Формирование универсальных учебных действий обучающихся 8–9 классов на уроках информатики
Возможности общеобразовательного курса информатики в реализации деятельностного подхода и развитии УУД представляют особый интерес. Это связано со следующими обстоятельствами:
- информатика – активно развивающийся учебный предмет, который реализует многие современные образовательные тенденции;
- характерные для учебного предмета информатики виды деятельности такие как, например, моделирование, естественным образом встраиваются в систему УУД.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
Познавательные УУД включают в себя: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться. Т
Овладение УУД ведет к формированию способности умения учиться. Необходимо не стихийное, а целенаправленное планомерное формирование УУД с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность [1].
Рассмотрим примерные, типовые задания, которые возможны к использованию на уроке информатики в целях формирования спектра универсальных учебных действий.
Задания, формирующие познавательные УУД
Задание 1.
Цель: формирование умения преобразования информации.
Возраст: 13–14 лет.
Учебная дисциплина: информатика.
Форма выполнения задания: индивидуальная работа за компьютером.
Описание задания: Дан текст, предназначенный для формирования таблицы базы данных (рис. 1). Необходимо определить структуру таблицы, сформулировать названия полей, определить первичный ключ.
Рис. 1.
Критерии оценивания:
– умение правильно преобразовать в таблицу;
– умение задать структуру, указать имена полей;
– умение определить первичный ключ.
Задание 2.
Цель: формирование умения анализа информации.
Возраст: 13–14 лет.
Учебная дисциплина: информатика.
Форма выполнения задания: индивидуальная работа.
Описание задания: заданы названия полей таблицы реляционной базы данных и перечень типов полей. Требуется установить соответствие между элементами перечней (рис. 2).
Рис. 2.
Критерии оценивания:
- умение правильно и точно сопоставить элементы перечней.
Задания, формирующие личностные УУД
Задание 3.