода проектов способствует формированию универсальных учебных действий согласно ФГОС?

Умение выбрать тему проекта согласно своим интересам и способностям; выразить и оценить собственную точку зрения по итогам проектной деятельности; обозначить дальнейшие направления развития проекта – все это способствует формированию личностных УУД.

Регулятивные УУД характеризуются следующими умениями: обнаруживать и формулировать учебную проблему; обосновывать актуальность выбранной темы проекта, составлять план выполнения проекта.

Познавательные УУД характеризуются следующими умениями: самостоятельно находить, систематизировать и отбирать информацию из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Записывать выводы в виде правил по теме проекта; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, презентаций с помощью ИКТ. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; создавать конечные программные продукты по теме проекта.

При защите проекта учащемуся необходимо отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее фактами. Кроме этого, ему необходимо понимать и принимать точку зрения другого, учащийся должен уметь договариваться с людьми иных позиций, организовывать учебное взаимодействие в группе. Все это способствует формированию коммуникативных УУД.

Пример проекта «Расчет стоимости ремонта в комнате» из курса математики, при работе над которым происходит развитие УУД учащихся.

Выполнение всего проекта занимает 1 неделя. Сначала учащиеся составляют приблизительные планы своих комнат, а затем на уроке приходят к единому мнению о средней комнате.

На этом этапе происходит развитие и применение следующих УУД:

• осознание, что такое свойства предмета;

•умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;

• моделирование;

• формирование математической компетентности.

После составления плана комнаты учащиеся делятся на группы для выполнения домашнего задания на темы «расчет количества обоев, расчет количества половой краски(линолеума) и потолочной плитки .

В ходе выполнения данного задания учащиеся овладевают такими УУД как:

• использование знаково-символической записи математического понятия;

• использование индуктивного умозаключения;

• совершенствование навыков работы в группе.

На последнем этапе работы над данным проектом проводится урок, на котором учащиеся представляют свои мини-отчеты, выполненные в программе Microsoft PowerPoint, все данные заносятся в таблицу на доске для дальнейшей работы на уроке. Тема урока «Арифметические действия с десятичными дробями» соответствует календарно-тематическому планированию.

Основной целью данного урока является рассчитать стоимость ремонта комнаты в зависимости от бюджета семьи, поэтому на следующем этапе занятия ребята самостоятельно делятся на две воображаемые семьи. Обобщение и вывод (в одной и той же комнате можно сделать ремонт на разную денежную сумму в зависимости от бюджета семьи).

На уроке происходит развитие следующих УУД:

• формирование ценностных ориентаций;

• овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

• работа по алгоритму с таблицами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий;

• владение различными формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Для чего нужен метод проектов?

  1. Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.

  2. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

  3. Принимать самостоятельные аргументированные решения.

  4. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли

  5. Сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Внешний результат – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения.

Плюсы метода проектов:

1. Современные дети рациональны, они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Вне всяких сомнений – проектирование относится к методам обучения, отвечающим современной жизни.

2.  В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания.

3. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

4. Для учителя учебный проект – это  дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

5. Метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.

Из опыта своей работы я сделала вывод о том, что начинать работу в 5-6 классов лучше с выполнения мини-проектов.

В зависимости от возраста учащихся роль учителя меняется. В 5 классе учащимся постоянно была нужна помощь: помочь в поиске необходимой информации, научить отобрать нужный материал, составить вопросы для обсуждения и провести анализ полученных данных. Работая с учащимися старших классов мы выступаем в роли организатора.

При обсуждении результатов работы дети отмечают, что проект интересен именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью учителя, формы и виды презентаций зависят полностью только от их собственной фантазии. Практический опыт, полученный учащимися в планировании, формулировании научной проблемы, разработке эксперимента, сборе и обработке данных, презентации полученных результатов, будет им необходим для получения дальнейшего образования и профессиональной деятельности.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Применение учебных проектов, как компонента системы образования, открывает большие возможности для развития самостоятельного, критического мышления ученика, формирования у него определенных личностных качеств через активные способы действия. Задача учителя – создать условия для проектной деятельности, творческой самореализации учащихся при обучении математике.

Метод проектов мне нравится своей универсальностью и широким простором для творчества, как учителя, так и учащихся.

Одна из важных форм практических работ – учебно-исследовательская. В рамках работы ведётся исследовательская работа, подготовка учащихся к математическим конкурсам и конференциям разного уровня.

Проектная учебная деятельность учащихся представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися.

Выполняя проекты, учащиеся осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.

Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем.

За 2 года учащимися выполнены исследовательские проекты:

3№

Название проекта

Результат

11

Устный счет гимнастика ума

Диплом 3 степени лауреата конкурса исследовательских работ и проектов школьников в области математики, прикладной математики «Математика вокруг нас» ПГСГА.

Диплом 1 степени общероссийская научно-практическая заочная конференция «НИРО-КЛИио-2014!»

22

Мир удивительных чисел

Диплом 2 степени лауреата конкурса исследовательских работ и проектов школьников в области математики, прикладной математики «Математика вокруг нас» ПГСГА

33

Моя малая Родина

Диплом 3 степени общероссийского конкурса

44

Письма героев

Диплом 3 степени конкурса агитбригад «Нельзя без песни на войне» Окружных Патриотических чтений «Листая страницы войны»

65

Школьная математическая олимпиада

1и 3 место


Заключение

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. В процессе обучения математике можно успешно формировать все виды УУД, востребованные современной системой образования. Они направлены на достижение главной цели современной системы образования: научить учиться и достигать новых вершин знания для дальнейшего саморазвития. Метод проектов является эффективным средством развития универсальных учебных действий на уроках математики. При применении метода проектов на уроках математики расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык.

Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения наши воспитанники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Через проектную деятельность происходит становление современного человека. Главный результат применения проектного метода - это формирование математически грамотной личности с научным мировоззрением, обладающей умением учиться, жить, принимать самостоятельные решения и делать самостоятельные выводы.


Литература:

  1. Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. – М., 2005.

  2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб., 2002.

  3. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, тех­нологии: монография / отв. ред. В. В.Сериков. – Волгоград, 2000.

4. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование.–2000. –№7

5. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. //Народное образование. – 1999.–№10

6. http://pedsovet-133.ucoz.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!